История / День в истории

8 интересных фактов о сигнале SOS

  
8410

6 февраля 1900 года расположенная в финском городе Котка радиостанция передала на ледокол «Ермак» беспроводную телеграмму с приказом спасти находящихся на оторвавшейся льдине 50 рыбаков. Это была первая в истории передача радиосигнала о бедствии на море. Спасательная операция завершилась успешно.

Акулы капиталистического моря

История со спасением финских рыбаков подвигла международное сообщество телеграфистов ввести единый стандарт передачи сигнала бедствия при помощи азбуки Морзе. В 1903 году для этой цели начали использовать буквы CQ (come quick — приходите быстро). Год спустя по предложению компании Marconi International Marine Communication Company, производившей радиопередающую аппаратуру, была добавлена буква D (danger — опасность).

Но при этом Гульельмо Маркони повел себя как типичная капиталистическая акула. Он запатентовал это сочетание букв. В связи с чем передача CQD в эфир была разрешена лишь при помощи аппаратуры Marconi.

Другой крупнейший производитель радиоаппаратуры — германская компания Telefunken — также ввел свою систему оповещения о бедствии на море: SOE. Немцы также настаивали на применении ее лишь владельцами передатчиков Telefunken.

Что означает слово из трех букв

Существует и чисто русское толкование этих трех букв — СОС (спасите от смерти).

Азбука для посвященных

Сигнал SOS при ближайшем рассмотрении оказывается не столь уж и простым. Если посадить за передающий аппарат радиста-дилетанта, добросовестно изучившего азбуку Морзе по книжке, то его сигнал бедствия никто за таковой не примет. Сочтут, что в эфир на период трех минут молчания вылез радиохулиган. Потому что «три точки — три тире — три точки» передаются без межбуквенных интервалов. То есть без пауз: …---…

А на бумаге сигнал записывается как SOS с чертой над этими буквами.

В пучине морской

Современные субмарины оснащены более эффективными средствами коммуникации с «наземным миром». Связь ведется на сверхдлинных волнах, которые способны проникать на океанскую глубину до 300 метров. Это очень дорогостоящая «мобильная связь», которая требует содержания мощных наземных антенных полей, потребляющих мощность до 30 МВт, и постоянно барражирующих в небе связных самолетов.

3S

Нашпигованность океана субмаринами привносит в процедуру передачи сигналов бедствия надводными судами и еще одной специфическую черту. Во время Второй мировой войны ВМФ союзников ввели специальный сигнал — SSS. Он означает, что судно, боевое или же транспортное, сигнализирует о том, что оно либо обнаружило подводную лодку, которая может ему угрожать, либо подверглось ее нападению.

На авианосце, находящемся на расстоянии летной досягаемости, получали SSS. В воздух поднимались В-29, которые решали проблему кардинально.

Заповедная частота

Сигнал SOS передается на частоте 600 метров лишь в случае крайней необходимости, когда экипажу судна и пассажирам угрожает реальная опасность для жизни. В случае нарушения этого правила на виновников необоснованной паники может быть наложено взыскание. Либо моральное, что в морском сообществе не пустой звук. Либо материальное — когда пришедшие на помощь суда понесут значительные материальные потери.

Однако существует исключение из этого непреложного правила. Капитан судна в некоторых случаях может передавать на «сосовой частоте» в три фиксированных «минуты молчания» информацию о возникновении серьезной угрозы для находящихся в регионе кораблей. Это могут быть сообщения о неисправности маяков, о вулканической деятельности, об активности пиратов, о затонувших судах…

Не только ключом, но и голосом

Вполне понятно, что на судах по мере совершенствования радиоаппаратуры начали передавать не только морзянку, но и человеческую речь. И для такого варианта экстренной связи также был введен международный стандарт. В случае бедствия произносится слово Mayday. Хоть этот самый «Первомай» довольно сложно соотнести с состоянием людей, которые по старинному морскому обычаю готовятся надевать чистое исподнее.

Mayday произносится трижды. После чего потенциальным спасителям сообщается название судна и его координаты.

Техника не стоит на месте

С момента первой передачи сигнала бедствия воды утекло очень много. И «старый-добрый» SOS, похоже, скоро окажется на обочине истории. Сейчас он все больше и больше вытесняется из практики мореплавания автоматизированной системой оповещения о бедствии GMDSS. Эта система, введенная Международной морской организацией в 1999 году, использует автоматическое определение координат судна при помощи спутниковых средств навигации и передачу сигнала по выделенному каналу.

Однако тысячи радистов в мировом океане в начале каждого часа надевают наушники, чтобы не пропустить три столь важные для мореплавания буквы.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня