История

Лучшие истребители Микояна

  
19002
Лучшие истребители Микояна

5 августа 1905 года родился авиаконструктор Артем Микоян (1905 — 1970). С 1939 года он возглавлял ОКБ МиГ, создав вместе с коллегой — Михаилом Гуревичем ряд уникальных самолетов. Три из них в воздушных боях доказали свое превосходство над современными им истребителями НАТО.

МиГ-15

ОКБ Микояна сделало первый советский реактивный самолет — истребитель МиГ-9. В 1946 году машина начала поступать в части ВВС. Однако через два года от нее отказались, поскольку самолет имел существенные недоделки. Их беспрерывно устраняли и в цехах, и непосредственно в авиационных полках. Помимо этого «девятка» была сложной для освоения «поршневыми пилотами» и весьма капризной в управлении.

Пришедший в 1949 году на смену МиГ-15 не только реабилитировал ОКБ, но и стал лучшим в мире истребителем как минимум первой половины 50-х годов. Неудивительно, что он же оказался и самым массовым в истории авиации: в Советском Союзе было построено 11073 МиГ-15 всех модификаций. С учетом самолетов, выпущенных по лицензии в Польше и Чехословакии, эта цифра достигает 15560.

Это был околозвуковой самолет со стреловидным крылом, оснащенный мощным ТРД-двигателем РД-45, предназначавшимся для бомбардировщиков. В отличие от своего предшественника, он был прост в управлении и неприхотлив в эксплуатации. В 50-е годы по летным качествам к нему смог приблизиться лишь американский истребитель F-86 Sabre. Но «американец» был почти в полтора раза тяжелее, в связи с чем имел потолок на 2500 метров ниже, в полтора раза меньшую скороподъемность. То есть его вертикальная маневренность была ощутимо хуже. Да и разгонялся по прямой МиГ-15 быстрее.

Микояновская машина прошла боевое крещение во время Корейской войны, установив безраздельное господство в воздухе. Вначале она с легкостью расправилась с поршневыми истребителями, сопровождавшими налеты «суперкрепостей» В-29 на Северную Корею. После чего американцы экстренно переправили на полуостров все самое мощное, что имели в истребительной авиации: F-80 Shooting Star, F-84 Thunderjet и F-86 Sabre. Однако на расстановку сил это не сильно повлияло.

Апофеоз случился 30 октября 1951 года, когда 44 МиГ-15 атаковали 21 В-29, шедших в сопровождении почти 200 истребителей различных типов. Были сбиты 12 «крепостей» и 4 F-84. У нас потерян лишь один истребитель. В историю ВВС США этот день вошёл как «чёрный вторник». После него трое суток ни один американский самолёт не появлялся в зоне действия МиГов. А В-29 возобновили свою активность лишь через месяц.

Американские и советские сведения относительно потерь самолетов в Корейской войне противоречивы. Наиболее объективен независимый исследователь Роберт Фатрелл, утверждающий, что всего американцы потеряли 945 самолетов. При этом наши потери у него совпадают с приведенными в официальной советской статистике: 335 МиГ-15, а также 230 самолетов других типов, находившихся на вооружении у Китая и КНДР. В ходе войны погибло 120 советских пилотов и 1176 пилотов противника (включая членов экипажей В-29).

Летные характеристики МиГ-15:

Максимальная скорость — 1042 км/ч

Дальность — 1335 км

Практический потолок — 15200 м

Время набора высоты у земли — 41 м/с, на высоте 5000 м — 28 м/с

Тяга двигателя — 22,3 кН.

МиГ-21

ОКБ преодолело скорость звука, выпустив в 1951 году МиГ-17. Но летные характеристики этой машины не допускали ведение боя на сверхзвуковой скорости. По настоящему сверхзвуковым стал МиГ-19, поступивший на вооружение ВВС в 1953 году. Этот самолет стал первым советским серийным сверхзвуковым.

А следующий — многоцелевой истребитель МиГ-21 — стал самым распространенным в мире сверхзвуковым боевым самолетом. Он находился на вооружении 28 стран. И до сих пор эксплуатируется в 18 странах.

Самолету принадлежит множество рекордов. Один из них — длительность производства. В Советском Союзе МиГ-21 выпускался с 1959 по 1985 год, общее количество изготовленных самолетов составило 11496. И еще в КНР до 2008 года было произведено около 3 тыс. модификаций МиГ-21, получивших название J-7/F-7.

МиГ-21 стал героем Вьетнамской войны. На первых порах поединки в воздухе с основным конкурентом — F-4 Phantom II — проходили на равных. Это было довольно странное противостояние машин, выступающих в несколько разных «весовых категориях». «Фантом», будучи одновременно истребителем-бомбардировщиком и перехватчиком, был «помускулистее». У него выше и скорость, и потолок. Но при этом поворотливости, т.е. маневренности для ведения воздушного боя с легким и юрким МиГ-21 не хватало. Дело усугублялось и тем, что его ракеты точностью не отличались. И МиГи без больших проблем от них уклонялись.

При этом МиГ-21 постоянно модернизировался. Возрастала его скорость. И очень важным для побед в бою оказалось оснащение истребителя в середине 60-х годов четырьмя ракетами. До этого были лишь две. Причем новые ракеты имели самонаводящуюся головку. В результате поражение тяжелых «Фантомов» советскими машинами существенно возросло.

МиГ-21 обладал и еще одним достоинством — технологичностью изготовления. В связи с чем себестоимость самых массовых модификаций этого самолета была ниже, чем даже стоимость производства БМП-1.

Летные характеристики МиГ-21бис:

Тяга двигателя — 4100 кгс

Тяга на форсаже — 6850 кгс

Тяга на чрезвычайном форсаже — 7100 кгс

Максимальная скорость — 2230 км/ч

Дальность — 1225 км

Потолок — 19000 м

Скороподъемность — 235 м/с

МиГ-25

Прототип перехватчика МиГ-25 впервые поднялся в воздух в марте 1964 года. И стразу же начал бить мировые рекорды. Впоследствии наивысшие мировые достижения устанавливали и серийные машины. Среди 29 рекордов есть уникальный, не побитый и поныне — высоты полета на самолете с реактивными двигателями. 21 августа 1977 года летчик-испытатель А. Федотов поднялся над землей на 37 650 метров.

МиГ-25 появился на свет не только из потребности отечественного авиапрома выпускать все новые и новые самолеты, характеристики которых должны постоянно улучшаться. Он стал ответом на новые угрозы нашего потенциального противника. Они заключались в появлении сверхзвукового и высотного стратегического бомбардировщика B-58, способного прорывать оборону ПВО и наносить ядерные удары. Имевшиеся в СССР истребители-перехватчики не могли ему эффективно противостоять по своим скоростным и высотным характеристикам.

Более того, они абсолютно ничего не могли сделать в небе со сверхскоростным разведчиком Lockheed SR-71, имевшим крейсерскую скорость 2,8 М. Ну, а стратегический бомбардировщик XB-70 Valkyrie (3100 км/час, потолок 23 000 м), не оставлял нашим МиГ-21 и Су-15, стоявших тогда на вооружении, никаких шансов. Правда, противостояния с «Валькирией» не состоялось, поскольку она не была запущена в серию.

Конструкторам МиГ-25 удалось «разогнать» самолет до скорости 3000 км/час и поднять его потолок до 23 000 метров. На вооружение он был принят в 1970 году.

Конструкция планёра этой машины прежде не встречалась в мировой истребительной авиации. МиГ-25 оснащен плоскими боковыми воздухозаборниками с горизонтальным клином, двухкилевым оперением и тонким трапециевидным крылом малого удлинения. Уникально расположены и два двигателя — рядом в хвостовой части фюзеляжа. Такая геометрия позволила найти компромисс между рекордными по тем временам скоростями и высокой маневренностью.

Разработка перехватчика и его испытания проходили в условиях строгой секретности. Впервые он был явлен миру 9 июля 1967 года на воздушном параде по случаю Дня ВВС в Домодедово. Четыре перехватчика на бреющем полете прошли над трибунами. Диктор сообщил, что новая машина способна развивать скорость 3000 км/час.

Для Запада это оказалось большой неприятностью. В связи с этим даже состоялись экстренные слушания в конгрессе США. Слушания способствовали активизации работ по созданию истребителей-перехватчиков нового класса — F-14 и F-15. Кстати, оба имеют ту же самую, что и МиГ-25, двухкилевую схему. Но немного не дотягивают как по скорости, так и по высоте полета.

Летные характеристики МиГ-25:

Нормальная взлетная масса — 37100 кг

Тяга двигателей — 2×7500 кгс

Тяга на форсаже — 2×11200 кгс

Максимальная скорость — 3000 км/ч

Дальность — 1865 км

Потолок — 23000 м

Скороподъемность — 235 м/с.

Снимок в открытие статьи: генеральный конструктор, член-корреспондент Академии наук СССР Артем Иванович Микоян в рабочем кабинете/Фото Владимира Савостьянова /Фотохроника ТАСС/

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Анатолий Баранов

Главный редактор ФОРУМ. мск

Александр Шершуков

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня