История

Первый серийный вертолет

Малоизвестные факты о советских геликоптерах

  
5670
Первый серийный вертолет

30 сентября 1948 года состоялся первый свободный полёт вертолёта Ми-1 конструкции ОКБ Михаила Миля. Всего было построено около 2700 таких машин. Использовался Ми-1 в качестве военной, сельскохозяйственной и санитарной техники в семнадцати странах мира.

ЦАГИ над Москвой

Разработки вертолетов велись в СССР еще в довоенное время. Известен, например, геликоптер ЦАГИ 1-ЭА, построенный под руководством Алексея Михайловича Черемухина, который в Первую мировую войну был военным летчиком.

Впервые ЦАГИ поднялся в воздух в 1930 году. Управлял им сам Черемухин. Его аппарат свободно летал на высоте 15 метров. Осенью того же года ЦАГИ поднялся на 40−50 метров, что уже было выше достижения итальянского геликоптера Асканио. Через два года геликоптер Черемухина обосновался на высоте 600 метров. Но и эта высота для ЦАГИ не была предельной.

В декабре 1933 года постановлением ЦИК СССР Алексей Черёмухин был награжден орденом Красной Звезды. А в январе 1938 года его арестовали. Последующие три года летчик-испытатель и конструктор провел в так называемой «Туполевской шараге», а точнее — в ЦКБ-29 НКВД. Именно здесь были созданы знаменитые пикирующие бомбардировщики Пе-2 и Ту-2.

Пассажиры на диване

Изначально Ми-1 назывался ГМ-1, то есть «геликоптер Миля».

Ми-1 — вертолет с одним несущим и рулевым винтами. Фюзеляж вертолета состоит из трех основных частей: центральной части с кабиной для пилота и двух пассажиров, хвостовой и концевой балок.

Остекленная кабина снабжена системой отопления и вентиляции. На отдельном кресле сидит пилот, позади него — два пассажира на диване. В кабину можно попасть через любую из двух боковых дверей. Двигательный отсек находился сзади, под ним — алюминиевый бак, рассчитанный на двести сорок литров.

Уже в то время Ми-1 был оснащен оборудованием, которое позволяло летать, как днем, так и ночью.

Ми-1 сравним с американским геликоптером Sikorsky S-51, но в отличие от штатовского вертолета получил куда более широкое распространение и применение. К тому же Ми-1 зарекомендовал себя очень надежной машиной. На рубеже 50-х и 60-х годов на Ми-1 было установлено около тридцати мировых рекордов.

Серийное производство началось в 1950 году на Московском вертолетном заводе (первые три машины были собраны в Киеве.) Через семь лет началось производство вертолетов Ми-1 по лицензии в Польше. Ми-1 и сегодня эксплуатируют многие страны.

В 1954 году появился санитарный вариант. Такие модели оборудовались стандартным несущим винтом, однако, по летно-техническим характеристикам имели некоторые ограничения.

Для аграриев страны была разработана модификация Ми-1НХ. Здесь были установлены баки (для химикатов) и опрыскиватели. Снятие баков и опрыскивателей позволяло использовать вертолет в качестве почтового. При необходимости такой геликоптер оборудовался подвесным контейнером.

В 1958 году строители вертолетов порадовали и моряков. Поплавковый вариант вертолета Ми-1 в конце 50-х активно использовала китобойная флотилия «Слава».

Матвей Карлович Байкалов

Первым на Ми-1 взлетел летчик-испытатель 3-го класса, капитан Матвей Байкалов. Он прожил короткую, но насыщенную жизнь. В гражданскую воевал в партизанском отряде. Участвовал в разгроме бандитских формирований в Якутии в 1920—1923 годах.

В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929-м — Оренбургскую ВАШЛ. Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 года — летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи. Лично сбил один самолет противника.

Летчиком-испытателем стал еще в годы войны. В 1947 году первым выполнил полет на вертолете Г-4. В 1949 году погиб, совершая перегоночный рейс на вертолете «Ми-1». Впрочем, это была не первая авария Байкалова.

Впервые летчик-испытатель потерял контроль над Г-3 в 1947 году. Комиссия тогда так и не выявила причину катастрофы. Но геликоптер удалось отремонтировать. Через месяц пилот слишком грубо посадил Г-4 — снова авария. В январе 1948-го и снова на Г-4 Байкалов начал снижаться и упал отвесно с высоты 10 метров. Но и тогда летчик отделался легким испугом.

24 ноября того же года в ходе очередного испытания Ми-1 Байкалов определял потолок и на высоте 5200 метров у него замерзла смазка в механизмах управления. Машина начала раскачиваться, и было полное ощущение, что геликоптер сейчас перевернется. Байкалов вспоминал, что тогда он всерьез испугался. Ведь в таком положении вертолета невозможно выброситься из кабины — внизу-то мясорубка, работающий винт. Не дожидаясь того, когда мясорубка заработает, Байкалов выпрыгнул из машины. Парашют раскрылся, но во время приземления летчик повредил ногу, и на какое-то время был отстранен от полетов.

В 1949 году Байкалов перегонял Ми-1 к заказчику. Долетел до аэродрома, покружил над ним и… рухнул на землю. Причина аварии — в дефекте вала рулевого винта. Впоследствии их стали делать из стволов артиллерийских орудий.

Матвей Карлович награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета». Похоронен в Москве, на Преображенском кладбище.

Технические характеристики вертолета Ми-1

Год постройки 1948

Экипаж, чел 1

Число пассажиров 2

Тип двигателя АИ-26ГР

Мощность двигателя 550

Диаметр несущего винта 14,3

Масса пустого вертолета 1700 кг

Взлетная масса, нормальная 2065 кг

Скорость полета, максимальная 205 км/ч

Статический потолок с учетом влияния земли 3300 м

Динамический потолок 3500 м

Практическая дальность полета 430 км

Снимок в открытие статьи: 3-местный пассажирский вертолет «Ми-1» «Москвич"/ Фото: Алексея Стужина /Фотохроника ТАСС/

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня