История

Как «борцы с сепаратизмом» строили Панамский канал

  
6487
Как «борцы с сепаратизмом» строили Панамский канал

15 августа 1914 года через Панамский канал прошло первое судно. История его строительства растянулась на четверть века. Для того чтобы реализовать задуманный проект, США были вынуждены при помощи «дипломатии канонерок» поддержать панамских сепаратистов, чтобы заполучить земли под строительство.

Большая французская афера

Идея создать судоходный путь между Атлантическим и Тихим океанами в наиболее узком месте суши, соединяющем два американских материка, давно витала в воздухе. Однако технические ресурсы для ее осуществления появились лишь в XIX веке. И довольно долго несколько держав, являвшихся владычицами морей и заинтересованных в канале, обсуждали различные проекты и изыскивали юридические пути для их реализации.

Первую попытку построить канал предприняла Франция. В 1879 году в Париже была учреждена «Всеобщая компания межокеанского канала». Ее акции приобрели 800 тыс. человек. У Колумбии, владевшей перешейком, за 10 млн. франков была приобретена концессия на строительные работы на территории независимого государства. Международный конгресс поддержал французскую инициативу. Быстро был разработан проект. И в 1981 году начались земляные работы, предполагавшие выемку 159 млн. куб. ярдов грунта. Через 7 лет проект лопнул. Были истрачены громадные деньги — 300 млн. долларов, — но выполнена лишь треть от запланированных работ. Помимо того, что обанкротились 800 тыс. акционеров, так еще от малярии умерли 20 тыс. французских строителей, преимущественно землекопов.

Грандиозный скандал привел к громкому судебному процессу, на котором вскрылись факты подлога, мошенничества, коррупции, подкупа парламентариев и членов правительства. Однако главные виновники, занимавшие высшие государственные посты, отделались символическими наказаниями. К реальным тюремным срокам были приговорены только автор инженерного проекта Фердинанд Леспес и создатель знаменитой башни Гюстав Эйфель.

Американская комедия

В 1902 году к строительству канала с целью усиления своего влияния в Западном полушарии начали подступаться США. Вначале у обанкротившейся французской компании была выкуплена концессия. Затем был заключен договор с президентом Колумбии об аренде на 100 лет 10-мильной полосы земли, проходящей через штат Панама. Однако парламент этот договор не ратифицировал, поскольку он противоречил национальным интересам страны.

Для США это оказалась нехитрой задачей. В штате Панама вдруг ни с того, ни с сего объявились сепаратисты, предводителем которых был почему-то гражданин Франции. Правительство страны попыталось поставить сепаратистов на место. Однако на помощь борцам за свободу пришли ВМС США, устроившие дефиле у берегов Колумбии. Отделившийся от Колумбии штат 4 ноября 1903 года стал республикой Панама. Через две недели США получили желанные земли в вечное пользование в обмен на обязательство стать гарантом независимости новоиспеченной республики с правом поддерживать порядок в городах Панама и Колон.

Строительство канала контролировало военное министерство США. Его подготовительный этап напоминал массированную войсковую операцию. В качестве главного врага был избран комар, являющийся переносчиком малярии, выкосившей ранее 20 тыс. французских строителей. В результате «карательной операции», в которой приняли участие полторы тысячи человек, в кратчайшие сроки было осушено 80 гектаров болот, вырублены и сожжены кустарники на площади в 30 кв. км, прорыты 75 км водоотводных рвов и разбрызгано 600 тыс. литров химикатов, уничтожающих личинки комаров. В итоге смертность среди американских строителей оказалась в 4 раза ниже, чем среди французских.

Немного статистики

За 10 лет 70 тыс. строителей создали грандиозное гидротехническое сооружение. Было потрачено 400 млн. долларов. Длина Панамского канала равна 81,6 км. Он представляет собой систему, состоящую из двух искусственных и одного естественного озера, соединенных каналами. В связи с тем, что разница уровней мирового океана и Панамского канала составляет 25,9 метра, имеется система шлюзов. Их нормальную работу обеспечивает запас воды в озерах. Объем воды в каждой камере шлюзов — 101 тыс. куб.м.

Максимальные размеры судов, способных пройти через канал: длина — 294 м, ширина — 32 м, осадка — 12 м. Высота ограничена 58 метрами, поскольку канал пересекают три моста.

Пропускная способность канала — 48 судов в сутки. Ежегодно через него проходят до 18 тыс. морских судов. За все время эксплуатации эта цифра перевалила за 800 тыс.

Честолюбивые планы никарагуанцев

На заре своего существования канал пережил три знаменательных события. Первое из них, происшедшее 13 октября 1913 года, было необычайно помпезным. Президент США Вудро Вильсон нажал в Белом доме позолоченную кнопку, сигнал пробежал 4 тыс. километров по специально для этого случая проложенному кабелю, и привел в действие адскую машину. 20 тыс. килограммов динамита разрушили последнюю перемычку, и воды Тихого и Атлантического океанов соединились.

15 августа 1914 года под звуки оркестров, расположившихся у входа в канал и у его выхода, по водной артерии прошло первое судно. Однако навигация вскоре прекратилась. В октябре гигантский оползень вывел канал из строя. Восстановить его удалось лишь к весне 1915 года.

И, наконец, 12 мая 1915 года произошло торжественное открытие Панамского канала.

До конца 1999 года плата за проход через канал шла в пользу США, после чего он стал собственностью Панамы.

Вполне понятно, что за сто лет канал сильно морально устарел. Во-первых, появились супертанкеры и новые гигантские сухогрузы, для которых малы его шлюзовые камеры. Во-вторых, в связи с постоянно возрастающими объемами морских перевозок у канала недостаточная пропускная способность. Панамцы пытаются решить первую проблему за счет расширения шлюзовых камер и соединяющих озера каналов. Но дальше намерений это дело пока не продвинулось. Проблему разрешить невозможно, если не проложить параллельную водную трассу.

Идею нового канала сейчас вынашивают в Никарагуа, где также есть возможность соединить два океана кратчайшим путем. Национальное собрание страны в 2013 году одобрило строительство Никарагуанского канала. Уже «нарисовалась» зарегистрированная в Гонконге компания, которая готова сделать эту грандиозную работу. Стоимость проекта оценивается в 40 млрд. долларов. Игра стоит свеч, поскольку канал способен окупиться в обозримом будущем. Как показывает опыт, Панамский канал дает ежегодную прибыль в размере, превышающем 2 млрд. долларов.

Снимок в открытие статьи: Судно на Панамском канале/ ИТАР ТАСС/С.Сычев/Фотохроника.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня