История

Компьютерные игры, ставшие музейными экспонатами

  
934

В текущем январе ожидается перезапуск культовой серии компьютерных игр «Tomb Raider» («Расхитительница гробниц») о невероятных приключениях британского археолога — очаровательной и непобедимой Лары Крофт. Известно, что в общей сложности продано 58 млн. экземпляров старой версии игры, не считая бесчисленных пиратских копий. В игровой коммьюнити пять из шести игр «Tomb Raider» признаны успешными, а последняя — «Расхитительница гробниц: Ангел тьмы» — провальной. После чего серия была приостановлена. Однако разработчик Crystal Dynamics и издатель Square Enix решили произвести рестарт на новых компьютерах и игровых консолях.

А что будет со старыми играми, что игрались на компьютерах и консолях, которых уже нигде и не найти? Неужели они навсегда исчезнут? Оказывается — нет! Нью-Йоркский музей современного искусства решил сделать 40 устаревших компьютерных игр музейными экспонатами. О пяти фактах, благодаря которым компьютерные игры приравняли к произведениям искусства, мы и расскажем.

1. По словам Паолы Антонелли, главного куратора отдела архитектуры и дизайна, музей планирует приобрести и уже частично приобрел 40 компьютерных игр, которые будут храниться вечно. В отличие от других экспонатов, выставленных на обозрение, в эти игры-артефакты можно будет поиграть пять минут любому посетителю на основании пароля, указанного в билете. Тем самым, по замыслу организаторов, посетители будут приобщиться к прекрасному, точно так, как созерцать «Звездную ночь» Ван Гога или «Авиньонских девиц» Пикассо в соседних залах.

Для того, чтобы придать компьютерным играм музейную значимость, игры должны быть оригинальными, поэтому ищутся изначальные картриджи и диски. Сделать это крайне сложно, как и сложно технически обеспечить их надежное и удобное воспроизведение. Так как многим играм уже почти по сорок лет.

2. Самую первую компьютерную игру изобрели американцы Томас Голдсмит и Истл Рей Манн. Они даже получили патент на нее. Поскольку эти двое были разработчиками военной ракетной техники, то и игра получилась в стиле экшен. Игру запустили 14 декабря 1948 года. Вместо клавиатуры и мышки использовались рычаги для наведения реальной ракеты на цель.

Эпоха видеоигр в США фактически стартовала в 1972 году, когда начались массовые продажи приставки Magnavox Odyssey разработки Ральфа Баэра. Того самого, которого называют отцом «интерактивного телевидения».

3. Произведениями искусства, по версии Нью-Йоркского музея современного искусства, стали следующие игры Pac-Man (1980), Tetris (1984), Another World (1991), Myst (1993), SimCity 2000 (1994), vib-ribbon (1999), The Sims (2000), Katamari Damacy (2004), EVE Online (2003), Dwarf Fortress (2006), flOw (207), Passage (2008), Canabalt (2009), Minecraft, (2011). Самой древней игрой, которая признана музейной ценностью, считается Spacewar 1962 года выпуска. Чтобы сыграть в неё, требовался аналоговый компьютер и векторный дисплей осциллографа. Впрочем, ряд экспертов и критиков из игропрессы с возмущением узнали, что в мировые шедевры не попали такие игры, как Wolfenstein, DOOM, Age Of Empires и другие.

4. Игра на приставке Magnavox Odyssey — Понг (1972), которая также считается произведением искусства, привела в 1977 году к так называемой игровой «чуме», поскольку имела невероятную популярность. Её копировали и клонировали всё, и установившаяся Понг-мания заставила разработчиков отказаться от инвестирования в игровые консоли, так как были неясны авторские права на компьютерные игры. Чтобы понять ситуацию на рынке видеоигр того времени, достаточно сказать, что все геймеры играли с 1974 по 1977 года только в Понг.

5. Не отстает от Нью-Йоркских музейщиков Национальный фонд поддержки искусств США и Академия интерактивных искусств и наук. В частности, Национальный фонд поддержки искусств активно раздает гранты до 200 тысяч долларов разработчикам будущих шедевров в области видеоигр. Считается, что технологическая безупречность не столь важна, как философская, заставляющая думать о смысле жизни и своем отношении к окружающему миру. Если же Национальный фонд поддержки искусств США ищет таланты внутри Америки, то Академия интерактивных искусств и наук рассматривает разработчиков со всего Мира.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня