История

5 первых отечественных пассажирских самолетов

  
5532
5 первых отечественных пассажирских самолетов

26 июля 1925 года совершил первый полет первый советский пассажирский самолет К-1. Однако отечественные гражданские перевозки начались раньше. Игорь Сикорский в 1913 году предложил пассажирам неслыханный комфорт. Он стал отцом не только российской, но и мировой гражданской авиации.

1. «Илья Муромец»

Игорь Сикорский, сконструировавший и запустивший на Русско-Балтийском вагонном заводе в 1913 году «Илью Муромца», опередил время. Самолет отличался не только гигантскими по тому времени размерами и большой мощностью двигателей, но и широким диапазоном применения. Он использовался и как бомбардировщик, вооруженный 250-и и даже 410-килограммовыми бомбами, и как транспортный самолет, способный переносить до полутора тонн грузов, и как штурмовик, и как пассажирский самолет.

После Октябрьской революции «Муромец» непродолжительное время совершал регулярные рейсы в качестве почтово-пассажирского самолета. При этом пассажиров, что называется, набивали под завязку — больше 20 человек. А до Первой мировой войны в качестве пассажирской машины, первой в мире, он брал на борт лишь 6 — 8 человек. Но при этом им обеспечивался такой комфорт, который был достигнут в бизнес-авиации лишь во второй половине века.

Был устроен отдельный от кабины комфортабельный салон, отапливавшийся выхлопными газами 880-сильного двигателя и освещавшийся электрическими лампами. Существовали спальные комнаты. Имелась специальное помещение для приготовления пищи, которую официант подавал во время полета в «ресторанной комнате». Естественно, был туалет. А также, что кажется невероятным, — ванна. Для того чтобы пассажиры могли полюбоваться панорамой с высоты полутора тысяч метров на скорости 120 км/час, по бортам имелись выходы на консоли нижнего крыла.

Понятно, что полеты стоили очень недешево. Но от желающих отбоя не было. Однако это были не полеты по делам, а что-то типа воздушных экскурсий. В связи с чем регулярного сообщения при помощи «Ильи Муромца» налажено не было.

2. К-1

К-1 разработал бывший военный пилот Константин Алексеевич Калинин, получивший техническое образование в Институте инженеров Красного воздушного флота. Основав КБ при Киевском ремонтном авиазаводе, он вместе с приглашенными боевыми товарищами в кратчайшие сроки разработал 4-местный пассажирский самолет К-1, который в 1925 году был рекомендован к серийному производству.

Однако в массовое производство он запущен не был. И произошло это не из-за чьих-то происков, а потому, что совсем скоро уже был готов более совершенный К-2. Именно этот самолет и начали строить для пассажирских перевозок. Но не в Киеве, а в Харькове, где в 1926 году постановлением ВВС РККА Калинину было предписано основать авиационный завод. Константин Алексеевич стал его директором и генеральным конструктором.

Наиболее популярной разработкой Калинина стал самолет К-5, появившийся в 1930 году. Всего было выпущено около трехсот машин, которые стали основными самолетами «Аэрофлота» (в то время — «Добролета») на внутренних рейсах. Самолет был вполне комфортабельным: в салоне в два ряда размещались 8 мягких кресел. Имелся туалет.

К-5, оснащенный 730-сильным двигателем, мог развивать скорость до 205 км/ч и имел дальность 960 км. Практический потолок — 5000 м. Длина — 15,9 м, высота — 2,9 м.

Последняя машина Калинина имела порядковый номер 14. На этом полет КБ Калинина был прерван: в 1938 году конструктора расстреляли «за антисоветскую деятельность и шпионаж».

3. ПС-9

Подвергся репрессиям и Андрей Николаевич Туполев. Но в гораздо более мягкой форме. В период его работы в ЦАГИ был разработан 9-местный самолет ПС-9 (АНТ-9). В небольших количествах он начал выпускаться в 1929 году. Он стал вторым после машин Калинина советским пассажирским самолетом.

Условия полета для пассажиров были примерно такими же, как и на К-5. Разве что добавился гардероб в конце салона.

Крейсерская скорость была выше — 205 км/ч против 178 км/ч. Дальность меньше — 700 км против 960 км. И потолок чуть пониже.

Однако у него был более выигрышный «экстерьер», он выглядел респектабельнее. В связи с чем одной из машин АНТ-9 присвоили имя «Крылья Советов» и начали использовать ее для пропагандирования достижений СССР.

Летом 1929 года состоялся перелет по маршруту Москва — Травемюнде — Берлин — Париж — Рим — Марсель — Лондон — Париж — Берлин — Варшава — Москва. Самолет вел прославленный ас Михаил Громов. В пассажирских креслах сидели ведущие журналисты страны, среди которых был Михаил Кольцов. Наброски для «Крокодила» делал художник-карикатурист Борис Ефимов.

4. «Сталь-2»

Третьим пассажирским стал самолет «Сталь-2», разработанный в 1931 году к КБ Александра Ивановича Путилова. Имя самолета «говорящее» — его каркас изготавливался из нержавеющей стали сварным методом. Но при этом обшивка плоскостей и оперения выполнялась из полотна, а боковых частей фюзеляжа — из фанеры. Использовался в конструкции и дюраль.

Специально для серийного производства «Стали-2» был построен машиностроительный завод № 81 в Тушино. Всего до 1935 года было выпущено 111 самолетов, работавших в «Аэрофлоте».

В салоне «Стали-2» размещались четыре пассажира. Габариты самолета были примерно такими же, что и у двоих его предшественников и, следовательно, пассажирам в салоне было комфортнее. Приводить ЛТХ «Стали-2» не имеет смысла. Все три первенца советской пассажирской авиации в этом смысле не слишком отличались друг от друга.

5. ХАИ-1

Из общей массы вырвался следующий пассажирский самолет — ХАИ-1, созданный в Харьковском авиационном институте в 1933 году. Он был цельно деревянным, но при этом его крейсерская равнялась 260 км/ч, а максимальная превышала 320 км/ч, а. И это был европейский рекорд скорости. При этом и мощность силовой установки была не столь велика — один двигатель на 480 л.с. У АНТ-9 были три двигателя по 300 л.с. каждый.

Самолет удалось разогнать за счет улучшения его аэродинамических характеристик. На снижение ветровой нагрузки работало многое. В частности, в ХАИ-1 были впервые в Европе использованы убирающиеся шасси.

«Технология» создания самолета необычна. Его разработку возглавил Иосиф Григорьевич Неман, до конца 20-х годов работавший в КБ Калинина и параллельно учившийся в Харьковском технологическом институте. Затем он стал завкафедрой конструкции самолетов Харьковского авиационного института, организовав при ХАИ группу проектирования скоростных летательных аппаратов. В нее вошло несколько институтских инженеров. Но основную работу по созданию самолета-рекордсмена делали студенты, поскольку Неман был еще и прекрасным педагогом.

Неман внедрил в группе бригадно-коллективный принцип работы. Каждая бригада студентов одного из курсов получала задание на проектирование конкретного узла. В процессе работы все главные вопросы решались на коллективных технических совещаниях. При этом конкретное персональное задание получал и каждый член бригады. Руководил процессом 29-летний Неман.

В феврале 1933 года ХАИ-1 прошел государственные испытания в НИИ ВВС. По их результатам была составлена рекомендация для наркомата авиации: «Необходима немедленная серийная постройка самолёта. Рекомендовать Главному управлению ГВФ самолёт ХАИ-1 как основной тип».

Этот прекрасный 6-местный самолет, действительно, запустили в серийное производство. Но основным типом пассажирских самолетов для «Аэрофлота» он не стал, поскольку выпущен был в количестве 44 машин. Не слишком повезло в дальнейшей жизни и его создателю. После создания еще пяти скоростных машин Неман был арестован и направлен в ЦКБ-29 НКВД СССР, где трудилось множество его коллег. Здесь он под бдительным присмотром охраны работал над созданием бомбардировщика Пе-2. Кстати говоря, вместе с конструктором «Стали-2» Путиловым.

Снимок в открытие статьи: советский самолет АНТ-9 после посадки/ Фотохроника ТАСС.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Вячеслав Смирнов

Директор Научно-исследовательского института политической социологии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня