Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
21 января 2015 14:03

Опасный юмор

Карикатуристы во все времена расплачивались за свои взгляды

29567

Насколько опасна профессия карикатуриста, мир, кажется, узнал лишь недавно — после известных трагических событий в редакции французского еженедельника «Charlie Hebdo». Но если оглянуться назад, можно убедиться, что и в далекие времена эти рисунки грозили художникам серьезными неприятностями. Случалось, что карикатуристы расплачивались за свои острые перья, карандаши и кисти свободой, а то и жизнью.

За оскорбление Его Величества

Почти триста лет назад, в 1722 году во Франции был создан карикатурный трибунал, который «разбирал дела рисовальщиков и издателей глумливых картинок». Надо сказать, что за несколько лет до этого, в 1694-м по Парижу стали распространяться листки, весьма оскорбительные для короля. На них был изображен памятник Людовику XIV. Но его окружали не четыре скованные фигуры, символизировавшие побежденные народы, как на постаменте, а морганатическая супруга монарха — мадам де Ментенон и три его любовницы.

Смелый художник был найден, за оскорбление Его Величества отдан под суд, который вынес суровый приговор…

Однако страх перед тяжкой расплатой не уменьшил неприязнь к властителям. Более того, перед Французской революцией над ними не только потешались, но и откровенно издевались. Например, Марию Антуанетту на карикатурах изображали проституткой, Людовика XVI — свиньей с человеческой головой. Те, однако, сносили насмешки. Но народ понял художников буквально и без сожаления проводил короля и королеву на эшафот, когда Национальный конвент упразднил монархию.

Новая революционная власть, не в пример королевской, не стала терпеть насмешек карикатуристов. Известен случай, когда Максимилиан Робеспьер, увидев свое сатирическое изображение, пришел в страшный гнев. На рисунке художника Эрси вождь якобинцев изображался среди леса гильотин. Это был намек на то, что ему пришлось самому взяться за работу палача, ибо все достойные граждане Франции уже казнены.

Несчастный Эрси закончил свою жизнь на гильотине. Кстати, вскоре его участь разделил и Робеспьер…

Друзья по несчастью

Несказанно обидчив был и Наполеон Бонапарт. В 1802 году в ходе переговоров о мире с Великобританией он потребовал, чтобы карикатуристов, оскорбивших его честь и достоинство, приравняли к убийцам, фальшивомонетчикам и выдали Франции. Однако император получил отказ.

Злейшим врагом Бонапарта был известный английский карикатурист Джеймс Гилрей, который беспрестанно издевался над завоевателем Европы. За это Наполеон обещал повесить художника, но подходящий случай ему так и не представился…

И другие властители Франции терпеть не могли карикатуристов. Впрочем, их чувства были взаимными. В 1832 году в одном из журналов появился рисунок художника Оноре Домье. На нем король Луи-Филипп был изображен в образе Гаргантюа, пожирающего богатства страны.

За этот сатирический выпад художник отсидел полгода в застенке. Тюрьма ждала друга и коллегу Домье Шарля Филипона, создавшего рисунок, ставший хрестоматийным. На нем тот же Луи-Филипп постепенно превращался из человека в грушу.

Впрочем, не только французов карали за «излишнее» чувство юмора по отношению к гегемонам. В Германии только за первые семь лет правления Вильгельма Второго было вынесено без малого пять тысяч приговоров по делам об оскорблении кайзера. Среди осужденных оказалось немало журналистов и карикатуристов. В числе последних был мюнхенский художник Теодор Томас Гейне, осужденный на шесть месяцев за «неподобающий рисунок монарха».

Очередь из «Пулемета»

Пожалуй, самым терпимым — или терпеливым? — монархом был Николай Второй. Особенно разгулялись его обличители после Манифеста императора от 17 октября 1905 года, который в числе прочих свобод, даровал свободу слова. И — мнения художников, выраженного в карикатурном жанре…

Выход манифеста сатирический журнал «Пулемет» отметил обложкой, на которой был воспроизведен текст документа со следом окровавленной пятерни. Внизу — словно впечатанная в документ подпись: «К сему листу свиты его Величества генерал-майор Трепов руку приложил». Как известно, тот отдал приказ о подавлении декабрьского восстания.

Между прочим, эта публикация стоила редактору «Пулемета» Николаю Шебуеву ареста и заключения в Петропавловскую крепость сроком на один год.

Зато те, кто считали своим долгом задеть царя, не пострадали, Это касается маститых Мстислава Добужинского, Ивана Билибина, Льва Бакста, Евгения Лансере и многочисленных безвестных карикатуристов. Свидетельствует ли это о беззлобном нраве императора? Возможно. Но это могло быть и равнодушием. Известно же, что главным объектом забот и интересов царя была его семья — жена, «маман», дети. Все остальное — в том числе дела государственные — были для Николая Александровича не столь важны, не так категоричны. И на общественное мнение он мало обращал внимания…

Одним из самых известных сатирических рисунков на царя был тот, где он смотрит в зеркало и видит отражение обезглавленного Людовика XVI. То, что карикатурист «напророчил» ему во время Первой русской революции, случилось с Николаем Вторым после Октябрьской…

Между прочим, первое издание, посвященное карикатуре, вышло в России в начале XIX столетия. За это дело взялся известный художник Алексей Венецианов. Он затеял «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», чем сразу привлек внимание столичной публики.

Однако после третьего номера журнал был закрыт по личному распоряжению Александра Первого. Ему не понравился рисунок, изображавший вельможу, спящего в кабинете, в то время как в приемной толпятся просители. Художник, однако, не пострадал, получив почти доброжелательный автограф царя. Тот пожелал живописцу, чтобы он «дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет».

Резолюция: «Не печатать!»

Говорят, что Бориса Ефимова обещал повесить после взятия Москвы Адольф Гитлер. Тот, якобы, увидев едкую сатиру знаменитого советского карикатуриста на руководителей Третьего рейха и на себя в частности, пришел в ярость.

Правда это или выдумка? Сам Ефимов считал подобное свидетельство преувеличением. Но то, что Борис Ефимович мог пострадать на родине — факт, о котором он поведал в своих мемуарах:

«Еще в начале правления Сталина я нарисовал на него шарж. Вообще-то в 1924—1925 годы дружеские шаржи были в моде — рисовать вождей было в порядке вещей, никто не обижался. Кто-то предложил изобразить генерального секретаря Сталина. Я нарисовал: низкий лоб, тяжелые сапоги, но ничего злого. Показали редактору журнала «Прожектор» Марии Ильиничне Ульяновой (сестра Ленина — В.Б.). Она без тени улыбки на лице сказала: «У него тут какая-то лисья рожа. Не знаю, не знаю».

Решили согласовать, послали в секретариат. Примерно через два дня шарж вернулся с пометкой «не печатать». Больше шаржей на Сталина я не делал".

И правильно сделали, Борис Ефимович! Иначе не прожили бы 108 лет…

Таланты из Кремля

В 20−30-е годы в СССР баловались шаржами и юмористическими рисунками не только профессиональные художники, но и любители. В том числе высокопоставленные — наркомы, члены Политбюро, другие партийные начальники. В общем, изобразительных работ членов ВКП (б) в бывшем Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС — ныне РГАСПИ — хранится более тысячи.

Рисовали не только на досуге, но и на встречах, заседаниях, передавали из рук в руки, дарили. Некоторые собирали карикатуры — например, Климент Ворошилов, Михаил Калинин. Может, не только ради любопытства, но и на всякий случай — как компромат?..

Среди «партийных художников» находились и свои таланты. Увлеченным и вполне квалицированным рисовальщиком слыл Валерий Межлаук, которого историки называли «интеллигентом с партбилетом». Он до революции получил два образования, был заместителем Председателя совета народных комиссаров, возглавлял наркомат тяжелой промышленности, а позже — машиностроения. Ну а потом… В общем, участь Межлаука печальна.

Способным художником считался один из видных политиков той поры — Николай Бухарин. Шаржи у него острые, характерные. Жестоко пострадал Николай Иванович вроде не за них, но, кто знает, может, Сталин припомнил ему и свои, полные насмешливого сарказма, портреты. Впрочем, и другие близкие к Сталину «художники» порой его не жаловали. Например, на одном из рисунков генсек изображен в виде барина, вокруг которого суетятся подхалимы.

Но уже близок был закат демократии. В середине 30-х годов карикатур на Сталина уже не видно…

Как шутил вождь

Сам Иосиф Виссарионович тоже брался за карандаш. Известен его зловещий шарж на наркома финансов Николая Брюханова. На обороте рисунка автор написал: «Всем членам Политбюро. Брюханова за его нынешние и будущие прегрешения следует подвесить за… Если они выдержат, тогда следует признать его невиновным, все равно что оправданным по суду. Если они оторвутся, его следует утопить в реке».

Вот такой «юмор» вождя. А наркома финансов через несколько лет просто расстреляли.

И еще — о Бухарине. Однажды он нарисовал свой автопортрет, изобразив себя с острыми ушами и лисьим пушистым хвостом. И добавил: «Свиная лисичка в старости (текущей)». Чтобы это значило, не ведомо, но как это аукнулось «художнику», известно. В марте 1938 года, на судебном процессе по делу оппозиции, прокурор Андрей Вышинский саркастически вопрошал: «А Бухарин, эта проклятая помесь лисы и свиньи, как он ведет себя по этому вопросу?» И сам же отвечал: «Как подобает лисе и свинье…».

Между прочим, Бухарин однажды очень обиделся на карикатуру, опубликованную в журнале «Пушка», которая высмеивала его избрание членом Академии наук. И принял «меры». «Если он беспартийный — арестовать, если партийный — предать партийному суду!» — жаждал крови Бухарин. В итоге журнал закрыли, главного редактора сместили со своего поста. Ну, а карикатуриста… Сначала он был арестован, а что с ним произошло потом, не известно.

Напоследок — малоизвестный факт. Оказывается, Брежнев тоже рисовал. На одной из встреч с карикатуристами он заметил: «Я, между прочим, в юности такими рисуночками баловался. Вам бы показать — такой бы тут хохот стоял!»

Увы, рисунки Брежнева не сохранились. Остается только поверить Леониду Ильичу.

Иллюстрация в открытие статьи: фрагмент работы художника-карикатуриста Вячеслава Сысоева/ Фото: Алексей Никольский/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня