История / День в истории

4 уникальных мировых рекорда в планерном спорте

  
6228

25 февраля 1961 года американский планерист Пауль Байкл установил мировой рекорд набора высоты, который держится до сих пор. Мы решили рассказать вам об этом и других рекордах, которые сумели добиться асы планеризма.

Выигрыш высоты

Это историческое для планеризма событие произошло на международных соревнованиях близ Ланкастера, штат Калифорния. Байкл в высотно-компенсирующем костюме и в кислородной маске на планере Schweizer SGS 1−23 E установил феноменальный рекорд выигрыша высоты — 12 894 метра. Данный показатель является разницей между высотой максимального подъема планёра и высотой, на которую планёр был поднят самолетом-буксировщиком. Этот рекорд был признан специалистами, как выдающийся. Поскольку планёры 60-х годов сильно уступают современным по целому ряду основных характеристик. И обусловлено это в первую очередь громадным прогрессом в области создания новых материалов, обладающих уникальными свойствами.

В тот исторический для планеризма день Байкл установил еще один рекорд — абсолютной высоты подъема, поднявшись на 14 102 метра относительно уровня земли. Он продержался 25 лет, что также немало.

Необходимо отметить, что Пауль Байкл (1916 — 1991) был уникальной личностью. Получив степень бакалавра авиационной техники, он основал планёрный клуб, строил планеры, писал научные статьи. Во время Второй мировой войны участвовал в разработке самолетов нового типа и принимал непосредственное участие в их испытаниях. После войны исполнял функцию надзора за промышленным производством реактивных бомбардировщиков и истребителей. Затем стал начальником центра испытаний новой техники ВВС.

А с 1959 по 1971 год Байкл был директором летно-исследовательского комплекса NASA, принимая активное участие в таких программах, как полет на Луну и создание космических «челноков». Байкл — автор ряда научных работ, которые высоко ценятся в научных кругах.

Байкл имеет множество наград. И за космическую деятельность, и за уникальные достижения в планеризме. Он одновременно внесен в два зала национальной славы США — и как создатель космической техники, и как планерист-рекордсмен.

Абсолютная высота

В феврале 1986 года Роберт Харрис на планере Burkhart Grob G102 в той же самой Калифорнии поднялся на 14 938 метров. Этот рекорд абсолютной высоты продержался 20 лет. В 2006 году его побил чрезвычайно популярный в свое время эксцентричный американский миллионер Стив Фоссет.

Фоссет был буквально одержим страстью устанавливать рекорды при помощи самых разнообразных средств передвижения — от собачьих упряжек до самолетов. На воздушном шаре, на паруснике, на санях, на планере, на дирижабле, на автомобиле он установил 116 рекордов, зарегистрированных в Книге рекордов Гиннесса. Аосходил на Эверест и переплывал Ла-Манш.

Фоссет, начиная с 2002 года, неоднократно пытался побить рекорд Харриса, используя двухместный планер Perlan 140, изготовленный из композиционных материалов и оснащенный необходимым для высотного полета оборудованием, включая высотные костюмы с гермошлемами и обогревающую аппаратуру.

30 августа 2006 года вместе с 74-летним бывшим летчиком-испытателем NASA Эйнаром Эневольдсоном Фоссету удалось осуществить мечту. Самолет-буксировщик поднял двухместный планер над аргентинскими Андами в районе Патагонии на высоту 3900 метров. Пилотам удалось поймать мощный восходящий поток воздуха, который начал поднимать планёр на рекордную высоту — 15 453 метра. При этом температура за бортом стремительно понижалась, достигнув в результате минус 57 градус по Цельсию. Пилотов спасали подогреваемые костюмы и подогреватели ног.

Полет продолжался 4,5 часа.

Стив Фоссет погиб в 2007 году в возрасте 63 лет, пытаясь установить очередное достижение на одномоторном самолете в пустыне Невада.

Дальность полета

Давно прошли те времена, когда советские планеристы регулярно обновляли мировые рекорды. Это было предопределено тем, что прославленные советские авиаконструкторы много внимания уделяли и машинам без мотора. К семидесятым годам прошлого века советское планерное конструирование сошло на нет, и наши пилоты с тех времен не установили ни одного рекорда, который был бы зарегистрирован международной федерацией планеризма.

В небе стали блистать американцы, немцы, англичане, голландцы, чехи, австралийцы. В 70-е годы появились уникальные спортсмены, на счету каждого из которых по 3−4 десятка зарегистрированных рекордов. Один из них — немец Ханс Вернер Гроссе, бывший летчик-истребитель и планерист от бога. На его счету 46 мировых рекордов.

Один из них — рекорд дальности полета, равный 1 460 километрам, был установлен в 1972 году на планёре Schleicher ASW 12. Гроссе вылетел из своего родного города Любек и через одиннадцать с половиной часов приземлился в Биаррице на Юго-Западе Франции.

Рекорд продержался более 30 лет. И был побит 9 января 2003 года, когда немецкий пилот Клаус Охльманн на двухместном планере Stemme VT S10 пролетел в Аргентине 2463 километра. Вторым пилотом был Алоиз Урбанзик.

Скорость полета

Фиксация рекордов скорости планера имеет существенную особенность. Если замерять ее на прямом участке, то главным фактором становится не пилот и не планер, а ветер, который либо разгоняет, либо тормозит не имеющую мотора машину. Поэтому международная федерация ввела такие скоростные испытания, при которых роль ветра сведена к минимуму.

Скорость замеряется при движении планера по треугольному маршруту. Причем соревнования проводятся на нескольких дистанциях: 100, 300, 500, 1000 и 1250 километров. Есть и еще один вид скоростных испытаний: с возвращением планера к месту старта. Дистанции в этом случае такие: 500, 1000, 1500, 2000 и 2500 километров.

Вполне понятно, что максимальные показания достигаются на самой короткой дистанции, т.е. на 100-километровом треугольнике.

Этот вид испытаний имеет и еще одну особенность. В последнее время в них участвуют планеры специфической конструкции. В расположенные в крылья полости закачивается балластная вода. Она существенно увеличивается скорость полета, поскольку он отчасти становится похож на падение. В критических ситуациях, когда планер начинает резко терять высоту, балластная вода начинает стравливаться пилотом. Это довольно сложный аэродинамический процесс, который требует и от машины, и от пилота «дополнительных качеств». Например, для устранения смещения центровки машины при сбрасывании балласта предусматривается дополнительный уравновешивающий баллон с водой.

Ныне действующий абсолютный рекорд скорости 234,95 км/ч был установлен 7 мая 2000 года американцем Джеймсом Пейне в Калифорнии на планере Schempp-Hirth Discus A. При этом длина дистанции составляла 100 км.

Этот планер заслуживает особого разговора. Он был разработан немецкой компанией Schempp-Hirth в 1984 году и вскоре начал производиться по лицензии и в Чехии. В Discus впервые в истории была применена изменяющаяся к концу крыла стреловидность. После чего практически все планеростроители подхватили это новшество. Discus долго не знал себе равных. До 89-го годда он выигрывал на мировых чемпионатах от 5 до 12 первых мест из 15. А затем до 1995 стал брать все первые места.

Затем ситуация немного выровнялась. Так что в обозримом будущем следует ожидать новых феноменальных достяжиений и от планеров нового типа, и от пилотов, которые придут на смену нынешним асам планеризма.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня