Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
30 сентября 2014 18:14

«Запорожец» за тысячу бутылок

Малоизвестные факты о самых маленьких автомобилях СССР

13260

1 октября 1960 года с конвейера завода «Коммунар» в Запорожье сошёл первый «ЗАЗ-965», получивший прозвище «горбатый». «Запорожцы» различных модификаций выпускали вплоть до 90-х годов. Автомобили эконом-класса были едва ли не самыми популярными на территории СССР.

Завод «Коммунар»

Запорожский автомобильный завод «вырос» из предприятия по выпуску сельскохозяйственных машин, причем основано оно было голландцем Абраамом Коопом спустя два года после отмены крепостного права на Руси — в 1863 году. Второе рождение случилось в 1923 году, когда национализированное предприятие получило название «Коммунар». Выпускали здесь зерноуборочные комбайны и прочую сельхозтехнику.

В 1959 году Хрущев принял решение перепрофилировать предприятие в автомобильный завод, на котором будут собирать микролитражки, наподобие «ЗАЗ-965». Поскольку работали над моделью столичные специалисты с Московского автозавода малолитражных автомобилей, назвали ее сначала «Москвич-444». Но после переноса производства на Украину «Москвич» стал «Запорожцем».

Творчески переосмысленный «Фиат»

Разработка доступного широким массам граждан автомобиля началась в СССР еще в 50-е годы. Делали это, естественно, идя навстречу пожеланиям трудящихся, которые мечтали о личных авто. За основу будущего «ЗАЗ-965» был взят FIAT 600. Но и наши конструкторы приложили определенные усилия. У «Запорожца» появился тот самый «горб», другая подвеска, салон стал просторнее. А еще колеса были заменены на более крупные. Все-таки ездить по дорогам СССР и по Италии — две большие разницы.

Двери, как у FIAT, навешивались на задних петлях, то есть открывались против хода движения. Шутили, что «Запорожец» можно остановить даже на большой скорости, открыв обе двери.

Первое появление «ЗАЗ-965» на публике состоялось в Запорожье в 1960 году на Первомайской демонстрации. Хотя зрелище это было, прямо скажем, не эпическое.

FIAT 600 был популярен не только в Советском Союзе. В Италии их продали около трех миллионов экземпляров. С этой машины слизали свой SEAT 600 испанцы, а югославы — «Заставу 750». В Южной Америке FIAT прозвали «фитито».

Каким бы хрупким ни казался сегодня «Запорожец», а люди на нем путешествовали по всей стране. В Интернете сегодня можно найти всё, в том числе и «ЗАЗ-965». Цены от 5 тысяч рублей до 500 тысяч.

Технические характеристики «ЗАЗ-965»

Вес автомобиля (без полезной нагрузки, масла, бензина, запасного колеса, комплекта инструмента, деталей и узлов системы отопления кузова) 610 кг

Без нагрузки 665 кг

С полной нагрузкой 965 кг

Габаритные размеры (номинальные):

Длина 3330 мм

Ширина 1395 мм

Высота (без нагрузки) 1450 мм

База (расстояние между осями) 2023 мм

Колея передних колес (по грунту) 1150 мм

Колея задних колес (при полной статической нагрузке) 1160 мм

Дорожный просвет 175 мм

Наименьший радиус поворота (по следу наружного переднего колеса) 5 м

Углы свеса (с полной нагрузкой):

Передний 36°

Задний 25°

Наибольшая скорость на горизонтальном участке ровного сухого шоссе при нагрузке двух человек (включая водителя) 100 км/час

Бензин автомобильный А-72 или А-76 (ГОСТ 2084—67)

«Jalta» на экспорт

«Запорожец» можно было легко отремонтировать даже в походных условиях. Конечно, если водитель разбирался в устройстве машины. Двигатель могли снять два взрослых человека. Если лобовое стекло разбивалось или появлялась серьезная трещина, мешавшая управлению транспортным средством, его (стекло) меняли местами с задним. Стекла были идентичными.

Экспортные варианты «горбатого» назывались «Jalta» или «Yalta». За рубеж таких автомобилей было продано около пяти тысяч. Существовала даже праворульная версия.

Было немало модификаций «Запорожцев», приспособленных для инвалидов. Удивительно, но автомобилестроители позаботились об очень многих маломобильных группах сограждан.

Выпускались модели для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу, для тех, у кого повреждены или ампутированы обе ноги. Делали авто для инвалидов, у которых повреждена правая нога. Отдельная модель — для тех, у кого повреждена левая нога…

На момент выпуска «Запорожец» стоил приблизительно 20 средних зарплат или тысячу бутылок водки. Впрочем, последнее — скорее, шутка.

После «горбатого» появился «ЗАЗ-966», который прозвали «ушастым», а когда с него убрали воздухозаборники («уши»), модель (ЗАЗ-968М) переименовали в «мыльницу».

Очень интриговало автолюбителей расположение небольших люков в моделях «ЗАЗ-968». Высказывалась даже версия, что передний пассажир такого автомобиля (у него люк открывался) может через него заниматься подледным ловом, не выходя из кабины. На самом деле эти отверстия были необходимы для установки кузова, а также для стекания грунтовки.

Уже не «Запорожец»

В 1988 году на «Коммунаре» стали выпускать новую микролитражку ЗАЗ-1102 «Таврия», которая была рассчитана на четырех человек. В отличие от своих предшественников «Таврия» была переднеприводной.

Рабочий объем двигателя составлял 1,091 л, мощность — 48 л.с. Автомобиль оснащался пятиступенчатой коробкой передач и позиционировался, как очень экономичный. В Каннах получил приз рекламный ролик, в котором водитель дозаправляет свою «Таврию» из бензиновой зажигалки.

ЗАЗ-1102 мог ехать со скоростью 132 километра в час. А до сотни разгонялся за 24 секунды — вполне достойные показатели для авто в этом классе.

Последняя модель «Таврия» сошла с конвейера в 2006 году. По другим данным, машина выпускалась еще год.

Снимок в открытие статьи: легковой автомобиль ЗАЗ-967 «Запорожец», выпускаемый на заводе «Коммунар» /Фото: Валентин Соболева /Фотохроника ТАСС/

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня