История / День в истории

Грозный и надежный Ил: от Великой Отечественной до Афгана

Четыре лучших машины ОКБ Ильюшина, созданные за 82 года

  
16226
Грозный и надежный Ил: от Великой Отечественной до Афгана

13 января 1933 года было основано ОКБ им. С.В.Ильюшина. Первоначально оно называлось ЦКБ завода № 39 им. В.Р.Менжинского, а затем — ОКБ 240. Помимо гражданских самолетов в ОКБ были созданы боевые машины, эффективно применявшиеся во время Великой Отечественной войны. В послевоенное время Илы заняли важное место в парке ВВС страны.

Ил-4

Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 стал глубокой модернизацией самолета ДБ-3. В 1939 году, выпустив более полутора тысяч ДБ-3, авиапром прекратил производство этой машины. Было решено, что Красная армия получила в достаточном количестве дальние бомбардировщики для решения любой стратегической задачи.

Однако во время войны из-за боевых потерь необходимо было постоянно пополнять парк самолетов любой специализации. ОКБ Ильюшина в 1941 году усилило боевые возможности бомбардировщика, повысило его живучесть, оснастило более мощным мотором. И в 1942 году началось массовое производство Ил-4. Всего их было выпущено почти 5,5 тыс. Это был самый массовый советский дальний бомбардировщик времен Второй мировой войны.

Но судьба этого самолета складывалась непросто. В два первых года войны его использовали не по назначению — Ил-4 наносил удары в пределах тактической глубины. То есть использовался как фронтовой бомбардировщик, работая без истребителей сопровождения. В значительной степени из-за этого потери самолетов были очень значительны. И лишь с середины войны Ил-4 наносили массированные бомбовые удары по Берлину и другим германским городам.

Ил-4 имел скорость 430 км/ч, потолок — 9000 м, дальность — 3800 км. Брал 2500 кг бомб. Был вооружен тремя пулеметами. Имел два двигателя воздушного охлаждения М-88Б мощностью 1100 л.с. каждый.

Ил-28

Между ОКБ Ильюшина и Туполева существовала конкуренция по части проектирования бомбардировщиков. Надо сказать, что ильюшинский Ил-4, хоть и был самым массовым, все-таки проигрывал туполевскому ТБ-7. И по бомбовой нагрузке, и по дальности. Но после войны, когда авиация начала переводиться на реактивную тягу, Сергей Владимирович Ильюшин отыгрался в полной мере. Его Ил-28 стал первым советским серийным бомбардировщиком. Правда, Андрей Николаевич Туполев через некоторое время добился реванша, а его ОКБ и поныне является главным разработчиком отечественных бомбардировщиков.

Фронтовой бомбардировщик Ил-28 был принят на вооружение в 1950 году. Комиссии, дававшей рекомендации к серийному производству, он приглянулся больше, чем его конкурент Ту-73.

Ил-28 зарекомендовал себя надежной и удобной в пилотировании машиной, имеющей хорошую для бомбардировщика маневренность. Прекрасная сбалансированность не требовала от пилота при горизонтальном полете каких-либо усилий. Самолет был также прост в обслуживании. А его внедрение в серийное производство было малозатратным. Всего было выпущено 6316 бомбардировщиков, в строю они находились до начала 60-х годов.

Успех машины в значительной степени был вызван тем, что Ильюшину удалось сократить экипаж до 3 человек и уменьшить оборонительное вооружение без потери боевого качества самолета. В связи с этим машина получилась легкой, при значительной мощности двигателя она позволяла брать на борт большую бомбовую нагрузку и обладала серьезной для фронтового бомбардировщика дальностью. Помимо фугасных бомб Ил-28 был носителем тактической ядерной бомбы мощностью 28 кт.

За разработку Ил-28 С.В.Ильюшин и ряд конструкторов ОКБ были удостоены Сталинской премии.

ЛТХ Ил-28

Экипаж: пилот, штурман, стрелок-радист

Длина — 17,6 м

Высота — 6,7 м

Размах крыла — 21,5 м

Площадь крыла — 60,8 кв.м.

Масса пустого — 12890 кг

Максимальная взлетная масса — 23200 кг

Тяга ТРД ВК-1А — 2×2700 кгс

Максимальная скорость — 906 км/ч

Дальность — 2400 км

Практический потолок — 12500 м

Скороподъемность — 15 м/с

Вооружение — 4 пушки 23 мм

Бомбовая нагрузка — 3000 кг

Ил-38

Данный самолет являет собой редчайший случай, когда орало было перековано на меч. И перековано с высочайшим качеством — этот противолодочный самолет, принятый на вооружение в далеком 1968 году, до сих пор исправно служит в частях ВМФ России. А создан он был на базе пассажирского лайнера Ил-18, который начал эксплуатироваться в Аэрофлоте в 1959 году.

Проектирование нового самолета с нуля для ВМФ было неприемлемо, поскольку на это ушло бы слишком много времени. Спешка была вызвана тем обстоятельством, что в середине 60-х годов стало понятно, что стратегический подводный флот США представляет, пожалуй, наибольшую опасность для обороноспособности страны. И средств противодействия ему в СССР практически не существовало.

Правда, переделка пассажирского лайнера на военный лад не свелась только к оснащению его специальной аппаратурой и вооружением, как поражающим неприятельские субмарины, так и оборонительным. Пришлось несколько видоизменить даже планер, для чего на 3 метра вперед сместили крыло и расширили фюзеляж для размещения в нем торпед, глубинных бомб и разведывательных буев.

К обычным приборам пилотирования добавили специальные: поисково-прицельную систему «Беркут-38», магнитометр, многоканальный комплекс «Изумруд», снимающий информацию с радиогидролокационных и гидроакустических буев.

С 1967 по 1972 год было построено 64 самолетов. 6 из них были проданы ВМФ Индии. В России сейчас эксплуатируются 40 самолетов и 12 находятся на хранении. Все они периодически модернизируются, на них устанавливается современное вооружение. Сейчас Ил-38 оснащаются новейшей системой «Морской змей», которая не только способна вести поиск во всех средах — над водой, под водой и в воздухе, — но обладает еще и функцией целеуказания.

ЛТХ Ил-38

Экипаж — 7 человек

Длина — 40,1 м

Высота — 10,1 м

Размах крыла — 37,4 м

Площадь крыла — 140 кв.м.

Масса пустого — 34700 кг

Максимальная взлетная масса — 68000 кг

Мощность ТВД АИ-20М — 4×4250 л.с.

Максимальная скорость — 650 км/ч

Практическая дальность 7100 км

Практический потолок 8000 м

Боевая нагрузка — до 8400 кг

Вооружение — бомбы, включая корректируемые, мины, торпеды, гидроакустические буи.

Ил-76

Этот самолет, принятый на вооружение в 1974 году, в настоящее время является основным самолетом ВТА России. На его долю приходится более 70% всей выполняемой транспортной авиацией работы. Он широко используется и в гражданской авиации, но ТЗ на разработку ОКБ Ильюшина утверждало военное ведомство. И в нем черным по белому было зафиксировано назначение этой машины: «для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию центрального подчинения и на фронтовую ВТА по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов».

Самолет широко использовался во время Афганской войны. На втором месте по востребованности был Ан-12. Но при этом Ил-76 обладал гораздо большей защищенностью и живучестью. В Афганистане на этих самолетах было совершено 14700 вылетов. Были потеряны лишь две машины.

Для своего времени, поднимая в воздух 60 тонн полезной нагрузки, самолет был наряду с Ан-22 «Антей» самым мощным отечественным самолетом. Но при этом в рекордных полетах он летал и с 70-тонным грузом, устанавливая мировые достижения по скорости для своего класса самолетов. Всего на Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.

При этом он, в отличие от целого ряда тяжелых военно-транспортных самолетов мира, имеет низкую минимально допустимую скорость в 200 км/ч, что позволяет качественно десантировать как живую силу, так и военную технику.

Всего было построено 950 Ил-76 тридцати модификаций. Причем последняя модификация — Ил-76МД-90А — в настоящий момент запускается в серийное производство.

Сегодня в ВТА России эксплуатируются 210 этих машин. Присутствуют они в армиях двух десятков стран мира. Широко используются и в гражданской авиации. Ил-76 является одним из основных самолетов при доставке ооновской гуманитарной помощи по всему свету.

После «развода» с Украиной возникли серьезные проблемы с перспективами эксплуатации самого мощного самолета ВТА — Ан-124 «Руслан», который требует получения запчастей и производства периодических поверок и сертификаций. В связи с чем ОКБ Ильюшина в следующем году приступит к реализации проекта «Ермак». Производство перспективного широкофюзеляжного военно-транспортного самолета предположительно начнется в 2024 году. О новой машине известно лишь, что ее грузоподьемность составит 80 тонн, а дальность с максимальной нагрузкой — 5000 км.

ЛТХ Ил-76МД-90А

Длина — 46,6 м

Размах крыла — 50,5 м

Площадь крыла — 300 кв.м.

Масса пустого — 88500 кг

Максимальная взлетная масса — 210000 кг

Грузоподъемность — 60 т

Крейсерская скорость — 780−850 км/ч

Дальность — до 6500 км

Практический потолок — 12000 м

Количество перевозимых десантников — 128

Объем грузовой кабины — 321 куб.м.

Вооружение — 2 пушки 23-мм

На снимке в открытие статьи: самолет-бомбардировщик времен Великой Отечественной войны Ил-4/ Фото: Юрий Машков/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня