История

5 первых отечественных пассажирских самолетов

  
5561
5 первых отечественных пассажирских самолетов

26 июля 1925 года совершил первый полет первый советский пассажирский самолет К-1. Однако отечественные гражданские перевозки начались раньше. Игорь Сикорский в 1913 году предложил пассажирам неслыханный комфорт. Он стал отцом не только российской, но и мировой гражданской авиации.

1. «Илья Муромец»

Игорь Сикорский, сконструировавший и запустивший на Русско-Балтийском вагонном заводе в 1913 году «Илью Муромца», опередил время. Самолет отличался не только гигантскими по тому времени размерами и большой мощностью двигателей, но и широким диапазоном применения. Он использовался и как бомбардировщик, вооруженный 250-и и даже 410-килограммовыми бомбами, и как транспортный самолет, способный переносить до полутора тонн грузов, и как штурмовик, и как пассажирский самолет.

После Октябрьской революции «Муромец» непродолжительное время совершал регулярные рейсы в качестве почтово-пассажирского самолета. При этом пассажиров, что называется, набивали под завязку — больше 20 человек. А до Первой мировой войны в качестве пассажирской машины, первой в мире, он брал на борт лишь 6 — 8 человек. Но при этом им обеспечивался такой комфорт, который был достигнут в бизнес-авиации лишь во второй половине века.

Был устроен отдельный от кабины комфортабельный салон, отапливавшийся выхлопными газами 880-сильного двигателя и освещавшийся электрическими лампами. Существовали спальные комнаты. Имелась специальное помещение для приготовления пищи, которую официант подавал во время полета в «ресторанной комнате». Естественно, был туалет. А также, что кажется невероятным, — ванна. Для того чтобы пассажиры могли полюбоваться панорамой с высоты полутора тысяч метров на скорости 120 км/час, по бортам имелись выходы на консоли нижнего крыла.

Понятно, что полеты стоили очень недешево. Но от желающих отбоя не было. Однако это были не полеты по делам, а что-то типа воздушных экскурсий. В связи с чем регулярного сообщения при помощи «Ильи Муромца» налажено не было.

2. К-1

К-1 разработал бывший военный пилот Константин Алексеевич Калинин, получивший техническое образование в Институте инженеров Красного воздушного флота. Основав КБ при Киевском ремонтном авиазаводе, он вместе с приглашенными боевыми товарищами в кратчайшие сроки разработал 4-местный пассажирский самолет К-1, который в 1925 году был рекомендован к серийному производству.

Однако в массовое производство он запущен не был. И произошло это не из-за чьих-то происков, а потому, что совсем скоро уже был готов более совершенный К-2. Именно этот самолет и начали строить для пассажирских перевозок. Но не в Киеве, а в Харькове, где в 1926 году постановлением ВВС РККА Калинину было предписано основать авиационный завод. Константин Алексеевич стал его директором и генеральным конструктором.

Наиболее популярной разработкой Калинина стал самолет К-5, появившийся в 1930 году. Всего было выпущено около трехсот машин, которые стали основными самолетами «Аэрофлота» (в то время — «Добролета») на внутренних рейсах. Самолет был вполне комфортабельным: в салоне в два ряда размещались 8 мягких кресел. Имелся туалет.

К-5, оснащенный 730-сильным двигателем, мог развивать скорость до 205 км/ч и имел дальность 960 км. Практический потолок — 5000 м. Длина — 15,9 м, высота — 2,9 м.

Последняя машина Калинина имела порядковый номер 14. На этом полет КБ Калинина был прерван: в 1938 году конструктора расстреляли «за антисоветскую деятельность и шпионаж».

3. ПС-9

Подвергся репрессиям и Андрей Николаевич Туполев. Но в гораздо более мягкой форме. В период его работы в ЦАГИ был разработан 9-местный самолет ПС-9 (АНТ-9). В небольших количествах он начал выпускаться в 1929 году. Он стал вторым после машин Калинина советским пассажирским самолетом.

Условия полета для пассажиров были примерно такими же, как и на К-5. Разве что добавился гардероб в конце салона.

Крейсерская скорость была выше — 205 км/ч против 178 км/ч. Дальность меньше — 700 км против 960 км. И потолок чуть пониже.

Однако у него был более выигрышный «экстерьер», он выглядел респектабельнее. В связи с чем одной из машин АНТ-9 присвоили имя «Крылья Советов» и начали использовать ее для пропагандирования достижений СССР.

Летом 1929 года состоялся перелет по маршруту Москва — Травемюнде — Берлин — Париж — Рим — Марсель — Лондон — Париж — Берлин — Варшава — Москва. Самолет вел прославленный ас Михаил Громов. В пассажирских креслах сидели ведущие журналисты страны, среди которых был Михаил Кольцов. Наброски для «Крокодила» делал художник-карикатурист Борис Ефимов.

4. «Сталь-2»

Третьим пассажирским стал самолет «Сталь-2», разработанный в 1931 году к КБ Александра Ивановича Путилова. Имя самолета «говорящее» — его каркас изготавливался из нержавеющей стали сварным методом. Но при этом обшивка плоскостей и оперения выполнялась из полотна, а боковых частей фюзеляжа — из фанеры. Использовался в конструкции и дюраль.

Специально для серийного производства «Стали-2» был построен машиностроительный завод № 81 в Тушино. Всего до 1935 года было выпущено 111 самолетов, работавших в «Аэрофлоте».

В салоне «Стали-2» размещались четыре пассажира. Габариты самолета были примерно такими же, что и у двоих его предшественников и, следовательно, пассажирам в салоне было комфортнее. Приводить ЛТХ «Стали-2» не имеет смысла. Все три первенца советской пассажирской авиации в этом смысле не слишком отличались друг от друга.

5. ХАИ-1

Из общей массы вырвался следующий пассажирский самолет — ХАИ-1, созданный в Харьковском авиационном институте в 1933 году. Он был цельно деревянным, но при этом его крейсерская равнялась 260 км/ч, а максимальная превышала 320 км/ч, а. И это был европейский рекорд скорости. При этом и мощность силовой установки была не столь велика — один двигатель на 480 л.с. У АНТ-9 были три двигателя по 300 л.с. каждый.

Самолет удалось разогнать за счет улучшения его аэродинамических характеристик. На снижение ветровой нагрузки работало многое. В частности, в ХАИ-1 были впервые в Европе использованы убирающиеся шасси.

«Технология» создания самолета необычна. Его разработку возглавил Иосиф Григорьевич Неман, до конца 20-х годов работавший в КБ Калинина и параллельно учившийся в Харьковском технологическом институте. Затем он стал завкафедрой конструкции самолетов Харьковского авиационного института, организовав при ХАИ группу проектирования скоростных летательных аппаратов. В нее вошло несколько институтских инженеров. Но основную работу по созданию самолета-рекордсмена делали студенты, поскольку Неман был еще и прекрасным педагогом.

Неман внедрил в группе бригадно-коллективный принцип работы. Каждая бригада студентов одного из курсов получала задание на проектирование конкретного узла. В процессе работы все главные вопросы решались на коллективных технических совещаниях. При этом конкретное персональное задание получал и каждый член бригады. Руководил процессом 29-летний Неман.

В феврале 1933 года ХАИ-1 прошел государственные испытания в НИИ ВВС. По их результатам была составлена рекомендация для наркомата авиации: «Необходима немедленная серийная постройка самолёта. Рекомендовать Главному управлению ГВФ самолёт ХАИ-1 как основной тип».

Этот прекрасный 6-местный самолет, действительно, запустили в серийное производство. Но основным типом пассажирских самолетов для «Аэрофлота» он не стал, поскольку выпущен был в количестве 44 машин. Не слишком повезло в дальнейшей жизни и его создателю. После создания еще пяти скоростных машин Неман был арестован и направлен в ЦКБ-29 НКВД СССР, где трудилось множество его коллег. Здесь он под бдительным присмотром охраны работал над созданием бомбардировщика Пе-2. Кстати говоря, вместе с конструктором «Стали-2» Путиловым.

Снимок в открытие статьи: советский самолет АНТ-9 после посадки/ Фотохроника ТАСС.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Владислав Белов

Заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН

Александр Скиперских

Профессор НИУ ВШЭ в Перми

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Валерий Рязанский
Валерий Рязанский

Сердечно всех приветствую и поздравляю с 10-летием со дня образования «Свободную прессу».

Начав с нуля, вы сумели создать одну из самых ярких и неординарных электронных газет страны, ваш авторитет выкован вашим профессионализмом и талантом.

Вы делаете упор на освещении политических, экономических и социальных тем, создающих резонанс в обществе, освещаете культурные и научные события. Ежедневно сайт просматривается сотнями тысяч человек.

Появление действительно независимой интернет-газеты стало возможно в результате демократических преобразований в России. Вы последовательно и профессионально отстаивает демократические ценности, достигнутые российским многонациональным обществом.

Желаю всем здоровья, творческих успехов и профессионального долголетия!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня