История

Первый серийный вертолет

Малоизвестные факты о советских геликоптерах

  
5651
Первый серийный вертолет

30 сентября 1948 года состоялся первый свободный полёт вертолёта Ми-1 конструкции ОКБ Михаила Миля. Всего было построено около 2700 таких машин. Использовался Ми-1 в качестве военной, сельскохозяйственной и санитарной техники в семнадцати странах мира.

ЦАГИ над Москвой

Разработки вертолетов велись в СССР еще в довоенное время. Известен, например, геликоптер ЦАГИ 1-ЭА, построенный под руководством Алексея Михайловича Черемухина, который в Первую мировую войну был военным летчиком.

Впервые ЦАГИ поднялся в воздух в 1930 году. Управлял им сам Черемухин. Его аппарат свободно летал на высоте 15 метров. Осенью того же года ЦАГИ поднялся на 40−50 метров, что уже было выше достижения итальянского геликоптера Асканио. Через два года геликоптер Черемухина обосновался на высоте 600 метров. Но и эта высота для ЦАГИ не была предельной.

В декабре 1933 года постановлением ЦИК СССР Алексей Черёмухин был награжден орденом Красной Звезды. А в январе 1938 года его арестовали. Последующие три года летчик-испытатель и конструктор провел в так называемой «Туполевской шараге», а точнее — в ЦКБ-29 НКВД. Именно здесь были созданы знаменитые пикирующие бомбардировщики Пе-2 и Ту-2.

Пассажиры на диване

Изначально Ми-1 назывался ГМ-1, то есть «геликоптер Миля».

Ми-1 — вертолет с одним несущим и рулевым винтами. Фюзеляж вертолета состоит из трех основных частей: центральной части с кабиной для пилота и двух пассажиров, хвостовой и концевой балок.

Остекленная кабина снабжена системой отопления и вентиляции. На отдельном кресле сидит пилот, позади него — два пассажира на диване. В кабину можно попасть через любую из двух боковых дверей. Двигательный отсек находился сзади, под ним — алюминиевый бак, рассчитанный на двести сорок литров.

Уже в то время Ми-1 был оснащен оборудованием, которое позволяло летать, как днем, так и ночью.

Ми-1 сравним с американским геликоптером Sikorsky S-51, но в отличие от штатовского вертолета получил куда более широкое распространение и применение. К тому же Ми-1 зарекомендовал себя очень надежной машиной. На рубеже 50-х и 60-х годов на Ми-1 было установлено около тридцати мировых рекордов.

Серийное производство началось в 1950 году на Московском вертолетном заводе (первые три машины были собраны в Киеве.) Через семь лет началось производство вертолетов Ми-1 по лицензии в Польше. Ми-1 и сегодня эксплуатируют многие страны.

В 1954 году появился санитарный вариант. Такие модели оборудовались стандартным несущим винтом, однако, по летно-техническим характеристикам имели некоторые ограничения.

Для аграриев страны была разработана модификация Ми-1НХ. Здесь были установлены баки (для химикатов) и опрыскиватели. Снятие баков и опрыскивателей позволяло использовать вертолет в качестве почтового. При необходимости такой геликоптер оборудовался подвесным контейнером.

В 1958 году строители вертолетов порадовали и моряков. Поплавковый вариант вертолета Ми-1 в конце 50-х активно использовала китобойная флотилия «Слава».

Матвей Карлович Байкалов

Первым на Ми-1 взлетел летчик-испытатель 3-го класса, капитан Матвей Байкалов. Он прожил короткую, но насыщенную жизнь. В гражданскую воевал в партизанском отряде. Участвовал в разгроме бандитских формирований в Якутии в 1920—1923 годах.

В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929-м — Оренбургскую ВАШЛ. Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 года — летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи. Лично сбил один самолет противника.

Летчиком-испытателем стал еще в годы войны. В 1947 году первым выполнил полет на вертолете Г-4. В 1949 году погиб, совершая перегоночный рейс на вертолете «Ми-1». Впрочем, это была не первая авария Байкалова.

Впервые летчик-испытатель потерял контроль над Г-3 в 1947 году. Комиссия тогда так и не выявила причину катастрофы. Но геликоптер удалось отремонтировать. Через месяц пилот слишком грубо посадил Г-4 — снова авария. В январе 1948-го и снова на Г-4 Байкалов начал снижаться и упал отвесно с высоты 10 метров. Но и тогда летчик отделался легким испугом.

24 ноября того же года в ходе очередного испытания Ми-1 Байкалов определял потолок и на высоте 5200 метров у него замерзла смазка в механизмах управления. Машина начала раскачиваться, и было полное ощущение, что геликоптер сейчас перевернется. Байкалов вспоминал, что тогда он всерьез испугался. Ведь в таком положении вертолета невозможно выброситься из кабины — внизу-то мясорубка, работающий винт. Не дожидаясь того, когда мясорубка заработает, Байкалов выпрыгнул из машины. Парашют раскрылся, но во время приземления летчик повредил ногу, и на какое-то время был отстранен от полетов.

В 1949 году Байкалов перегонял Ми-1 к заказчику. Долетел до аэродрома, покружил над ним и… рухнул на землю. Причина аварии — в дефекте вала рулевого винта. Впоследствии их стали делать из стволов артиллерийских орудий.

Матвей Карлович награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета». Похоронен в Москве, на Преображенском кладбище.

Технические характеристики вертолета Ми-1

Год постройки 1948

Экипаж, чел 1

Число пассажиров 2

Тип двигателя АИ-26ГР

Мощность двигателя 550

Диаметр несущего винта 14,3

Масса пустого вертолета 1700 кг

Взлетная масса, нормальная 2065 кг

Скорость полета, максимальная 205 км/ч

Статический потолок с учетом влияния земли 3300 м

Динамический потолок 3500 м

Практическая дальность полета 430 км

Снимок в открытие статьи: 3-местный пассажирский вертолет «Ми-1» «Москвич"/ Фото: Алексея Стужина /Фотохроника ТАСС/

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня