История

Пассажиры с отключенными мозгами

Как бороться с дебоширами, угрожающими безопасности полета

  
2939
Пассажиры с отключенными мозгами

Борт авиалайнера, совершающего международный рейс, — это особая зона. И пассажиры, находящиеся в полете, пребывают в неком промежуточном состоянии. Одно государство они покинули, пройдя паспортный контроль. Но никуда пока не прибыли. То есть, условно говоря, являются «гражданами мира». Призрачно их положение и с точки зрения защиты от посягательства со стороны хулиганствующих, а то и уголовных субъектов. Потому что на самолетах российских авиакомпаний сил правопорядка нет. И это зачастую приводит к печальным последствиям. Вот совсем свежий пример.

17 марта на борту самолета «Боинг-757» компании «КатэкАвиа», следовавшего по маршруту Красноярск — Бангкок, 62-летняя пенсионерка повела себя неадекватно. Вначале начала скандалить с бортпроводницей, поливая ее отборным матом. А потом набросилась с кулаками. Командир воздушного судна счел, что ситуация угрожает безопасности пассажиров. В связи с чем самолет совершил вынужденную посадку, вернувшись в аэропорт вылета.

Это был, можно сказать, заурядный и стандартный случай. Пассажирка после прохождения паспортного контроля и предполетного досмотра затоварилась виски, который и начала пить в салоне самолета. Нарушительнице порядка грозит административное наказание.

Действия авиационных дебоширов у нас квалифицируются именно как административные, а не уголовные правонарушения. Хоть зачастую они не просто связаны с «неудобствами» для других пассажиров и экипажа, но и реально угрожают безопасности полета. И не только, как в случае с неким гражданином Усольцевым, который на высоте в 10 тыс. метров пытался открыть запасной люк. Любой инцидент на борту нервирует пилотов и отвлекает от полета. А это реально может привести к катастрофе.

Кто они такие

В сценариях дебошей на борту большого разнообразия нет. Некто начинает накачивать себя алкоголем, приобретенным в беспошлинным магазине, пройдя паспортный контроль. Или же набирается перед полетом, если рейс внутренний. В самолете добавляет. Потом болтается по салону, начинает задирать стюардесс, приставать к пассажирам. На малейшие замечания отвечают немотивированной яростью. Порой дело доходит до драк. Наиболее безбашенные начинают ломиться в пилотскую кабину.

Надо сказать, значительную проблему для бортпроводников создают политики, актеры, бизнесмены средней руки (крупные летают на своих самолетах).

К началу десятилетия статистика инцидентов на бортах российских авиакомпаний вышла на уровень трех тысяч в год. И продолжает возрастать. Уже сейчас в различных компаниях такие случаи регистрируются один-два раза в месяц. При этом зачастую перевозчики, сталкивающиеся с агрессивными пассажирами, терпят значительные убытки, которые не в состоянии компенсировать мизерными штрафами — до 2,5 тыс. рублей. Одно дело не пустить на борт дебошира. И совсем другое — совершить вынужденную посадку, отклонившись от маршрута.

Как с этим бороться

Отечественное законодательство в отношении авиационных хулиганов одно из самых мягких в мире. Пьяный дебош квалифицируется как нарушение статьи 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса об административных нарушениях. И наказывается штрафом до 2,5 тыс. рублей или арестом до 15 суток.

При этом авиакомпании для пресечения опасных действий со стороны дебоширов не наделяются ни полномочиями, ни средствами. Вполне понятно, что в этой ситуации тревожная статистика будет расти и впредь.

Самые жесткие в мире меры принимаются американскими авиаперевозчиками и американским законодательством. После того, как в 2001 году захваченные террористами самолеты протаранили нью-йоркские небоскребы, на каждом рейсе присутствуют так называемые авиационные маршалы. Это свирепые полицейские, которые долго не уговаривают дебошира успокоиться, а немедленно надевают наручники и пристегивают к креслу. Если необходимо, предварительно обрабатывают дубинками. При этом у них имеется полный арсенал спецсредств — до электрошокера и пистолета. На нарушителей воздушного порядка налагается штраф до 10 тыс. долларов. И за решетку можно запросто угодить на срок до 10 лет.

Если в других странах полеты и не сопровождают полицейские, то бортпроводников в обязательном порядку обучают боевым искусствам типа самбо и карате. Во многих авиакомпаниях мира самолеты оснащаются наручниками, а кое-где электрошокерами и дубинками.

Российский штраф выглядит абсолютно смехотворным по сравнению с французским, где за дебош необходимо заплатить 20 тыс. евро. В Германии еще больше — 25 тыс. евро.

В ряде стран, например, в Великобритании, с недавних пор начали ограничивать продажу в аэропортах алкоголя.

Российские авиакомпании уже давно разработали требования по изменению законодательства. Они предлагают целый ряд мер. Привлечение на борт дежурных нарядов полиции. Разрешение пользоваться наручниками, дубинками и электрошокерами. Составление «черных списков» для внесения в них дебоширов с отказом продавать им билеты. Запрещение продажи и распития на борту алкоголя. Есть и ряд других предложений.

Но все это уже давно повисло в воздухе. Авиакомпании не обладают законодательной инициативой. Есть она у Министерства транспорта. Но оно, соглашаясь с насущностью проблемы и необходимостью принимать решительные меры, активных действий пока не предпринимает.

Снимок в открытие статьи: Caro / Frank Sorge/ Globallookpress

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня