История

Пассажиры с отключенными мозгами

Как бороться с дебоширами, угрожающими безопасности полета

  
2938
Пассажиры с отключенными мозгами

Борт авиалайнера, совершающего международный рейс, — это особая зона. И пассажиры, находящиеся в полете, пребывают в неком промежуточном состоянии. Одно государство они покинули, пройдя паспортный контроль. Но никуда пока не прибыли. То есть, условно говоря, являются «гражданами мира». Призрачно их положение и с точки зрения защиты от посягательства со стороны хулиганствующих, а то и уголовных субъектов. Потому что на самолетах российских авиакомпаний сил правопорядка нет. И это зачастую приводит к печальным последствиям. Вот совсем свежий пример.

17 марта на борту самолета «Боинг-757» компании «КатэкАвиа», следовавшего по маршруту Красноярск — Бангкок, 62-летняя пенсионерка повела себя неадекватно. Вначале начала скандалить с бортпроводницей, поливая ее отборным матом. А потом набросилась с кулаками. Командир воздушного судна счел, что ситуация угрожает безопасности пассажиров. В связи с чем самолет совершил вынужденную посадку, вернувшись в аэропорт вылета.

Это был, можно сказать, заурядный и стандартный случай. Пассажирка после прохождения паспортного контроля и предполетного досмотра затоварилась виски, который и начала пить в салоне самолета. Нарушительнице порядка грозит административное наказание.

Действия авиационных дебоширов у нас квалифицируются именно как административные, а не уголовные правонарушения. Хоть зачастую они не просто связаны с «неудобствами» для других пассажиров и экипажа, но и реально угрожают безопасности полета. И не только, как в случае с неким гражданином Усольцевым, который на высоте в 10 тыс. метров пытался открыть запасной люк. Любой инцидент на борту нервирует пилотов и отвлекает от полета. А это реально может привести к катастрофе.

Кто они такие

В сценариях дебошей на борту большого разнообразия нет. Некто начинает накачивать себя алкоголем, приобретенным в беспошлинным магазине, пройдя паспортный контроль. Или же набирается перед полетом, если рейс внутренний. В самолете добавляет. Потом болтается по салону, начинает задирать стюардесс, приставать к пассажирам. На малейшие замечания отвечают немотивированной яростью. Порой дело доходит до драк. Наиболее безбашенные начинают ломиться в пилотскую кабину.

Надо сказать, значительную проблему для бортпроводников создают политики, актеры, бизнесмены средней руки (крупные летают на своих самолетах).

К началу десятилетия статистика инцидентов на бортах российских авиакомпаний вышла на уровень трех тысяч в год. И продолжает возрастать. Уже сейчас в различных компаниях такие случаи регистрируются один-два раза в месяц. При этом зачастую перевозчики, сталкивающиеся с агрессивными пассажирами, терпят значительные убытки, которые не в состоянии компенсировать мизерными штрафами — до 2,5 тыс. рублей. Одно дело не пустить на борт дебошира. И совсем другое — совершить вынужденную посадку, отклонившись от маршрута.

Как с этим бороться

Отечественное законодательство в отношении авиационных хулиганов одно из самых мягких в мире. Пьяный дебош квалифицируется как нарушение статьи 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса об административных нарушениях. И наказывается штрафом до 2,5 тыс. рублей или арестом до 15 суток.

При этом авиакомпании для пресечения опасных действий со стороны дебоширов не наделяются ни полномочиями, ни средствами. Вполне понятно, что в этой ситуации тревожная статистика будет расти и впредь.

Самые жесткие в мире меры принимаются американскими авиаперевозчиками и американским законодательством. После того, как в 2001 году захваченные террористами самолеты протаранили нью-йоркские небоскребы, на каждом рейсе присутствуют так называемые авиационные маршалы. Это свирепые полицейские, которые долго не уговаривают дебошира успокоиться, а немедленно надевают наручники и пристегивают к креслу. Если необходимо, предварительно обрабатывают дубинками. При этом у них имеется полный арсенал спецсредств — до электрошокера и пистолета. На нарушителей воздушного порядка налагается штраф до 10 тыс. долларов. И за решетку можно запросто угодить на срок до 10 лет.

Если в других странах полеты и не сопровождают полицейские, то бортпроводников в обязательном порядку обучают боевым искусствам типа самбо и карате. Во многих авиакомпаниях мира самолеты оснащаются наручниками, а кое-где электрошокерами и дубинками.

Российский штраф выглядит абсолютно смехотворным по сравнению с французским, где за дебош необходимо заплатить 20 тыс. евро. В Германии еще больше — 25 тыс. евро.

В ряде стран, например, в Великобритании, с недавних пор начали ограничивать продажу в аэропортах алкоголя.

Российские авиакомпании уже давно разработали требования по изменению законодательства. Они предлагают целый ряд мер. Привлечение на борт дежурных нарядов полиции. Разрешение пользоваться наручниками, дубинками и электрошокерами. Составление «черных списков» для внесения в них дебоширов с отказом продавать им билеты. Запрещение продажи и распития на борту алкоголя. Есть и ряд других предложений.

Но все это уже давно повисло в воздухе. Авиакомпании не обладают законодательной инициативой. Есть она у Министерства транспорта. Но оно, соглашаясь с насущностью проблемы и необходимостью принимать решительные меры, активных действий пока не предпринимает.

Снимок в открытие статьи: Caro / Frank Sorge/ Globallookpress

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня