История / День в истории

6 наиболее эффективных модификаций штурмовика Су-25

  
19520

22 февраля 1975 года совершил первый полет штурмовик Су-25. Несмотря на то, что в войсках его прозвали «Грачом», он стал первой ласточкой послевоенной советской штурмовой авиации. В 1980 году Су-25 был принят на вооружение ВВС Советского Союза. И уже в 1981 году воевал в Афганистане. Различные модификации штурмовика будут выпускаться отечественным авиапромом до 2020 года.

Этапы большого пути

ВВС Советского Союза в 50-е годы имели на вооружении 1700 штурмовиков Ил-2 и Ил-10 с поршневыми двигателями, задачей которых являлась огневая поддержка наземных войск на поле боя и подавление одиночных целей противника.

Однако в апреле 1956 года министр обороны Жуков представил руководству страны доклад о низкой эффективности штурмовиков в современной войне. И предложил ликвидировать штурмовую авиацию, возложив ее функции на истребители-бомбардировщики. Кремль одобрил это предложение, в результате чего весь парк советских штурмовых самолетов был уничтожен.

Но через некоторое время Хрущев снял Жукова. А затем «ушел на пенсию» и Хрущев, считавший военную авиацию бесполезной в связи с «уникальными возможностями», которые предоставляет обладание ядерным оружием.

В середине 60-х годов была пересмотрена концепция роли авиации при решении различных боевых задач. Было принято решение о возрождении штурмовой авиации. Оно было более чем оправданным, поскольку сверхзвуковые истребители-бомбардировщики были не в состоянии отслеживать одиночные наземные цели и из-за низкой маневренности наносить точные ракетно-бомбовые удары.

В 1969 году был объявлен конкурс на создание современного штурмового самолета, который должен стать оперативно-тактическим средством поддержки наземных войск. В конкурсе приняли 4 ОКБ — Яковлева, Ильюшина, Микояна и Сухого. Несмотря на то, что Ильюшин имел значительный опыт разработки успешных штурмовиков, победил в конкурсе проект ОКБ Сухого.

Су-25, базовая модель

Одним из главных тактико-технических требований, которое предъявлялось к самолету, — живучесть в боевых условиях, а также высокая маневренность. Это объясняется тем, что он «работает» на небольшой высоте, зачастую в непосредственной близости от средств ПВО противника, а также обладает дозвуковой скоростью.

Для этой цели кабина пилота была бронирована листами титана, соединенными по сварным технологиям. Также в кабине было применено бронестекло. Что позволило защитить пилота при попадании 20-миллимитрового снаряда. Также были защищены и все основные агрегаты самолета. Повышенная живучесть была достигнута и за счет дублирования узлов, агрегатов, трубопроводов и электросети.

Статистика афганской войны подтвердила высочайшую надежность Су-25. Суховские штурмовики совершили более 60 тыс. боевых вылетов. При этом были потеряны лишь 23 машины. В среднем каждый сбитый Су-25 имел 80−90 пробоин. У погибших самолетов другого типа — истребителей-бомбардировщиков Су-17 — количество пробоин составляло 15−20. За весь период боевых действий в Афганистане не было случаев взрыва топливных баков и потери штурмовика из-за гибели пилота.

Самолет оснащался современным навигационным комплексом, позволяющим осуществлять боевые полеты при любой погоде. Радиотехнический комплекс не только осуществляет связь, но и обнаруживает РЛС противника. Имеются средства создания радиопомех и снижения инфракрасного излучения. Есть средства прицеливания, обеспечивающие бомбометание и запуск ракет.

Су-25 имеет мощное наступательное вооружение: двуствольная 30-мм пушка и крепящиеся на 10 узлах подвески бомбы и ракеты различного класса, а также напалмовые баки.

Масса пустого самолета — 9500 кг, максимальная взлетная масса — 17600 кг

Тяга двигателя — 2×44,13 кН

Максимальная скорость 975 км/ч

Практическая дальность — 1850 км

Боевой радиус действия — 1250 км (на высоте), 750 км (у земли)

Практический потолок — 10000 м

Максимальная высота боевого применения — 5000 м

Су-25Т, экспортный вариант

За четверть века ОКБ Сухого выпустило 12 модификаций штурмовика, сделав его поистине универсальной машиной, имеющей целый ряд боевых применений. Первой модификацией стал «истребитель танков» Су-25Т.

Его планер в сравнении с базовой моделью был частично доработан с целью повышения маневренности. Но главное отличие заключается в применении более совершенной прицельной системы «Шквал» оптико-электронного принципа действия. Что позволило добиться обнаружения и уничтожения малоразмерных целей (например, танков) на расстоянии до 10 км. В совокупности с остальными доработанными системами самолета «Шквал» обеспечил выполнение штурмовиком боевых задач в любое время суток и при любой погоде.

Что же касается оружейного комплекса машины, то он стал более приспособлен для уничтожения именно бронетехники противника.

Су-25ТМ, экпортный вариант — Су-39

Эта модификация, экспортный вариант которой получил название Су-39, является доработкой противотанкового штурмовика Су-25Т. Однако в результате существенно расширился диапазон боевого использования штурмовика, что он стал относиться к классу многофункциональных всепогодных тактических самолетов. В нем прежде всего была модернизирована система «Шквал», а также введен многофункциональный радиолокационный прицельный комплекс «Копье-25». За счет этого этот штурмовик приобрел способность ведения воздушного боя.

Су-25УБ

Это учебная машина, предназначенная для подготовки пилотов боевых штурмовиков ОКБ Сухого. От базовой модели отличается измененным планером и наличием двухместной кабины с дублированными органами управления и индикации. Для части радиоэлектронного оборудования предусматривается возможность ввода имитированных отказов из кабины инструктора на индикаторы кабины курсанта.

Имеет полный комплекс вооружения и может применяться в качестве боевого самолета.

Су-25УТГ

Самолет предназначен для обучения летного состава технике взлета и посадки на тяжелые авианесущие крейсеры. (Буква «Г» в названии означает «с гаком»). По своим летно-техническим характеристикам не отличается от Су-25УБ. Но при этом отсутствует вооружение.

Обучение происходит как на наземных комплексах с устройствами укорочения взлета (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишер), так и в реальных условиях на крейсере «Адмирал Кузнецов».

Су-25БМ

Буксировщик мишеней, предназначенных для учебных стрельб по ним из комплексов «земля — воздух». При этом пикирующие и парашютные мишени отстреливаются с узлов подвески. А горизонтально перемещаемые крепятся к самолету тросом длиной от 2300 до 3000 метров.

Су-25КМ (Su-25 Scorpion)

В Советском Союзе значительная часть суховских штурмовиков выпускалась на Тбилисском авиационном заводе. В 2000 году израильская компания Elbit Systems начала совместный с тбилисским заводом проект по модернизации экспортной модели Су-25К. Поднявшийся в 2001 году в небо самолет получил название Су-25КМ Scorpion.

В этой машине была полностью заменена бортовая радиоэлектроника, которая стала отвечать требованиям НАТО. Использование мощного бортового компьютера, системы GPS, комплексов наведения на цель, посадки, оптимизации работа двигателя — все это позволило существенно повысить (по утверждению разработчиков — в 2 раза) эффективность использования боевой машины при тех же самых летно-технических характеристиках.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня