История / День в истории

9 кругосветных путешествий, вошедших в историю

  
6519

2 марта 1949 года бомбардировщик B-50 совершил первый в истории беспосадочный перелет вокруг земного шара. И до, и после установления этого рекорда на чем только ни переплывали, ни перелетали, ни проезжали земной шар отважные путешественники. Сегодня мы расскажем о самых известных из них.

На парусных кораблях

6 сентября 1522 года к берегам Испании причалило трехмачтовое судно «Виктория» с 18-ю моряками на борту, совершившее первое в истории кругосветное плавание.

Это был один из пяти кораблей, предводительствуемых Фернаном Магелланом, которые отправились в исследовательскую экспедицию из испанского порта 20 октября 1519 года. Из 5 кораблей уцелел лишь один. Из 280 человек, отправившихся в дальний путь, выжили 18. Погиб и сам Магеллан — во время вооруженного столкновения на Филиппинах, где он пытался в 1521 году утвердить испанское владычество.

Трехлетняя экспедиция была изнурительной. Люди гибли от болезней, от голода, от холода, от стычек с аборигенами. Команда кораблей трижды затевала кровопролитные мятежи. Суда захватывались пиратами или же гибли во время штормов.

На яхте

24 апреля 1895 года 48-летний английский капитан Джошуа Слокам отправился из Бостона в одиночное кругосветное путешествие на двухмачтовой яхте «Спрей» под флагом США. Благополучно вернулся он к американским берегам, в Ньюпорт, через три года — 27 июня 1897 года, пройдя 74 тыс. километров.

Яхта «Спрей», признанная одной из лучших яхт своего времени, имела 11,2 метра в длину и 4,7 метра в ширину. Осадка — 1,3 метра. Площадь парусов — 94 кв.м.

В отличие от Магеллана, на своем пути он не сталкивался ни с пиратами, ни с кровожадными аборигенами. Средств на пополнение провианта у него было достаточно. Главными его врагами были шторма, которые заставляли неоднократно изменять курс. Тяжело переживал Слокам и одиночество, борясь с которым, постоянно разговаривал с рыбами, с луной, отдавал сам себе команды. А однажды даже «пообщался» с призраком в одеянии матроса XVI века, который более часа держал штурвал «Спрея». Что свидетельствует о значительной нагрузке на психику одиноких людей.

Изрядную штормовую нагрузку испытывала и яхта, в связи с чем Слокам в порту Сиднея ремонтировал ее три месяца.

На велосипеде

Это тяжелейшее путешествие предпринял в июне 1911 году русский спортсмен Онисим Панкратов, велогонщик, мотоциклист и борец. Скопив, как ему казалось, достаточно средств, он отправился из Харбина вместе с тремя велосипедистами через Сибирь в Европу. Вскоре его компаньоны прекратили самоистязание, каковым было передвижение по российскому бездорожью.

Панкратов был вынужден пересекать Сибирь и Урал по шпалам Транссибирской магистрали. При этом путевые обходчики вели с ним непримиримую борьбу, сгоняя с трассы. По пути в Европу он терпел и голод, и холод, на него нападали разбойники. Дремучие крестьяне относились к нему, как к черту на адской колеснице.

В цивилизованной Европе было попроще. Тут ему удавалось периодически получать работу грузчика, чтобы пополнить бюджет. Зарабатывал он и в цирке, будучи профессиональным борцом. На билет на пароход до Америки он два месяца таскал в порту мешки с углем.

Американская глубинка встретила его не менее подозрительно, чем Сибирь. Фермеры наблюдали за непонятным чужаком исключительно через прицелы винчестеров.

В конце концов из Сан-Франциско Панкратов добрался на пароходе до Японии. А оттуда было уже «рукой подать» до родного Харбина, куда мужественный путешественник вернулся 28 июля 1913 года. За время путешествия он сменил 53 покрышки, 36 камер, 8 педалей, 4 седла, 2 руля, 11 цепей и 750 спиц. За этот подвиг он получил от Международного союза велосипедистов «Бриллиантовую звезду». Во время Первой мировой, где он воевал в качестве пилота, Панкратов был награжден четырьмя Георгиевскими крестами и тремя орденами.

На дирижабле

Облет земного шара на дирижабле «Граф Цеппелин», в сравнение с велопробегом Панкратова, был приятным круизом. Этот самый крупный в истории дирижабль имел просторную гондолу длиной 40 метров и шириной 6 метров. 5 мощных двигателей развивали скорость в 115 км/час. Пассажиры размещались в 10 двухместных каютах со спальными местами. Имелись умывальные комнаты, кухня, обслуживавшая 50 человек, и кают-компания.

В августе-сентябре 1929 года «Граф Цеппелин» за 20 суток совершил кругосветный перелет, стартовав в Лейкхерсте (США). При этом были произведены три промежуточные посадки — во Фридрихсхафене, Токио и Лос-Анджелесе — для дозаправки, поскольку дальность «Графа Цеппелина» составляла 10 тыс. километров.

На самолете с промежуточными посадками

Американский пилот Уайли Пост вместе со штурманом Гарольдом Гатти совершил в 1931 году на одномоторном самолете Lockheed Vega кругосветный перелет по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Иркутск — Хабаровск — Ном — Кливленд — Нью-Йорк. На это у него ушло 8 дней, 15 часов и 51 минута.

Два года спустя Пост в одиночку улучшил этот результат. На прохождение маршрута Нью-Йорк — Берлин — Москва — Аляска — Нью-Йорк было затрачено 7 дней, 18 часов и 49 минут.

На самолете без промежуточных посадок

2 марта 1949 года экипаж из 14 человек на стратегическом бомбардировщике B-50, получившем название Lucky Lady II, совершил первый в истории беспосадочный кругосветный перелет. На средней скорости в 401 км/час самолет преодолел расстояние в 37 700 км за 94 часа и 1 минуту. При этом четырежды дозаправлялся в воздухе самолетами-заправщиками B-29 Superfortresses, поднимавшимися с военных баз США.

В отличие от чисто спортивного перелета Поста, это был стратегический перелет. На аэродроме в Форт-Уэрте экипаж встретили высокопоставленные генералы США. Командующий Стратегического авиационного командования США Кертис Лимей, пожав руку каждому члену экипажа, заявил, что теперь воздушная армия страны способна доставить ядерную бомбу в любую точку земного шара.

На субмарине

Со столь же милитаристскими целями 24 февраля 1960 года отправилась в подводное кругосветное плавание атомная субмарина США «Тритон» под командованием капитана Эдварда Бича. Экспедиция завершилась через 50 дней и 21 час — 25 апреля.

Основные цели, действительно, были военно-стратегические — испытание психологического состояния команды при столь длительном автономном плавании, а также демонстрация Советскому Союзу мощи американского флота.

Решались при этом и «гражданские» задачи. Для чего на борту присутствовали геофизик и океанограф. Для рекламных целей в поход отправился фотограф журнала National Geographic, которого как резервиста призвали в ряды ВМФ на пару месяцев.

Когда капитан Эдвард Бич привел лодку на базу, из него намеревались сделать национального героя. Однако отложили это дело на неопределенный срок в связи с дипломатическим скандалом по поводу уничтожения 1 мая 1960 года над Уралом силами ПВО американского самолета-разведчика. Но славу он все же снискал. Президент Эйзенхауэр келейно вручил ему орден. А через год Американское философское общество, отметив его заслуги в исследовании мирового океана, присвоило Бичу звание почетного доктора наук.

На лошадях

Два российских путешественника — Петр Полонин и Николай Давидовский — в период с 1992 по 1998 год в три этапа совершили кругосветное путешествие на владимирских тяжеловозах, запряженных в кибитку. По земле ехали на конной тяге, проливы преодолевали на паромах. В пути провели 4 года и 8 месяцев. Ехали с продолжительными остановками, чтобы и мир посмотреть, и себя, то есть владимирских тяжеловозов, показать. Путешествие следует признать условно конным, поскольку во время третьего этап, по Японии, перемещались на велосипедах. А от Токио до родного Иванова, откуда начался маршрут, и вовсе везли тяжеловозов на транспорте.

На воздушном шаре

20 марта 1999 года завершился первый в истории человечества кругосветный беспосадочный перелет на воздушном шаре. Он длился 19 дней 21 час и 55 минут. Пилотами воздушного шара Breitling Orbiter-3 были швейцарец Бертран Пиккар и англичанин Брайан Джонс.

Пиккар — «потомственный» рекордсмен. Его дед — Огюст Пиккар установил в 1933 году рекорд, поднявшись на стратостате на 16370 метров. Отец — Жан Пиккар в 1960 году опустился в батискафе на дно Марианской впадины, достигнув отметки 10917 метров.

Шар был громадных размеров — с 20-этажный дом. Гондола, напоминающая космический корабль, обеспечивала нахождение воздухоплавателей на высоте до 15 тыс. метров.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня