История

Огонь в океане

Малоизвестные факты о знаменитых маяках

  
1775
Маячная оптика на основе линз Френеля самого западного маяка России в городе Балтийске
Маячная оптика на основе линз Френеля самого западного маяка России в городе Балтийске (Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости)

День самой таинственной службы в России отмечается 8 июня. Смотритель маяка — одна из малоизвестных и крайне редких ныне профессий. Многие столетия от точного исполнения этими людьми своих обязанностей зависел военный и торговый флот во всем мире, безопасность многих тысяч жизней. Впрочем, последние из «могикан» все еще продолжают нести свою уникальную службу.

Свет из глубины веков

Александрийский маяк / Фото: wikipedia.org

Известно, что еще древние греки жгли костры, отмечая таким способом наиболее трудные водные подходы к берегам и проходы между скалами. Самым знаменитым в истории человечества является Александрийский маяк, возведенный в III веке до нашей эры на острове Фарос. Наиболее же старый из работающих и поныне находится в испанском городе Ла-Корунья (построен во II веке). Самый высокий маяк стоит в японской Иокогаме (106 метров).

Наряду с этим известны, например, и таки необычные факты — во Франции морские границы долго вообще не освещались во избежание пиратских атак на торговые суда, а вот в Америке некоторое время роль главного маяка исполняла Статуя Свободы.

К слову, большинство башен-маяков были построены ведущими архитекторами своего времени, представляя сегодня не только практическую, но и культурную ценность.

Брюстерорт и Эгершельд

На снимке: маяк в Балтийске, расположенный у входа в гавань, у памятника Петру Первому, Россия /Фото: Игорь Зарембо/ТАСС

Днем рождения маячной службы России считается 8 июня 1807 года, когда император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков». Согласно царскому указу все маяки были переведены из частной собственности в подчинение морского ведомства — «для обеспечения надлежащего надзора и для безопасности мореплавания». Предусматривалось введение масляного освещения и единых штатов — один смотритель плюс пять-шесть служителей морского ведомства на каждом маяке.

Самый западный маяк России (Брюстерорт) был построен в 1816 году и находится в Балтийске. Самый восточный (Эгершельд)

установили в 1876 году в Беринговом море. К слову, и сегодня все российские маяки находятся в оперативном управлении государственной гидрографической службы, а вот за границей не редки случаи, когда маяк передается в частные руки. Что считается весьма престижным.

Стоит также отметить, что России принадлежит действующий до сих пор маяк-храм, возведенный в 1862 году на Большом Соловецком острове.

От угля до ксенона

Современный маяк — это целый комплекс сложного светооптического, радиоэлектронного оборудования. Если раньше в качестве источника света применялся каменный уголь, рапсовое масло, керосин, то теперь маяки работают на ксеноновых лампах высокого давления (эквивалент огня маяка составляет около двадцати миллионов свечей).

Серьезным событием в техническом прогрессе стало изобретение в двадцатых годах XIX века линз Френеля, с помощью которых сила света заметно увеличилась. Но наиболее принципиальный вклад в модернизацию был сделан век спустя шведом Даленом. Он придумал солнечный клапан для автоматизации работы маяков. Они стали сами включаться в темное время суток и гаснуть при восходе солнца. О важности этого изобретения говорит тот факт, что за него Дален был удостоен Нобелевской премии.

Совершенно секретно

На снимке: смотритель маяка La Martre, Квебек, Канада /Фото: Dave Bartruff/Danita Delimont/Global Look Press

В былые времена маяк обслуживал целый штат сотрудников, ведя подсобное хозяйство и быт. Но одновременно с модернизацией маяков активно развивались и навигационные системы. Все это постепенно привело к тому, что необходимость в обязательном постоянном человеческом присутствии на маяке пропала. Наиболее важные маяки сегодня полностью автоматизированы. И все же совсем без человека в данном деле обойтись нельзя, поскольку в любое время оборудованию может потребоваться срочный ремонт.

Существует миф, что смотрителями маяков идут работать либо романтики, либо те, кто любит уединенный уклад жизни. В реальности же на маяках, как правило, трудятся сотрудники гидрографических служб. Они могут быть как гражданскими, так и военными, в том числе отставными морскими офицерами. Одна из проблем устроиться «маячником» заключается в том, что сами башни зачастую расположены на военных территориях или рассматриваются государством, как спецобъекты. Известно, что в прошлом веке служителями маяков нередко становились ветераны Первой и Второй мировых войн.

Тайна маяка Мор

Самой невероятной историей, связанной с маяками, до сих пор считается странная пропажа сразу трех смотрителей в 1900 году. Случилось это на маленьком островке в Атлантическом океане, неподалеку от берегов Британии. Экипаж одного из судов, проходя мимо, обратил внимание на то, что исчез огонь маяка Мор. Моряки сигнализировали об этом шотландской береговой охране. Но поднявшийся сильный шторм помешал быстро прояснить причину молчания маяка, где вахту несли трое опытных смотрителей, имевших репутацию людей, которые способны выстоять в самой тяжелой ситуации.

Когда к маяку прибыло спасательное судно, никакого сигнала не последовало, и на берег никто не вышел. Внутри башни также никого не было, а на столе был накрыт ужин на троих. Следов беспорядка спасатели не обнаружили. Все было приготовлено для того, чтобы зажечь огонь с наступлением темноты.

Многократный обыск острова не дал никаких результатов.

По итогам расследования была обнародована официальная версия — смотрители якобы стали жертвой невероятного, внезапного порыва ветра, оказавшись в воде. Но в это мало кто поверил, поскольку многие аргументы звучали слишком неубедительно. Утонули втроем одновременно? Для мира данная история так и осталась зловещей тайной. Но сколько их еще, разных тайн, живет сегодня в этих одиноких башнях, оберегающих своим светом от беды корабли в бескрайних морях.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Михаил Делягин
Михаил Делягин

Дорогие друзья! За минувшее десятилетие портал «Свободная пресса» стал важной неотъемлемой частью не только медиа-, но и политической сферы России.

Он полностью оправдал свое имя, оставаясь в некоторые периоды и по многим темам единственным популярным местом рунета, где можно было прямо говорить о наиболее острых проблемах нашего развития. При этом вы внимательно следили и следите за достоверностью данных и не поддаетесь соблазну получения дешевой популярности за счет введения людей в заблуждение.

Особенно должен отметить ваш безукоризненный литературный (и к тому же еще и грамотный) русский язык, ставший редкостью не только в Рунете и повседневной жизни, но и в медиа-среде.

Иметь возможность сотрудничать с вами — огромная честь для меня и, верю, для множества других думающих людей, борющихся за наше общее будущее.

Желаю дальнейших успехов, новых форматов, новых прекрасных читателей и авторов — и политического влияния, переходящего в могущество!

Ведь все мы живем и работаем ради свободы, а все остальные хорошие слова — просто ее псевдонимы.

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня