История / День в истории

«Наутилус»: 25 тысяч миль и 25 лет под водой

Первая атомная подводная лодка стала плавучей лабораторией для создания последующих

  
3904
«Наутилус»: 25 тысяч миль и 25 лет под водой

21 января 1954 года на воду была спущена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». Она прослужила в ВМС США 25 лет. Имела не столько военное, сколько научно-техническое значение. Первой в истории достигла подо льдами Северного полюса.

Миниатюризация реактора

С появлением компактных твердотопливных ракет у американцев возникла прекрасная перспектива тайно, при помощи подводных лодок, подводить их на расстояние выстрела к берегам потенциального противника. То есть Советского Союза. Однако существовавший в начале 50-х годов подводный флот ВМС США для решения этой задачи был не слишком пригоден. Дизель-электрические лодки должны были периодически всплывать для подзарядки аккумуляторов, приводящих в движение ходовые электромоторы. А также для пополнения запасов воздуха. Правда, последняя причина всплытия уже могла решаться при помощи систем регенерации кислорода.

С появлением стационарных ядерных реакторов усилия конструкторов-энергетиков были направлены на их «миниатюризацию». Потому что и исследовательские реакторы, и реакторы для атомных электростанций весили сотни тонн, и их невозможно было втиснуть в ограниченный объем субмарины.

Первой эту задачу решила американская компания Westinghouse Electric Company, выпустившая водо-водяной реактор S2W, который весил всего лишь 35 тонн и имел вполне приемлемые габариты: 3 метра в высоту и 2,7 метра в диаметре. Активная зона реактора имела диаметр в 1 метр. Вместе же с защитной конструкцией все сооружение имело 6-метровую высоту и диаметр, равный 4,6 метра.

Эта система реакторов для двигательных установок получила распространение и сейчас используется повсеместно. Хоть в начале 60-х годов использовались реакторы, в которых в качестве замедлителя применялись и тяжелая вода, и жидкий натрий.

Обычная легкая вода в водо-водяных реакторах используется в двух контурах. В первом она играет роль и замедлителя, тормозя нейтроны, и переносчика тепла, отбирая его от топливных элементов на основе урана и нагревая воду во втором контуре. Одним из главных достоинств этой системы является невозможность развития неуправляемой цепной реакции. Если, конечно, реактор не разрушится, и вода под давлением не покинет первый контур.

Во втором реакторе вода превращается в пар и вращает турбину турбозубчатого агрегата. Вращение передается на два вала, и они через редуктор вращают гребной винт. В силовую установку также входит турбогенератор, который заряжает аккумуляторы и подает питание в бортовую электросеть. Для малошумного движения на «Наутилусе» был предусмотрен электродвигатель, который обеспечивал меньшую скорость хода в 4 узла.

Первый блин

«Наутилус» был разработан и построен компанией Electric Boat, являющейся подразделением корпорации General Dynamics. Ее закладка состоялась на верфи Гротона 14 июня 1952 года. На воду была спущена 21 января 1954 года, а 30 сентября первую в мире атомную подводку приняли на вооружение ВМС США.

Это был значительный прорыв в области конструирования подводных кораблей. Но он носил более научный, чем практический характер. Единственным достоинством «Наутилуса» стала возможность проходить без всплытия 25 тыс. миль. Ну, и подводная скорость у нее была вполне приличной — 23 узла.

Но шумела она сильнее, чем дизель-электрические лодки, поскольку вал вращал не электродвигатель, а паровая турбина. Это сказывалось не только на ее легком обнаружении на больших расстояниях, но и на затруднении при пользовании своей акустической установкой.

Существенным недостатком стала невозможность установки на лодке должного вооружения и приборного оснащения. Дело в том, что биологическая защита, изготовленная из свинца, весила 740 тонн. В связи с чем удалось оснастить «Наутилус» лишь шестью торпедными аппаратами с боекомплектом из 24-х 533-мм торпед. С таким вооружением у берегов потенциального противника делать было нечего.

25 лет честной службы

Поэтому «Наутилус» применялся не как боевая, а прежде всего как учебная лодка для обучения личного состава и отработки тактических приемов. Но перед этим происходила довольно длительная обкатка технических систем субмарины. И происходило это не без приключений. К счастью, серьезных аварий не случилось.

Еще в ходе постройки лодки во время испытаний энергетической установки лопнул трубопровод второго контура с паром с температурой 220 градусов и под давлением в 18 атмосфер. Неисправность устранили. Но при этом заменили сварной трубопровод на бесшовный.

Во время эксплуатации лодки произошло возгорание изоляции турбины. Пожар потушили, перейдя в надводное положение, изоляцию впоследствии заменили на невоспламеняющуюся. Обнаруживалась течь в паротурбинной установке, ее залатали подручными средствами. Во время учений НАТО «Наутилус» протаранил авианосец «Эссекс», отчего тот получил пробоину ниже ватерлинии.

Трижды «Наутилус» пытался достичь подо льдами Северного полюса. Во время первой попытки был серьезно поврежден перископ. Вторая попытка также окончилась безрезультатно. В третий раз, как утверждал капитан, только чудо спасло лодку от гибели.

Но 3 августа 1958 года «Наутилус» наконец-то достиг Северного полюса, что в полной мере доказало достоинства «атомного хода» по сравнению с дизель-электрическим.

«Наутилус» прослужил в ВМС США до 1980 года. После чего ветеран самостоятельно пришел на место своего рождения — в Гротон. Где после дезактивации лодку превратили в музей.

Первой советской АПЛ стала К-3, появившаяся в 1957 году.

До середины 70-х годов подводный флот США был сильнее советского. Затем силы выровнялись. Сейчас по качеству субмарин Россия опережает США, которые еще долго намереваются эксплуатировать лодки третьего поколения. У нас же на вооружение уже поступают атомные подводные лодки с баллистическими ракетами четвертого поколения, которые по возможностям значительно превосходят американские.

Характеристики ПЛА «Наутилус»

Длина — 97 м

Ширина корпуса — 8,2 м

Водоизмещение надводное — 4157 т

Водоизмещение подводное — 4222 т

Скорость надводная — 20 узлов

Скорость подводная — 23 узла

Экипаж — 11 офицеров, 100 матросов

Тепловая мощность ядерного реактора — 9860 кВт

Мощность на валу — 13400 л.с.

Вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов

Автономность хода — 25 тыс. миль

Фото: ru.wikipedia.org

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня