История

7 примечательных фактов из биографии «Кукурузника»

  
29682

7 февраля 1906 года родился советский авиационный конструктор Олег Константинович Антонов. Его первая машина — многоцелевой самолет Ан-2, получивший в народе прозвище «Кукурузник» — это, по сути, автомат Калашникова с пропеллером.

Рекордсмен-долгожитель

Легендарный биплан Ан-2 в первый раз поднялся в небо в 1947 году. В том же самом, в котором появился и знаменитый автомат АК-47. И уже тогда его «внешность» вызывала у авиационных фанатов скепсис. То был с виду неказистый одномоторный биплан, конструктивно напоминающий первые самолеты, на которых в начале века штурмовали небеса Форман и братья Райт. Еще перед войной бипланы начали сходить со сцены. Их вытесняли более скоростные и маневренные монопланы. Ан-2 многочисленные скептики прочили недолгую жизнь.

Однако они были посрамлены. Многие из них давно почили в бозе, а Ан-2 все еще выпускается серийно — спустя 66 лет после начала их производства в Новосибирске. Это является абсолютным мировым рекордом, внесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Вряд ли он когда-нибудь будет побит.

Разные имена

Правда, в Советском Союзе самолет был снят с производства 1971 году. За 24 года было выпущено 3855 машин.

Еще 11 915 самолетов было произведено в Польше в период с 1959 по 2002 год на заводе WSK PZL-Mielec в городе Мелеце.

В Китае выпуск Ан-2 начался в 1956 году. При этом китайцы, работая по советским чертежам и технологиям, изменили имя крылатой машины на «Фонг Шу-2». В дальнейшем и это имя поменяли на «Юншучжи-5». И под этим именем китайские Ан-2 продолжают выпускаться и поныне. К настоящему времени в КНР произведено более полутора тысяч бипланов.

Кукурузник спасла смерть Сталина

Свое прозвище машина получила в связи с тем, что ее сельскохозяйственная модификация широко применялась в период, когда Хрущев задался целью засеять большую часть пахотных земель кукурузой.

Однако именно Хрущев — «кукурузосеятель» — сыграл важную роль в ее судьбе в 50-е годы прошлого века. Когда ОКБ Антонова перебазировалось из Новосибирска в Киев, именно он, будучи первым секретарем ЦК Украины активно поддерживал внедрение Ан-2 в массовое производство. Помогал и ресурсами, и важными постановлениями правительства республики.

Но в конце 1952 года союзным правительством было принято постановление, повлиять на которое Хрущев, будучи секретарем московской партийной организации, не мог. В нем предписывалось прекратить выпуск Ан-2 и начать производство отсеков фюзеляжа бомбардировщика Ил-28. Всю технологическую оснастку и три недостроенных машины буквально выбросили из цехов на улицу.

Весной следующего года, вскоре смерти Сталина, Хрущев, в качестве одного из «антикультличностного» мероприятия восстановил серийное производство Ан-2.

Прельщение Хрущева

Завоевать расположение Хрущева создателю Ан-2 было непросто. В представленной в 1948 году ему характеристике говорилось: «по полетным качествам Ан-2 удовлетворяет условиям посадок и характеру работы в колхозах на опрыскивании и опыливании посевов ядохимикатам». Но Хрущев о кукурузе тогда не думал. И заявил, что машина его не интересует.

И тогда Антонов распорядился пригнать Ан-2 в Жуляны, где базировался отряд правительственных самолетов. Хрущев мрачно осмотрел его, ткнув ботинком в шину шасси. И собрался уходить. Но пилот Лысенко уговорили Никиту Сергеевича посмотреть машину в деле. Ан-2, пробежав не более 30 метров по земле, резко взмыл в небо. Сделал энергичный разворот на 180 градусов с набором высоты. Снизился до 5 метров, распыляя подкрашенную воду. Хрущев пришел в восторг. И настоял на том, чтобы машина предназначалась не только для сельского хозяйства, но и использовалась бы в ВВС для решения десантно-транспортных задач.

На службе у милитаристов

Ан-2 в качестве не только транспортно-десантного, но и штурмового самолета использовался в целом ряде вооруженных конфликтов. Вот наиболее громкие из них:

— Корейская война;

— Венгерское восстание;

— Война во Вьетнаме;

— Гражданская война в Лаосе;

— Война за независимость Анголы;

— Гражданская война в Никарагуа;

— Афганская война;

— Карабахский конфликт;

— Война в Хорватии.

Столь широкое распространение Ан-2 в мире объясняется тем, что Советский Союз поставлял машину в страны, которые боролись за «демократический путь развития».

Самолет в разные годы находился на вооружении в 31 стране. И что удивительно, до сих пор Ан-2 в том или ином качестве используется в армиях 19 стран, включая Россию. Среди этих стран такие «добрые друзья» СССР, как Северная Корея, КНР, Вьетнам, Никарагуа.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Конструктор Антонов гордился тем, что его «первенец», помимо военного ведомства, обслуживает 18 различных министерств. Что является уникальным достижением в мировой авиации. И Ан-2 следует назвать не многоцелевым, а универсальным самолетом. На нем летали не только агрономы с полеводами, но и геологи, медики, рыбаки, метеорологи, оленеводы, лесничие, связисты, нефтяники, пожарные, картографы. Он, неприхотливый в эксплуатации, был всесезонным и всепогодным транспортным средством, соединявшим отдаленные села с райцентрами и областными городами. Его пассажирами были не только колхозники, но козы с овцами.

Для решения различных задач были разработаны 15 модификаций крылатой машины.

Реинкарнация Кукурузника

Во всем мире сейчас эксплуатируется несколько тысяч антоновских бипланов. И говорить о том, что в скором времени они будут списаны, преждевременно. Более того, в Украине модернизировали Ан-2, заменив поршневой бензиновый двигатель разработки 1937 года на современный турбовинтовой американского производства. Модернизированный самолет называется Ан-2−100.

Аналогичный проект реализуется и в России. В скором времени небе в небо поднимутся Ан-2−110 разработки Сибирского НИИ авиации. Они оснащаются 1100-сильными турбовинтовыми двигателями компании Honeywell.

Фото: РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня