История / День в истории

Орвилл и Уилбур Райт: отцы-основатели мировой авиации

  
1584

30 января 1948 года умер американец Орвил Райт, который вместе со своим братом Уилбуром Райтом вошел в историю авиации не только как изобретатель и конструктор первого в мире самолета, но и как человек, совершивший первый управляемый полет в 1903 году. В тот день его диковинное воздушное судно продержалось в воздухе 12 секунд. Пролетев всего 40 метров, оно упало на землю.

Впрочем, в некоторых странах приоритеты братьев Райт оспаривают. Во Франции, например, уверены, что пальму первенства следует присудить Клименту Адеру, чей летательный аппарат оторвался от земли на 13 лет раньше — в 1890 году. Правда, всего на 20 сантиметров. А новозеландцы с гордостью вспоминают Ричарда Пирса, который в марте 1903 года на моноплане из бамбука и парусины пролетел 135 метров и врезался в забор.

Но в большинстве стран мира все же уверены, что изобретение первой в мире воздушной машины — дело рук и технического гения именно братьям Райт. И именно дата их первого полета считается днем рождения мировой авиации. Мы решили чуть подробнее рассказать о великом вкладе братьев Райт в историю воздухоплавания.

После долгих раздумий, к 1899 году братья нашли способ, как избавиться от самой главной трудности в будущих полетах — проблемы управления самолетом в воздухе. Братья пришли к выводу, что делать это следует с помощью аэродинамических поверхностей. Результатом стало великое изобретение в авиации — они спроектировали систему, скручивавшую консоли крыла с помощью системы тросов.

Предстояло подумать и об устойчивости самолета в полете. В конце 1901 года братья Райт создали аэродинамическую трубу, с помощью которой определили оптимальный профиль крыла. В итоге их первый в мире летательный аппарат имел органы управления по крену, тангажу и рысканию. Событие, по значимости не меньшее, чем собственно полет на самолете.

В 1903 году братья Райт приступили к созданию подходящего двигателя. Для этого они пригласили талантливого механика Чарли Тейлора. В итоге был создан двигатель мощностью 12−15 л.с. Параллельно ими сделано еще одно изобретение — пропеллер.

Далее братья Райт начали исправлять еще два недостатка своего детища: сложность в управлении и малую мощность двигателя. Для этого создали свой испытательный центр, который фактически стал первой испытательной базой в мире. Таким образом в 1904 году появился второй их самолет — «Флайер II», который мог выполнять в воздухе даже «восьмерки» и летать по замкнутому кругу. А в 1905 году был готов и «Флайер III», способный держаться в воздухе до получаса. Он стал первым практически применимым самолетом в мире.

Далее Райт разослали информацию о самолете военному ведомству США. А потом и правительствам Британии, Франции, Германии и России. Долгое время они не получали ответов, но упорство помогло. В 1907 году был подписан контракт с отделом связи армии США на поставку одного самолета. Годом позднее группой французских бизнесменов куплен еще один.

В это же время братья столкнулись с тем, что многие желали купить самолет, который мог бы перевозить пассажиров. В итоге «Флаер III» был быстро переделан: установлено сидение для пассажира и еще более мощный двигатель.

«Флаер III» был очень успешно воспринят в Европе, но братья Райт отдали предпочтение военному ведомству США. Исходя из финансовых соображений, сотрудничество с генералами казалось более перспективным. И вскоре мир увидел «Милитари Флаер» — первый военный самолет в истории.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня