Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
2 октября 2014 20:28

Взрыв ракеты на борту подлодки

Малоизвестные факты об аварии «К-219», грозившей перерасти в мировую катастрофу

6776

3 октября 1986 года на подводном крейсере стратегического назначения «К-219» в одной из шахт взорвалась баллистическая ракета. Через три дня лодка затонула, при этом большую часть экипажа удалось спасти. Одни проявили безответственность, другие — героизм.

Кислотный взрыв

Советская подлодка «К-219» была спущена на воду 31 декабря 1971 года. Через месяц она вошла в состав Краснознаменного Северного флота с базированием в Гаджиево. Совершила более десятка автономных плаваний. В сентябре 1986 года «К-219» отправлялась в последнюю автономку, после чего ее должны были утилизировать.

Технические проблемы у «К-219» возникали и раньше. В 1973 году погиб человек во время взрыва в ракетной шахте № 15. Случилось это из-за нарушения герметичности, в шахту стала поступать вода, которая вступила в реакцию с одним из компонентов ракетного топлива. Образовалась азотная кислота, произошел взрыв, и шахта оказалась полностью затоплена. Впоследствии ракету из шахты изъяли, крышку заварили.

В 1986 году подлодка участвовала в учениях и должна была запустить ракету по полигону на Новой Земле. На протяжении нескольких часов сделать это не удавалось. После пуска «К-219» пришлось экстренно всплывать и в условиях 8-балльного шторма идти на базу.

В октябре того же года во время несения патрульной службы у берегов США повторилась ситуация 1973 года, только с гораздо более трагическими последствиями.

Снова течь

Во время контрольного выхода в море, осуществляемого за несколько дней до автономки для проверки работы всех корабельных систем была обнаружена небольшая течь в шестой шахте. Об этом знал командир БЧ-2 Александр Петрачков, но докладывать руководству, командиру Игорю Британову не стал. По всей видимости, опасался личной ответственности за задержку крейсера для ремонта. Петрачков даже отключил аварийку по шахте № 6.

Позднее одной из причин разгерметизации шахты было названо столкновение подлодки с неопознанным подводным объектом, возможно, с американской субмариной. Однако сами моряки с «К-219» не подтверждают этой версии. Капитан крейсера Игорь Британов заявлял в интервью, что столкновения не было.

Через месяц после выхода в море во время совершения маневра, позволяющего обнаружить слежку, в ракетной шахте № 6 из-за контакта воды с компонентами топлива образовалась гремучая смесь. Участники похода рассказывали, что взрыв походил на взрыв гранаты в железнодорожной цистерне. Из-за начавшегося пожара погибли капитан 3-го ранга Александр Петрачков, матрос Николай Смаглюк и машинист Игорь Харченко. Через пробоину стремительно хлынула вода, и субмарина в буквальном смысле провалилась на глубину 300 метров. Это была почти предельная для «К-219» глубина.

Беликов и Преминин

В этот момент командир Британов приказал избавиться от балластной воды, чтобы выполнить маневр экстренного всплытия. Через несколько минут подлодка выскочила на поверхность. Когда возникла опасность расплава активной зоны реактора, его попытались заглушить с пульта управления, но сделать это не удалось.

Пришлось офицеру реакторного отсека Александру Беликову и матросу Сергею Преминину опускать компенсационные решетки вручную. При 70-градусной температуре Беликов опустил три решетки и потерял сознание. С третьего раза Преминин опустил четвертую, однако, выйти из реакторного отсека уже не смог — из-за давления заклинило дверь. Ее пытались открыть снаружи, но безуспешно.

Считается, что героические действия Беликова и Преминина позволили предотвратить подводный Чернобыль у берегов США.

По мнению американских подводников, командир и экипаж подводной лодки «К-219» заслуживают высокой оценки за то, что «быстро сумели всплыть, а также за действия по борьбе с огнем». В СССР действия моряков оценили иначе. Например, Преминин посмертно награжден орденом Красной Звезды, а Беликова… исключили из партии за утрату партбилета.

На буксире и на дне

К терпящей бедствие подлодке прибыли советские суда «Красногвардейск», «Бакарица» и «Федор Бредихин». Не дожидаясь приказа из Москвы, Британов отдал команду эвакуировать экипаж. На мостике остались только старшие офицеры.

4 октября на подлодку высадилась аварийная бригада, которая определила, что на крейсере продолжается пожар.

5 октября был получен приказ буксировать крейсер в Гаджиево. «Запрягли» теплоход «Красногвардейск». Со скоростью, с которой теплоход потащил «К-219», можно было ожидать, что к пункту назначения подлодка прибудет лишь через несколько месяцев.

После обрыва буксировочного троса, в чем, по одной из версий, повинна американская подлодка «Аугуста», из Москвы был получен еще один странный приказ — выгрузить экипаж на крейсер и продолжать движение своим ходом. Считается, что Британов нарочно не стал спешить с выполнением указания. Тем же утром «К-219» затонула на глубине 5500 метров. Существует даже версия, что Британов сам отправил свой крейсер под воду, чтобы не губить экипаж. Все обвинения с капитана были сняты только через год, когда министром Обороны СССР стал Дмитрий Язов. Впрочем, с флота Британов все равно был уволен.

Основные технические характеристики «К-219»

Обозначение проекта — 667АУ «Налим»

Классификация НАТО — «Yankee»

Наибольшая длина 128 м

Наибольшая ширина 11,7 м

Средняя осадка 7,9 м

Скорость (надводная) 15 узлов

Скорость (подводная) 28 узлов

Рабочая глубина погружения 320 м

Предельная глубина погружения 450 м

Автономность плавания 90 суток

Экипаж 119 человек:

Офицеры 32

Мичманы 38

Матросы 49

Надводное водоизмещение 7 760 т

Подводное водоизмещение 11 500 т

Вооружение АПЛ «К-219»:

15 баллистических ракет РСМ-25, с тремя ядерными боеголовками каждая (дальность стрельбы до 3000 км),

6 торпедных аппаратов и 22 торпеды против подлодок и надводных кораблей, две из них — с ядерными зарядами.

Последние новости
Цитаты
Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня