История / День в истории

Небо — ее обитель

Марина Попович — о космосе, летающих «тарелках» и встрече с йети

  
5546
Летчик-испытатель Марина Попович в кабине самолета "АН-22"
Летчик-испытатель Марина Попович в кабине самолета «АН-22» (Фото: Владимир Мусаэлья / ТАСС)

Марина Попович, знаменитая летчица-испытатель, отмечает юбилей. Эта уникальная женщина поднималась на такие головокружительные высоты, выносила такие неимоверные нагрузки, который выдержит далеко не каждый мужчина. На счету миниатюрной Марины Лаврентьевны более ста воздушных рекордов мира!

Попович — действительный член пяти академий, доктор технических наук, профессор. Кроме того — орденоносный полковник ВВС, автор нескольких книг, в том числе «Крылья крепнут в полете», «НЛО над планетой Земля».

Ей помог Ворошилов

В конце сороковых годов, когда началась эра реактивной авиации, в летные училища не брали женщин. Но Марину Васильеву — эту фамилию она носила до замужества — тянуло в небо, она грезила им. Откуда такое стремление? Ответ на этот вопрос — в конце очерка…

Девушка пришла с просьбой к Николаю Каманину, будущему начальнику отряда космонавтов, возглавлявшему авиационную работу в ДОСААФ. Он, выслушав ее взволнованный монолог, посоветовал обратиться к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Ворошилову. Тот внял просьбе энтузиастки, и ее взяли в летное училище, хотя…

«Мои ноги не доставали до педалей, — с улыбкой вспоминала она. — Тогда я поставила себе цель — вытянуть ноги. Просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла — мне было 16 лет, то ли помогли занятия, но мой рост увеличился до метра шестидесяти одного сантиметра, и путь в аэроклуб стал открыт…»

Окончив училище, она осталась в нем работать инструктором под руководством Героя Советского Союза Владимира Серегина. Того самого, что погиб вместе с Юрием Гагариным

Штурм звукового барьера

В начале шестидесятых годов она была единственной женщиной — летчицей-испытателем. Работа, что и говорить, опасная. Бывало и не раз, что лишь тонкая нить отделяла ее от гибели.

Один из таких случаев произошел, когда она летала в Волгоградской области. Из воинских частей в то время поступало много сообщений о необъяснимых авариях самолетов «МиГ-21». Она вспомнила об этом, когда взлетела, и тяга вдруг резко упала. Летчица только успела взять на себя штурвал, чтобы самолет резко не спикировал вниз. При посадке ударилась головой о приборную доску, потеряла сознание…

Когда здесь же, в Заволжье устанавливала свой пятнадцатый мировой рекорд дальности полетов, отказал сначала один двигатель, затем второй. Приземлялась, как на планере. И чудом уцелела, хоть казалось, что ее уже ничто не спасет.

Рекорд Попович зафиксировали. Она на четыреста с лишним километров превысила рекорд дальности полета, установленный американским летчиком. «Это мне Бог помог, — уверена Марина Лаврентьевна. — Он есть, я уверена. В космосе, в небе и на больших глубинах атеистов не бывает…»

Она умеет разгадывать сны, предчувствует многие события, в критические моменты находит неординарные решения. Откуда такие способности?

«Моя бабушка была очень необычным человеком, — говорит Марина Лаврентьевна. — Она многим рассказывала о будущем. Когда я родилась, она написала записочку: „Имя девочки будет увековечено на звезде“ (именем Попович названа звезда в созвездии Рака — В.Б.). Папе она предсказала, что на фронте он уцелеет…»

Между прочим, в группе летчиков-испытателей, куда она когда-то пришла, из 18-ти человек в живых осталось лишь двое. «Это сейчас на истребители ставят сложнейшую автоматику, самолеты напоминают летающие лаборатории, — говорит Марина Лаврентьевна. — А в то время вся работа ложилась на пилота, на его знания и интуицию, умение находить выход из самых непредсказуемых ситуаций. В 1965 году я преодолела звуковой барьер, достигла скорости около 2300 километров в час. Сейчас она не самая высокая…»

Юрий Белозеров / ТАСС (Фото: Летчик-испытатель Марина Попович)

В то время шел штурм звукового барьера, испытывались новые самолеты — «МиГи». Нагрузки были невероятные, мгновенные вибрации могли разрушить самолет. Возникало много других проблем, чреватых опасностями.

Давление бывало до 220-ти, пульс — больше 150-ти ударов в минуту. Полеты проходили на высоте более 20-ти километров! Попович даже со штангой работала, чтобы руки и ноги стали сильнее, поскольку для управления самолетом надо иметь немалую силу.

Следы инопланетян

Она «заболела» НЛО. Это было, как движение, порыв… Возникло увлечение давным-давно, когда ездила с маленькой дочкой в экспедицию на Памир, искавшую йети — снежного человека. Девочка посмотрела в небо и вдруг закричала: «Мама, смотри, звезда остановилась!» То была светящаяся «тарелка»! Она «постояла» в небе и растворилась.

Это — не единственный случай встречи с НЛО. Однажды «тарелка» появилась прямо над аэродромом. А как-то Марина Лаврентьевна узрела НЛО треугольной формы прямо со своего балкона. «У меня собралось человек двадцать! — рассказывала с улыбкой летчица. — Думала, балкон обрушится! Летательный аппарат висел-висел, потом сделал прощальный круг над домом и удалился».

Попович встречалась со знаменитым Эрихом фон Дэникеном, автором гипотезы о том, что цивилизацию землянам принесли инопланетяне. В свое время его фильм «Воспоминания о будущем» вызвал сенсацию. Дэникен писал о древних перуанских источниках, в которых говорится о жителях плоскогорья Наско, которые общались с инопланетянами. Они почитали их, как богов.

Попович летала над этим плоскогорьем, видела огромные, правильной формы следы. И уверилась, что это — аэродромы, посадочные полосы, сделанные явно не руками человека. Их не видно, если идти по земле. Но с высоты одни линии вычерчивают «паука», в другие — «обезьяну». Считается, что их «нарисовал» лазерный луч.

Марина Лаврентьевна просила Дэникена взять ее в экспедицию по следам НЛО. Он ответил, что сам летчик, и ему нужен повар. И она два месяца училась на «кашевара», чтобы с отправиться в путешествие с исследователем! Но, к сожалению, не получилось…

Летчица была знакома с бывшим генералом ВВС США Венделом Стивенсом. В свое время он принимал участие в атаках на НЛО, был сбит и катапультировался. Ему довелось эвакуировать тела инопланетян, потерпевших аварию на «летающей тарелке» в штате Нью-Мексико.

«В личном архиве Стивенса — три тысячи фотографий НЛО, — рассказала Попович. — Он показал мне кусочек от потерпевшего крушение НЛО. Вендел говорил, что корабль пилотировал биоробот, состоявший из тканей человека…»

Трагедия Гагарина

Ходили невероятные слухи, будто Гагарина унесли инопланетяне. Но Попович отрицательно качает головой: «Это, конечно, вымыслы. Юрий Алексеевич действительно погиб. В тот страшный день 27 марта 1968 года я была на аэродроме, и трагедия произошла на моих глазах. Самолет Гагарина и Серегина слишком резко набрал высоту и попал в след от большого грузового самолета…

Сыграла свою роковую роль и плохая видимость, к тому же у Юрия Алексеевича был длительный перерыв в полетах. Первый космонавт планеты был нарасхват на земле — приемы, встречи, заседания. А сложная техника требует ежедневных тренировок…"

В Таджикистане местные овцеводы рассказали ей, что у них водится йети огромного роста. И они с ним дружат, даже угощают молоком. Правда, он не разговаривает. Кошки и собаки его очень боятся.

Через несколько лет Марина Лаврентьевна с дочкой побывала в тех же местах. Ночью ребенок закричал. Она, естественно, тоже перепугалась. Они почувствовали, что кто-то пытается утащить их вместе с палаткой. Утром, на снегу, они увидели след огромных ног…

Попович уверена, что снежные люди как-то связаны с инопланетянами. Потому что в тот и последующие дни над лагерем кружила «тарелка».

Вместо нее — Терешкова

Ее бывший знаменитый супруг, к сожалению, покойный — дважды Герой Советского Союза Павел Попович — побывал в космосе. И не один, а целых два раза! Марине Лаврентьевне же побывать на орбите не удалось, хотя она была в отряде космонавтов. Надеялась, что увидит землю в иллюминаторе…

Но медицинская комиссия ее не утвердила — повышен кислородный обмен в организме. Она возмутилась: «Как же так, я испытатель, столько раз летала!» Ее успокоили — мол, молодая еще, растите пока ребенка. Пусть муж слетает, потом — ваша очередь".

Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова во время тренировки (Фото: ТАСС)

Она не знала, что Хрущев уже принял решение отправить в космос Валентину Терешкову. Кстати, тогда витала почти безумная идея послать в небеса другую Валентину — известную ткачиху Гаганову

Терешкову дублировала кандидат математических наук Валентина Пономарева. Другой претенденткой была Ирина Соловьева, чемпионка мира, у которой было семьсот прыжков с парашютом…

Жаль, что мечта Попович не осуществилась. Зато Марина Лаврентьевна участвовала в подготовке космонавтов первого, гагаринского набора.

Трое из трех тысяч

Испытания претендентов были очень сложными. Одно из них — «проверка на испуг». Нужно было за три минуты решить математическую задачу. Но в это время начинала оглушительно выть сирена, и яркий свет слепил глаза.

Было еще одно испытание, прозванное летчиками «гестапо». Человека укладывали на стол, крепко привязывали и брали из вены кровь. После этого стол переворачивали, и ему приходилось полчаса висеть вверх ногами.

Затем ставили банки на грудь. Это была проба на ломкость сосудов. Если текла кровь или появлялось темное пятно под банкой — человека отчисляли из отряда.

Одной из самых тяжелых тренировок было длительное пребывание в сурдокамере. В полной изоляции, в абсолютной тишине, когда слышно биение собственного сердца. К несчастью, один летчик, Валентин Бондаренко, в этой сурдокамере сгорел заживо…

На испытания было приглашено три тысячи летчиков. Затем осталась тысяча, потом — шестьсот. Из них для первого полета выбрали шестерых — Юрия Гагарина, Германа Титова, Андриана Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского и Григория Нелюбова. Их уже целенаправленно готовили в течение года.

За месяц до полета оставили троих. Начальник отряда космонавтов Каманин выбрал Гагарина, главный конструктор Сергей Королев — Титова, его помощник, академик Борис Раушенбах — Нелюбова. И свидетельство «Космонавт номер один» было вручено именно Нелюбову, хоть в космос он так и не полетел.

До последнего момента Гагарин, Титов и Нелюбов готовились к полету. И на старт ехали втроем. О том, что Гагарин полетит первым, Юрию сообщили лишь за несколько часов до старта.

В 1963-м за нарушение воинской дисциплины — у него случился конфликт с военным патрулем — Нелюбов был отчислен из отряда космонавтов. Спустя три года он трагически погиб…

…Семья Марины Лаврентьевны жила под Смоленском, в небольшом городке Велиже Смоленской области. Во время Великой Отечественной войны немцы его постоянно бомбили, она насмотрелась таких ужасов… В партизаны ушли ее двоюродные братья — Миша и Володя Иванутины, почти дети.

Она мечтала отомстить фашистам, и поэтому очень хотела научиться летать. Но пока росла, война закончилась, а желание летать осталось навсегда.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня