История

Юрий Левитан и ветераны спецпропаганды

На какие ухищрения шла советская и нацистская пропаганда во время войны

  
3216
Юрий Левитан и ветераны спецпропаганды

2 октября исполняется 100 лет со дня рождения легендарного советского диктора Юрия Левитана, который был мощным рупором советской пропаганды во время войны. Однако, и немцы, со своей стороны, уделяли пропаганде не меньше внимания. Мы расскажем, на какие ухищрения шли и те, и другие в военные годы.

По прозвищу «Труба»

Юрию Левитану относительно легко удалось стать диктором — из-за зычного, мощного голоса его еще в отрочестве прозвали «Трубой». Уже в 1931 году он — сначала стажер, а затем и диктор Радиокомитета. А замеченный и выдвинутый Сталиным, Юрий Борисович вскоре стал ведущим «голосом» СССР.

В год начала Великой Отечественной он вступил в КПСС. Читая сводки Совинформбюро и приказы Сталина, он прославился не только среди жителей родной страны. В ведомстве Геббельса быстро сообразили, что такой глашатай мертвого из могилы подымет и заставит идти на врага. И объявили охоту на диктора, обещая за его голову 100.000 рехсмарок. А Гитлер вообще объявил его своим личным врагом. В Ставке, в свою очередь, зная, какую ненависть фашисты затаили против Левитана, и опасаясь диверсий против него, решили от греха подальше эвакуировать Юрия Борисовича подальше — в Свердловск (ныне Екатеринбург), откуда он и вел свои передачи. А в 1943 году он вещал уже из Куйбышева (Самары).

Левитану было поручено читать самые важные сообщения о взятии городов и выигранных битвах. И его голос, действительно, оказывал мощное пропагандистское воздействие на людей и поднимал силу боевого духа солдат. Но не только он использовал микрофон в качестве оружия против фашистов. Во фронтовой полосе наши специалисты по спецпропаганде частенько транслировали через громкоговорители русские народные и фронтовые песни в исполнении Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой и других звезд советской эстрады. И многими песнями немцы так заслушивались, что некоторые получили у них большую популярность. Так что нет-нет, да и слышно было с той стороны: «Давай „Катюшу“, рус!».

Талоны на посещение публичного дома

Но наряду с действенными методами спецпропагандисты порой додумывались до полной нелепицы, забрасывая на вражескую сторону, например, листовки, в которых рассказывалось о создании в тылу немцев публичных домов, чтобы жены и сестры могли не скучать без отсутствия мужских ласк. А затем были выпущены и талоны на посещение такого публичного дома. Этот удар ниже пояса должен был посеять в душах фашистских солдат неуверенность и возмущение: как же, мол, так — мы тут воюем, а генералы в тылу забавляются с нашими женами и сестрами.

Кстати, американцы и англичане во время войны тоже использовали этот прием по отношению к врагу, выпуская и разбрасывая над немецкими окопами листовки, в которых фрау благодарила своего защитника за его подвиги и тут же «успокаивала» его, что у нее все в порядке и она прекрасно проводит время в компании тыловых крыс и симпатичных генералов.

Имелось место на войне и для совсем уж черной пропаганды. Для этой цели использовали профессиональных актеров театров, отснятых в игровых сценах. На одной стороне листовки, например, печаталось изображение немки-вдовы и двух ее детей, читающих газетный некролог. А на другой — загримированных под Гитлера и Геринга актеров, которые за накрытыми столами в обществе фрау весело проводили время. И подпись: «Им приятно проливать твою кровь и продавать твою жизнь!». Чересчур, конечно, но, как говорится, на войне, как на войне. Тем более, что это работало! Немцы порой переходили к нам или просто сдавались во время боя — иногда даже целыми подразделениями. Особенно наемники из стран-сателлитов Германии, которые, надо правду сказать, и вояками-то были не ахти какими.

Выпускались не только листовки: брошюры, газеты, обращения и прочие материалы спецпропаганды. И общий их тираж составил 2.700.000.000 штук! Для работы в редакционно-редакторские отделы приглашали настоящих писателей — Илью Эренбурга, Николая Тихонова, Всеволода Вишневского… А также для составления листовок и газет пользовались услугами консультантов — военнопленных: например, Эрнста Келлера, основателя комитета «Свободная Германия». К слову, была листовка, с которой улыбался розовощекий немецкий повар Франц Гольд, которого якобы и в плену использовали, как повара. А питание там вообще трехразовое. Но это было скорей преувеличением или, точнее сказать, приукрашиванием действительности. Да и кто доверит пленному немцу готовить на кухне — пусть даже и для своих. У нас так было не принято.

Дамочки, дамочки, не ройте ваши ямочки…

Не упускали своего в возможности распропагандировать советских солдат и в ведомстве Геббельса. Общеизвестна листовка с таким, например, текстом: «Дамочки, дамочки, не ройте ваши ямочки — приедут наши таночки, зароют ваши ямочки». Их сбрасывали над теми местами, где женщины и старики рыли лопатами оборонительные сооружения. А солдатам вермахта раздавались пособия, в котором рассказывалось, как вести себя с местным населением. В Ленинграде в больших количествах разбрасывалось воззвание к горожанам, в котором немцы призывали их не сопротивляться и пожалеть свою жизнь. Уговаривали без боя сдать город — и он не будет разрушен, а население спокойно станет жить своей жизнью. Разъясняли, что и Париж пал сразу. И население в нем оставили нетронутым, и все достопримечательности на местах, в целости и сохранности. Правда, в воззвании умалчивалось о том, что все музеи Парижа и оккупированной Франции тут же были разграблены специально созданными для этого командами: шедевры и все, что можно было, просто вывезли отовсюду и направили в Германию.

Излюбленным приемом немецкой пропаганды была заброска на нашу территорию фальшивых талонов на хлеб и другие продукты питания — особенно это было распространено в том же Ленинграде. А также — фальшивых денег и, к примеру, листовок, одна сторона которой как две капли воды была похожа на советскую денежную купюру «три червонца». На второй печатались цифры жертв, которые унесли лагеря, коллективизация, репрессии, эпидемии, голодомор, Гражданская война и революция, — все это как бы служило «балансом сталинизма». Нацистские умельцы не поленились даже проштудировать все центурии Нострадамуса и найти четверостишие (катрен), предрекавшее разгром Красной Армии.

Да и контр-спецпропаганда не дремала. Видя, с каким размахом их советские коллеги ведут подрывную деятельность среди солдат вермахта, Геббельс очень быстро озаботился этой проблемой и приказал выпустить специальную памятку для военнослужащих, которая была снабжена «десятью заповедями против коммунистической пропаганды». Словом, борьба на этом идеологическом фронте не прекращалась всю войну, принимая порой весьма и весьма необычные формы. Что же, креативщиков, выражаясь современным языком, и с той и с этой стороны хватало.

Снимок в открытие статьи: диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан первым передал сообщение ТАСС о полете космонавта Юрия Гагарина на корабле «Восток"/ Фото Евгений Кассин и Владимир Савостьянов/ ТАСС/

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Судаков

Политолог-американист, профессор Академии военных наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня