История

Покорение Луны: бомбой и взрывчаткой по ночному светилу

  
8028
Покорение Луны: бомбой и взрывчаткой по ночному светилу

12 сентября 1959 года к Луне стартовала ракета-носитель «Восток-Л». Она доставила на естественный спутник Земли станцию «Луна-2». Это было первое в истории успешное прилунение космического аппарата. Точнее — прямое попадание, поскольку посадка была жесткой.

Ошибка баллистиков

Посадку на Луну должна была совершить первая станция — «Луна-1». Она была запущена 2 января 1959 года. 3 января в 4 часа утра по московскому времени ее ракета-носитель устроила космический фейерверк — испарила 1 килограмм натрия. Получилось сияющее 100-километровое облако, которое наблюдали многие обсерватории мира. По этому облаку была уточнена траектория полета станции.

Дело оставалось за малым. Выключить в нужный момент двигатель третьей ступени и расстыковаться, чтобы станцию захватила лунная гравитация, и она упала бы на поверхность ночного светила. Никого двигательного аппарата у первых советских лунных станций не было, и они прилунялись в режиме свободного падения.

Поскольку автономная инерциальная система станции не обладала достаточной точностью, то сигнал на выключение двигателя и расстыковку передавался из ЦУПа по радиоканалу. Однако сигнал запоздал, поскольку не было учтено время распространения радиоволн от Земли до Луны. В результате станция прошла мимо Луны на расстоянии 6 тыс. километров и вышла на гелиоцентрическую орбиту.

Затянувшиеся репетиции

«Луна-1», а затем и «Луна-2» впервые в истории были выведены к Луне за счет достижения второй космической скорости, которая равна 11,2 км/с. Это стало возможно за счет добавления к баллистической ракете Р-7 третьей ступени, названной блоком «Е». В результате получилась ракета-носитель «Восток-Л», которой был присвоен индекс 8К72.

«Сращивание» новой ступени с опробованной и надежной двухступенчатой ракетой проходило с высокой аварийностью первых стартов. В результате запуски КА типа «Луна» были похожи на расход спичек при попытках разжечь сырые дрова.

Всем аппаратам первого этапа лунной программы был присвоен индекс «Е-1» с порядковым номером. Вот статистика их запусков:

23.09.1958 Е-1 № 1 Разрушение ракеты на 87-й секунде полета

11.10.1958 Е-1 № 2 Разрушение ракеты на 104-й секунде полета

04.12.1958 Е-1 № 3 Разрушение ракеты на 245-й секунде полета

02.01.1959 Е-1 № 4 Станция прошла на расстоянии 6000 км от поверхности Луны. Получила название «Луна-1»

18.06.1959 Е-1 № 5 Разрушение ракеты на 153-й секунде полета

06.09.1959 Е-1 № 6 Запуск отменен из-за сброса автоматики

08.09.1959 Е-1 № 6 Запуск отменен — не уложились в стартовое окно

09.09.1959 Е-1 № 6 Запуск отменен из-за неотработки команды старта. Ракета снята со стартовой площадки

12.09.1959 Е-1 № 7 Станция совершила посадку на Луну. Получила название «Луна-2».

Аварии ракеты «Восток-Л» были связаны с тем, что после старта начинали развиваться автоколебания системы, которые приводили к катастрофе. Неполадки удалось ликвидировать после того, как в топливных системах блока «Е» были установлены гидродемпферы.

Через полтора года после полета «Луны-2» на той же самой ракете «Восток», но без индекса «Л», был совершен первый в истории пилотируемый полет.

Что прилетело и что не прилетело на Луну

Первые станции «Луна», включая и те, которые сфотографировали обратную сторону естественного спутника Земли, были невелики (390 кг и 2 метра в диаметре) и имели минимальный комплект исследовательской аппаратуры. В них помимо аккумуляторов, автоматики и средств связи были установлены магнетометры, ионные ловушки, датчики микрометеоритов. Но все это разбилось при падении на лунную поверхность.

Ни один из земных микробов на наш спутник тоже не попал. Потому что в станции была припасена стеклянная емкость с раствором формальдегида. При падении «Луны-2» она разбилась. Подарок лунным жителям, если бы они существовали, был немедленно обеззаражен.

Мечта нумизматов

После прилунения в ТАСС сообщили, что станция доставила на Луну вымпел с изображением герба СССР и надписью «Сентябрь, 1959». В действительности вымпелов, отчеканенных на Ленинградском монетном дворе, было несколько десятков. И механизм их размещения на поверхности Луны был весьма изощренным.

Внутри приборного контейнера станции находились два металлических шара, состоявших из пятигранных вымпелов различных размеров. Один шар имел диаметр 12 см, другой 75 см. Внутри полых шаров размещалась взрывчатка. Имелся ударный взрыватель, который срабатывал при ударе о поверхность Луны. При взрыве вымпелы разлетались во все стороны, как осколки. Энергия взрыва должна была погасить хотя бы у некоторых из них скорость падения, и они должны остаться лежать на поверхности.

Был и еще один символический элемент, доставленный третьей ступенью ракеты-носителя, которая также упала на поверхность Луны. Это были алюминиевые ленточки с вытравленной на них надписью «Союз Советских Социалистических Республик». Они были скручены в рулоны и помещены в ампулу, наполненную жидкостью с плотностью, равной плотности алюминия. Ампула находилась в массивной сверхпрочной оболочке. А сверху была еще одна оболочка, менее прочная. Все было рассчитано таким образом, что при контакте с поверхностью Луны происходило сложное распределение энергии удара, и лента с магическими словами оставалась неповрежденной.

Ураном по Селену

Достижение Луны стало предметом гордости СССР. Более того, это событие было запланировано к визиту Хрущева в США. Никита Сергеевич прилетел в Америку на переделанном в гражданский лайнер стратегическом бомбардировщике Ту-95 на следующий день после доставки на Луну вымпелов. И американская пресса мощно отреагировало на это событие, признанное сенсационным. Таким образом эффект от прилета советского премьера в «логово своего наиболее вероятного противника» был усилен.

И ракетчики изо всех сил стремились успеть произвести запуск «Луны-2» к моменту посадки самолета с Хрущевым на американском материке. (Кстати, это также был первый столь дальний маршрут советского лайнера). Об этом старании свидетельствует статистика запусков: 6, 8 и 9 сентября были совершены попытки отправить станцию на Луну. Они оказались неудачными из-за сбоев автоматики на старте. И лишь 12 сентября все прошло нормально.

А на конец 1959 года был запланирован потрясающий космический эффект мощностью в пару сотен килотонн. Еще в 1957 году рассматривался вариант прилунения атомной бомбы с целью наглядного доказательства того, что русские достигли Луны. Был даже изготовлен муляж бомбы в реальном масштабе. Однако в 1959 году в результате тщательных расчетов было установлено, что из-за отсутствия на Луне атмосферы вспышка от взрыва будет очень слабой. И ее не сможет заметить не только всякий наблюдатель при помощи театрального бинокля, но и не слишком мощная обсерватория. И от этой бедовой затеи отказались, передав уже готовую лунную станцию для программы фотографирования обратной стороны Луны.

Снимок в открытие статьи: картина космонавта Алексея Леонова «Посадка на Луну» / Репродукция Фотохроники ТАСС.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня