Недвижимость

Как меняются предпочтения покупателей жилья

Тенденции рынка недвижимости: сегодня и 15 лет назад

  
4293
Как меняются предпочтения покупателей жилья

Рынок недвижимости в нашей стране активно развивался и развивается. Какие были тенденции раньше? Что выбирал покупатель? На что ориентировались девелоперы? И что изменилось сегодня?

Эволюция рынка

Основной тенденцией спроса за последние годы стала переориентация покупателей на Московскую область. Если раньше большая доля покупателей хотела приобрести жилье именно в границах МКАД, то сейчас покупатели все чаще обращают свое внимание на ближнее Подмосковье.

Это происходит в силу того, что покупатели теперь ограничены в бюджетах на покупку. «Об этом говорит и доля ипотечных сделок. Если 10 лет назад мы фиксировали 10%, то сегодня их количество доходит до 90% по различным проектам. Практически каждый наш покупатель в той или иной мере пользуется ипотекой», — говорит Антон Архипов, руководитель офиса «Сретенское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость.

В отношении критериев выбора жилья также произошла некоторая эволюция. Сейчас, выбирая новое жилье, покупатели тщательно подходят к вопросу функциональности жилого помещения, и, соответственно, увеличения ее полезной площади, которое возможно достигнуть «удобными» планировками.

По словам Дарьи Третьяковой, руководителя отдела консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья», покупателей интересуют не просто жилые корпуса, а комплексы с продуманной концепцией строительства, в которой предусмотрена необходимая инфраструктура. «Заметным изменением предпочтений покупателей за 10 лет можно отметить уменьшение средней площади квартиры для покупки. Покупатели были заинтересованы в приобретении многокомнатных квартир, однако после кризиса, ситуация кардинально изменилась в сторону покупки квартир меньшей площадью, с меньшим бюджетом покупки», — отметила эксперт.

Как рассказала Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп», также сейчас люди стали больше обращать внимание на транспортную доступность с точки зрения загруженности близлежащих магистралей (многие имеют автомобили), а также уровень благоустройства придомовой территории. Сейчас даже в тех кварталах, где присутствует старый жилой фонд, местные жители образовывают ТСЖ и следят за состоянием двора. Что касается конкретных характеристик квартиры, то, например, негативное отношение к крайним этажам не изменилось. Также не поменялось отношение к остальным характеристикам (наличие балкона, мусоропровода, раздельного или совместного санузла).

Новые тенденции

Главным изменением за эти годы стало укрупнение самих проектов, расширение географии присутствия. При этом сами новостройки даже в рамках одного сегмента сейчас существенно различаются за счет своих индивидуальных особенностей. По словам Марии Литинецкой, данные тенденции привели к тому, что на рынке появилось несколько новых промежуточных классов.

«В массовом сегменте комфорт-класс выделился в отдельную категорию. Бизнес-класс разделился на три подкласса — доступный, средний и верхний ценовой сегмент. На рынке высокобюджетной недвижимости эксперты теперь выделяют отдельно два класса — элит (de luxe) и премиум. Одной из тенденций посткризисного периода стало повышение качества эконом-класса. Сейчас появились концептуальные проекты не только в элитном и бизнес сегменте, но и в эконом-классе», — отметила она.

Еще один тренд — рост объемов предложения квартир с отделкой. До недавнего времени рынок первичного жилья был представлен, в основном, «бетонными коробками», в которых практически ничего нет. «В квартирах эконом-класса девелоперы не хотели нести дополнительные затраты. Тем не менее, в посткризисный период во всех сегментах появились предложения квартир с отделкой. Ремонт обычно делается в духе минимализма, при этом используются недорогие, но качественные материалы. Тенденция появления квартир с отделкой указывает на то, что отечественный рынок недвижимости постепенно приближается к стандартам развитых стран», — рассказала эксперт «Метриум Групп». Тем не менее, в структуре общего предложения до сих пор преобладают квартиры без отделки.

За городом

Относительно загородной недвижимости, также можно отметить тенденцию к более рациональному подходу покупателей к выбору жилья. Еще 10 лет назад, загородная недвижимость была в большей степени доступна сегменту покупателей с высоким уровнем дохода, для которых, зачастую, эта недвижимость была не единственной.

По словам Дарьи Третьяковой, соответственно недвижимость была представлена классами бизнес- и элит-. Сейчас же на рынке загородной недвижимости появились сегменты комфорт и эконом- класса. Покупатели загородной недвижимости стали уделять большее внимание качеству материалов и их экологичности. Появляются все больше предложений жилья разного формата, но сопоставимого по цене, и покупателям есть из чего выбирать.

Как рассказал Владимир Яхонтов, управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», покупательские предпочтения десятилетие назад и весь докризисный период были сконцентрированы в сегменте довольно крупных, по нынешним меркам, домовладений и земельных участков. Минимальная площадь коттеджей, которую запрашивали клиенты, составляла от 200−300 кв. метров, желаемые придомовые участки — от 10−15 соток.

«До кризиса спрос на востребованные сегодня участки размером 6−8 соток, составлял не более 10−12%. И многие эксперты предсказывали, что со временем предложение участков небольшой площади сойдет на „нет“. Но получилось наоборот: после кризиса (в период 2009—2010 гг.) число сделок с участками минимального размера выросло до 30−35%. То же касается и размера домовладений. Предложение коттеджей площадью менее 150 кв. метров было редкостью в начале „нулевых“. Девелоперы практически не строили дома размером менее 200 кв. метров. Соответственно, и спрос был сосредоточен в сегменте домов площадью от 200 кв. метров. А после кризиса максимальный спрос пришелся на коттеджи размером 90−130 кв. метров, которые начали оперативно возводить застройщики», — рассказал эксперт «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость».

Если говорить о формате таунхаусов, то изначально он был рассчитан на людей со средним достатком. «Первые подмосковные таунхаусы появились в середине 90-х годов на северо-западном и юго-западном направлениях вблизи нынешних Химок, Зеленограда и Троицка. В начале 2000-х годов начали появляться таунхаусы на Рублево-Успенском шоссе, которые позиционировались как «недорогое предложение в элитном месте», — пояснил Владимир Яхонтов.

Бюджеты тоже изменились — сегодня покупатель таунхауса вполне может уложиться в сумму от 4 до 8 млн. рублей. «За 4−5 млн. рублей есть очень привлекательное предложения на расстоянии 20−30 км от МКАД по престижным направлениям», — подчеркнул Антон Архипов.

Кардинально изменился и срок экспозиции на загородном рынке. В докризисный период средний срок реализации объектов составлял около полугода. В настоящее же время экспозиция по некоторым объектам (в основном это касается сегмента де-люкс и особо переоцененных объектов) может доходить до 4−5 лет.

Следует также отметить изменение приоритетов покупателей при выборе загородного жилья. Раньше определяющими мотивами при покупке были престижность, безопасность, удобство. Сейчас же для покупателя главным фактором является цена объекта.

Фото: Александра Краснова/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня