История / День в истории

Орвилл и Уилбур Райт: отцы-основатели мировой авиации

  
1588

30 января 1948 года умер американец Орвил Райт, который вместе со своим братом Уилбуром Райтом вошел в историю авиации не только как изобретатель и конструктор первого в мире самолета, но и как человек, совершивший первый управляемый полет в 1903 году. В тот день его диковинное воздушное судно продержалось в воздухе 12 секунд. Пролетев всего 40 метров, оно упало на землю.

Впрочем, в некоторых странах приоритеты братьев Райт оспаривают. Во Франции, например, уверены, что пальму первенства следует присудить Клименту Адеру, чей летательный аппарат оторвался от земли на 13 лет раньше — в 1890 году. Правда, всего на 20 сантиметров. А новозеландцы с гордостью вспоминают Ричарда Пирса, который в марте 1903 года на моноплане из бамбука и парусины пролетел 135 метров и врезался в забор.

Но в большинстве стран мира все же уверены, что изобретение первой в мире воздушной машины — дело рук и технического гения именно братьям Райт. И именно дата их первого полета считается днем рождения мировой авиации. Мы решили чуть подробнее рассказать о великом вкладе братьев Райт в историю воздухоплавания.

После долгих раздумий, к 1899 году братья нашли способ, как избавиться от самой главной трудности в будущих полетах — проблемы управления самолетом в воздухе. Братья пришли к выводу, что делать это следует с помощью аэродинамических поверхностей. Результатом стало великое изобретение в авиации — они спроектировали систему, скручивавшую консоли крыла с помощью системы тросов.

Предстояло подумать и об устойчивости самолета в полете. В конце 1901 года братья Райт создали аэродинамическую трубу, с помощью которой определили оптимальный профиль крыла. В итоге их первый в мире летательный аппарат имел органы управления по крену, тангажу и рысканию. Событие, по значимости не меньшее, чем собственно полет на самолете.

В 1903 году братья Райт приступили к созданию подходящего двигателя. Для этого они пригласили талантливого механика Чарли Тейлора. В итоге был создан двигатель мощностью 12−15 л.с. Параллельно ими сделано еще одно изобретение — пропеллер.

Далее братья Райт начали исправлять еще два недостатка своего детища: сложность в управлении и малую мощность двигателя. Для этого создали свой испытательный центр, который фактически стал первой испытательной базой в мире. Таким образом в 1904 году появился второй их самолет — «Флайер II», который мог выполнять в воздухе даже «восьмерки» и летать по замкнутому кругу. А в 1905 году был готов и «Флайер III», способный держаться в воздухе до получаса. Он стал первым практически применимым самолетом в мире.

Далее Райт разослали информацию о самолете военному ведомству США. А потом и правительствам Британии, Франции, Германии и России. Долгое время они не получали ответов, но упорство помогло. В 1907 году был подписан контракт с отделом связи армии США на поставку одного самолета. Годом позднее группой французских бизнесменов куплен еще один.

В это же время братья столкнулись с тем, что многие желали купить самолет, который мог бы перевозить пассажиров. В итоге «Флаер III» был быстро переделан: установлено сидение для пассажира и еще более мощный двигатель.

«Флаер III» был очень успешно воспринят в Европе, но братья Райт отдали предпочтение военному ведомству США. Исходя из финансовых соображений, сотрудничество с генералами казалось более перспективным. И вскоре мир увидел «Милитари Флаер» — первый военный самолет в истории.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня