Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
18 апреля 2015 09:04

Путин: «Я поговорю с Собяниным об улице Высоцкого»

Чьими еще именами можно назвать столичные улицы и площади

1100

В четверг на пресс-конференции Владимиру Путину был задан вопрос о том, когда одна из московских улиц будет названа именем Владимира Высоцкого. Однако не один Владимир Семенович дожидается момента такого увековечивания своего имени. Некоторые наши выдающиеся соотечественники «стоят в очереди» уже более ста лет.

Певцы и актеры

Как минимум два коллеги Высоцкого также имеют широкое народное признание. И вполне достойны, чтобы их имена носили столичные улицы.

Александр Аркадьевич Галич (1918 — 1977) — бард, поэт, прозаик, сценарист, драматург. В свое время были популярны такие фильмы, снятые по его сценариям: «Верные друзья», «Вас вызывает Таймыр», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Государственный преступник». Народную же славу ему принесли песни под гитару, широко распространявшиеся в магнитофонных записях, в которых Александр Аркадьевич порой выходил за дозволенные рамки критики советской действительности. В конце концов, конфликт с властями привел к его исключению из Союза писателей и к эмиграции.

Виктор Робертович Цой (1962 — 1990) — музыкант, автор музыки и стихов песен, лидер группы «Кино». Цой был в свое время иконой отечественного рока, ему поклонялась практически вся советская и постсоветская молодежь. С годами аудитория Цоя, конечно, сократилась, но он приобрел налет «академичности», подернулся благородной патиной.

Барды «технологически» близки к актерскому сословию, поскольку выступают в залах перед публикой. И тут в московской топонимике немало белых пятен.

Андрей Александрович Миронов (1941 — 1987). Народный артист РСФСР. За 5 лет до смерти его именем был назван астероид, а вот улицы до сих пор нет. Родился в актерской семье, вобрав лучшие качества родителей — Александра Семеновича Менакера и Марии Владимировны Мироновой. Обладал искрящимся талантом, был любимцем всех женщин Советского Союза. Но при этом блеснул в трагических ролях, как, например, в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Его сценография и фильмография громадна. Вот лишь капля в этом море блестящих ролей: «Три плюс два», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Обыкновенное чудо»…

Евгений Александрович Евстигнеев (1926 — 1992). Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Актер широчайшего диапазона, с блеском игравший и комедийные роли, и характерные, и трагические. Подлинный титан сцены и экрана — в театре им сыграно более 60-и ролей, на радио — 75, в кино — 115. «Плодовитость» сочеталась с громадным талантом, что в актерах встречается нечасто. Незабываем и его Ручников в «Месте встречи изменить нельзя», и чечеточник Беглов в «Зимнем вечере в Гаграх», и Плейшнер в «Семнадцати мгновениях весны», и профессор Преображенский в «Собачьем сердце», и десятки других ролей.

Олег Иванович Даль (1941 — 1981). Он «просто» актер без каких-либо официальных довесков. Но актер, смело можно сказать, гениальный. С нелегкой судьбой, непредсказуемым поведением, неуживчивый… И не полностью реализовавшийся. В его творческой судьбе не так уж много ролей. И часть из них проходная. Но главное, для чего он был предназначен, Даль сыграл. Это Печорин в телеспектакле «Страницы журнала Печорина» и Зилов в фильме «Отпуск в сентябре» по пьесе еще одного гения — Александра Вампилова — «Утиная охота». Зилов — это также абсолютно типичный герой нашего времени.

Говоря об актерах, невозможно упомянуть и режиссеров. Хотя бы одного — Андрея Арсеньевича Тарковского (1932 — 1986). Режиссер культовый, снискавший множество наград на международных кинофестивалях, снявший «Андрея Рублева», «Сталкера», «Зеркало», «Ностальгию», «Жертвоприношение». На родине лавров не снискал, поскольку, по мнению советских идеологов, был страшно далек от народа. Понятно, что теперь отношение к Тарковскому кардинально переменилось. Однако в стране существует лишь одна его улица — в Сергиевом Посаде.

Литераторы

В Москве существует множество улиц, названных именами прославленных поэтов. Но нет улицы того, без кого они не смогли бы существовать. Это Василий Кириллович Тредиаковский (1703 — 1769). Человек он был разносторонний. В Сорбонне изучил математику, философию и богословие. Сочинял стихи, которые ценил Пушкин. Но его выдающийся вклад в русскую поэзию состоит в том, что именно он разработал систему силлабо-тонического стихосложения, которой пользуются до сих пор (преимущественно в России). Именно он ввел канон регулярного стиха с чередованием ударных и безударных слогов. Также Тредиаковский дал четкие определения различных поэтических форм — сонета, эллегии, оды… Так что без Тредиаковского не было бы и Высоцкого. Ну, или Высоцкий пел бы чисто силлабические стихи (как было до силлабо-тоники), которые резали бы наши уши.

Вполне понятно, что при советской власти в Москве не могла появиться улица Владимира Владимировича Набокова (1899 — 1977). Поскольку эмигрант. Да и половину романов написал на английском языке. Но при этом сделал чрезвычайно много для популяризации на Западе русской культуры. Как всем своим блистательным творчеством, так и переводами на английский Пушкина и Лермонтова. Ну, и к тому же «без пяти минут» Нобелевский лауреат. Все вменяемые люди, причастные к литературе, недоумевают по поводу того, что его трижды «прокатил» шведский комитет.

Александр Иванович Герцен (1812 — 1870) и Николай Платонович Огарёв (1813 — 1877) были напротив «пособниками» советских идеологов, поскольку поклялись на московских Воробьевых горах бороться за свободу. И боролись, став диссидентами, отбыв ссылку, эмигрировав и издавая за границей оппозиционный журнал «Колокол». Однако их улиц по непонятным причинам нет на карте Москвы.

И совершенно противоречит здравому смыслу отсутствие улицы Антона Павловича Чехова (1860 — 1904). Почему так обошлись с классиком, чье имя наряду с Достоевским и Толстым назовет любой иностранец в ответ на вопрос об известных ему русских писателях? Как говорил Гоголь: Русь не дает ответа…

Непонятна и ситуация с Борисом Леонидовичем Пастернаком (1890 — 1960). Сталин намеревался «назначить» его главным поэтом страны. При Хрущеве стал опальным за присвоение ему Нобелевской премии за роман, который никто не читал, но вся страна единогласно осудила. Но теперь-то уж история отвела ему весьма достойное место.

Художники

Илья Ефимович Репин (1844 — 1930) — еще один классик, но живописи. Его полотна являются гордостью отечественных музеев. Его многочисленные картины являются «энциклопедией русской жизни».

Александр Андреевич Иванов (1806 — 1858) — художник, совершивший творческий подвиг. «Явление Христа народу» он писал 20 последних лет своей жизни. Когда картина была представлена в одном из залов Академии художеств в Петербурге, то через несколько дней Иванов скоропостижно скончался. Его грандиозную работу за 15 тысяч рублей приобрел император Александр II, передав ее Румянцевскому музею, находившемуся в Москве. После расформирования музея в 1925 году громадное полотно размером 540×750 см разместили в Третьяковской галерее, для чего пришлось построить под картину специальный павильон необходимых размеров.

Нет в Москве улиц и двух выдающихся представителей диаметрально противоположного направления в искусстве — Казимира Севериновича Малевича (1879 — 1935) и Василия Васильевича Кандинского (1866 — 1944). Каждый из них имеет непосредственное отношение к российской столице. Малевич в Москве жил в период своего становления как художника-авангардиста. Здесь он, перебравшись из Курска, познакомился с молодыми художниками, которые замышляли произвести революцию в изобразительном искусстве.

Кандинский же в Москве родился. Здесь он окончил юридический университет Московского университета. И совсем уж было решил стать юристом. Но его дальнейшую судьбу изменило посещение выставки французских импрессионистов, которую привезли в Белокаменную в 1895 году. Впоследствии по радикальности творчества он переплюнул импрессионистов, и постимпрессионистов.

Ученые

Крайне несправедливо городские власти отнеслись к авторам прогресса, каковыми являются ученые. И какие ученые — лауреаты Нобелевских премий!

Павел Алексеевич Черенков (1904 — 1990) в 1954 году был удостоен Нобелевской премии по физике за открытие эффекта, названного его именем. Эффект состоит в неизвестном прежде излучении, получаемом при бомбардировке вещества быстрыми частицами. Павел Алексеевич, между прочим, получил «внутренние» престижные премии — две Сталинских и одну Государственную.

Лев Давидович Ландау (1908 — 1968) — лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года. Присуждена за «Пионерские исследования в теории конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия». Выдвигали его на премию такие корифеи как Нильс Бор и Вернер Гейзенберг. Лев Давидович также был награжден тремя Сталинскими премиями за участие в Атомном проекте.

Прославленных физиков Николая Геннадьевича Басова (1922 — 2001) и Александра Михайловича Прохорова (1916 — 2002) вспоминают вместе, через запятую. Потому что они вместе (в компании с американцем Чарльзом Таусом (1915 — 2015) в 1964 году получили Нобелевскую премию за работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию лазеров. Советские ученые вместе, но уже без Тауса, получили в 1959 году Ленинскую премию.

Виталий Лазаревич Гизбург (1916 — 2009), которого мы помним как пламенного борца с клерикализмом и лженаукой, был удостоен Нобелевской премии по физике в 2003 году за «Вклад в развитие науки сверхпроводимости и текучести». Лауреат Сталинской (1953) и Ленинской (1966) премий.

Разумеется, представленный список далеко не полон и в определенной степени субъективен. Его можно и обсуждать, и дополнять.

Снимок в открытие статьи: Алексей Дружинин/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня