История

Юрий Левитан и ветераны спецпропаганды

На какие ухищрения шла советская и нацистская пропаганда во время войны

  
3212
Юрий Левитан и ветераны спецпропаганды

2 октября исполняется 100 лет со дня рождения легендарного советского диктора Юрия Левитана, который был мощным рупором советской пропаганды во время войны. Однако, и немцы, со своей стороны, уделяли пропаганде не меньше внимания. Мы расскажем, на какие ухищрения шли и те, и другие в военные годы.

По прозвищу «Труба»

Юрию Левитану относительно легко удалось стать диктором — из-за зычного, мощного голоса его еще в отрочестве прозвали «Трубой». Уже в 1931 году он — сначала стажер, а затем и диктор Радиокомитета. А замеченный и выдвинутый Сталиным, Юрий Борисович вскоре стал ведущим «голосом» СССР.

В год начала Великой Отечественной он вступил в КПСС. Читая сводки Совинформбюро и приказы Сталина, он прославился не только среди жителей родной страны. В ведомстве Геббельса быстро сообразили, что такой глашатай мертвого из могилы подымет и заставит идти на врага. И объявили охоту на диктора, обещая за его голову 100.000 рехсмарок. А Гитлер вообще объявил его своим личным врагом. В Ставке, в свою очередь, зная, какую ненависть фашисты затаили против Левитана, и опасаясь диверсий против него, решили от греха подальше эвакуировать Юрия Борисовича подальше — в Свердловск (ныне Екатеринбург), откуда он и вел свои передачи. А в 1943 году он вещал уже из Куйбышева (Самары).

Левитану было поручено читать самые важные сообщения о взятии городов и выигранных битвах. И его голос, действительно, оказывал мощное пропагандистское воздействие на людей и поднимал силу боевого духа солдат. Но не только он использовал микрофон в качестве оружия против фашистов. Во фронтовой полосе наши специалисты по спецпропаганде частенько транслировали через громкоговорители русские народные и фронтовые песни в исполнении Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой и других звезд советской эстрады. И многими песнями немцы так заслушивались, что некоторые получили у них большую популярность. Так что нет-нет, да и слышно было с той стороны: «Давай „Катюшу“, рус!».

Талоны на посещение публичного дома

Но наряду с действенными методами спецпропагандисты порой додумывались до полной нелепицы, забрасывая на вражескую сторону, например, листовки, в которых рассказывалось о создании в тылу немцев публичных домов, чтобы жены и сестры могли не скучать без отсутствия мужских ласк. А затем были выпущены и талоны на посещение такого публичного дома. Этот удар ниже пояса должен был посеять в душах фашистских солдат неуверенность и возмущение: как же, мол, так — мы тут воюем, а генералы в тылу забавляются с нашими женами и сестрами.

Кстати, американцы и англичане во время войны тоже использовали этот прием по отношению к врагу, выпуская и разбрасывая над немецкими окопами листовки, в которых фрау благодарила своего защитника за его подвиги и тут же «успокаивала» его, что у нее все в порядке и она прекрасно проводит время в компании тыловых крыс и симпатичных генералов.

Имелось место на войне и для совсем уж черной пропаганды. Для этой цели использовали профессиональных актеров театров, отснятых в игровых сценах. На одной стороне листовки, например, печаталось изображение немки-вдовы и двух ее детей, читающих газетный некролог. А на другой — загримированных под Гитлера и Геринга актеров, которые за накрытыми столами в обществе фрау весело проводили время. И подпись: «Им приятно проливать твою кровь и продавать твою жизнь!». Чересчур, конечно, но, как говорится, на войне, как на войне. Тем более, что это работало! Немцы порой переходили к нам или просто сдавались во время боя — иногда даже целыми подразделениями. Особенно наемники из стран-сателлитов Германии, которые, надо правду сказать, и вояками-то были не ахти какими.

Выпускались не только листовки: брошюры, газеты, обращения и прочие материалы спецпропаганды. И общий их тираж составил 2.700.000.000 штук! Для работы в редакционно-редакторские отделы приглашали настоящих писателей — Илью Эренбурга, Николая Тихонова, Всеволода Вишневского… А также для составления листовок и газет пользовались услугами консультантов — военнопленных: например, Эрнста Келлера, основателя комитета «Свободная Германия». К слову, была листовка, с которой улыбался розовощекий немецкий повар Франц Гольд, которого якобы и в плену использовали, как повара. А питание там вообще трехразовое. Но это было скорей преувеличением или, точнее сказать, приукрашиванием действительности. Да и кто доверит пленному немцу готовить на кухне — пусть даже и для своих. У нас так было не принято.

Дамочки, дамочки, не ройте ваши ямочки…

Не упускали своего в возможности распропагандировать советских солдат и в ведомстве Геббельса. Общеизвестна листовка с таким, например, текстом: «Дамочки, дамочки, не ройте ваши ямочки — приедут наши таночки, зароют ваши ямочки». Их сбрасывали над теми местами, где женщины и старики рыли лопатами оборонительные сооружения. А солдатам вермахта раздавались пособия, в котором рассказывалось, как вести себя с местным населением. В Ленинграде в больших количествах разбрасывалось воззвание к горожанам, в котором немцы призывали их не сопротивляться и пожалеть свою жизнь. Уговаривали без боя сдать город — и он не будет разрушен, а население спокойно станет жить своей жизнью. Разъясняли, что и Париж пал сразу. И население в нем оставили нетронутым, и все достопримечательности на местах, в целости и сохранности. Правда, в воззвании умалчивалось о том, что все музеи Парижа и оккупированной Франции тут же были разграблены специально созданными для этого командами: шедевры и все, что можно было, просто вывезли отовсюду и направили в Германию.

Излюбленным приемом немецкой пропаганды была заброска на нашу территорию фальшивых талонов на хлеб и другие продукты питания — особенно это было распространено в том же Ленинграде. А также — фальшивых денег и, к примеру, листовок, одна сторона которой как две капли воды была похожа на советскую денежную купюру «три червонца». На второй печатались цифры жертв, которые унесли лагеря, коллективизация, репрессии, эпидемии, голодомор, Гражданская война и революция, — все это как бы служило «балансом сталинизма». Нацистские умельцы не поленились даже проштудировать все центурии Нострадамуса и найти четверостишие (катрен), предрекавшее разгром Красной Армии.

Да и контр-спецпропаганда не дремала. Видя, с каким размахом их советские коллеги ведут подрывную деятельность среди солдат вермахта, Геббельс очень быстро озаботился этой проблемой и приказал выпустить специальную памятку для военнослужащих, которая была снабжена «десятью заповедями против коммунистической пропаганды». Словом, борьба на этом идеологическом фронте не прекращалась всю войну, принимая порой весьма и весьма необычные формы. Что же, креативщиков, выражаясь современным языком, и с той и с этой стороны хватало.

Снимок в открытие статьи: диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан первым передал сообщение ТАСС о полете космонавта Юрия Гагарина на корабле «Восток"/ Фото Евгений Кассин и Владимир Савостьянов/ ТАСС/

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня