История

5 малоизвестных фактов о компьютере «Макинтош»

  
3851

24 января 1984 года Стив Джобс анонсировал компьютер под маркой «Макинтош». Это имя выбрал Джеф Раскин, специалист по компьютерным интерфейсам, который пришел на работу в компанию Джобса и Возняка сразу же после дебюта Apple II в конце 70-х годов прошлого века. Раскину так нравился сорт яблок Макинтош, что он убедил Стива Джобса присвоить именно такой имярек новому компьютеру. Сразу же возникла проблема юридического характера — название компьютера оказалось фонетически близким к бренду компании McIntosh audio equipment («Макинтош аудио оборудование»), которая настаивала на выкупе у них права называть компьютер «Макинтошем». Это оказалось единственной проблемой, с которой столкнулся Джобс на пути к феноменальному успеху Apple Macintosh. Мы расскажем еще о пяти малоизвестных фактах, связанных с этим компьютером.

1.Успех «Макинтоша» породил немало мифов, один из которых приписывает группе инженеров и руководителей Apple во главе со Стивом Джобсом славу «пиратов «Силиконовой долины». В Америке написано немало книг и статей о посещении Джобсом в конце 1979 года офиса компании Xerox PARC. Считается, именно тогда Стив увидел на мониторе значки и окна, удобные для работы с «мышью». Злые языки утверждают, что для создания графического интерфейса предшествующего компьютера Apple Lisa и, конечно, Mac OS / Macintosh GUI, Стив использовал идеи PARC GUI без разрешения разработчиков. Так родилась легенда, что Apple «украл огонь Богов и отдал его людям», поскольку всё эти революционные чудеса были спрятаны в офисах Xerox PARC. Однако автор книги «Создание «Макинтош» Alex Soojung-Kim Pang в этой связи написал следующее: «Это интересная история. И одновременно неправильная почти во всех отношениях. Есть проблемы с хронологией и сроками. Свидетельства ряда ключевых фигур в Apple, говорит о том, что визит Стива в Xerox PARC не был для него откровением. Но история также несет более глубокие предположения о возможном взаимодействии Apple и Xerox PARC, об информатике в конце 1970-х, и также о характере инноваций, которые заслуживают того, чтобы быть рассмотренными и оспоренными». Иными словами, все точки над «I» в этой истории не поставлены.

2. Собственно, в том мифе есть определенная логика. Компанией Xerox к этому моменту было произведено 1500 революционных персональных компьютеров «Альто». Практически все они работали в офисах компании и не предназначались для свободной продажи, так как оценивались в запредельные 12 тысяч долларов по тем ценам. Причем, как показывали расчеты, коммерческая цена «Альто» на свободном рынке достигла бы и 40 тысяч долларов. Вот и получается, что компьютер Xerox и впрямь был бы доступен только очень богатым людям. Другое дело — «Макинтош», схожий с «Альто», который мог купить каждый американец.

3. До старта «Макинтоша» компания Джобса и Возняка знала и взлеты, и падения. Если продажи Apple II стартовали в 1977 году с 2500 компьютеров, то в 1981-м они достигли 210 тысяч. Именно тогда Джобс увлекся идеей сенсорных экранов. Но когда инженеры, которым это было поручено, захотели ему продемонстрировать свои технические наработки, Стив почему-то не проявил любопытства и фактически прогнал специалистов из офиса. До помпезной презентации своего первого iPhone с его революционными «сенсорными» возможностями было еще 26 лет.

4. Успех «Макинтоша» вряд ли бы возможен без провала компьютера Apple III, которого один из разработчиков — «Рэнди Уиггинтон» — назвали цинично, но точно — ребенком, зачатым на бурной вечеринке: никто не знает, кто сотворил. Этот удар заставил Джобса более внимательно смотреть на концептуальные решения, нежели технические. Следующий за Apple III, компьютер Apple был назван «Лизой». Интересен этот факт тем, что так звали дочь Джобса, которую он в то время категорически не признавал своей. Но чтобы его никто не заподозрил в психологических комплексах обманутого мужчины, Стив заявил, что «Лиза» — всего лишь аббревиатур от Local Integrated Systems Architecture («локальная структура интегрированных систем»). Впрочем, позднее Джобс все-таки сказал, что назвал компьютер в честь дочери.

5. Перед презентацией «Макинтоша» Стив виртуозно провел рекламную компанию, ставшую классикой пиара. Специалисты оценили её в 5 миллионов долларов (в тех ценах), причем по самым скромным расчетам. Именно столько заплатил бы Apple рекламным компаниям, чтобы достичь внимания со стороны потенциальных клиентов, если бы не оригинальность Джобса. А началось с того, что 22 января 1984 года в перерыве между вторым и третьим таймами финального поединка между Los Angeles Raiders и Washington Redskins по телевизору был показан загадочный ролик, в котором сказано: в ближайшее время наступит грандиозное событие. О нём сразу же заговорили, как о «феномене 1984», что, собственно, и оказалось правдой.

Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня