Недвижимость

Как изменилось отношение властей к апартаментам

Новые формы недвижимости приобретают популярность в столице

  
2839
Как изменилось отношение властей к апартаментам

Четыре года провел Сергей Собянин в кресле мэра Москвы. Почему и как менялось за это время отношение столичных властей к отдельным сегментам рынка недвижимости, читайте в материале «СП».

Через тернии к признанию

Многие крупные эксперты региона придерживаются мнения, что в октябре 2010 года, когда Сергей Собянин принимал назначение на пост руководителя мегаполиса, на московском рынке недвижимости наблюдался, мягко говоря, серьезный «творческий беспорядок». Во всех районах города осуществлялась точечная застройка, митинговали сотенные армии обманутых дольщиков, об адекватной перспективной политике развития социальной среды и инфраструктуры оставалось только мечтать. И всего за четыре последующих года он сделал для рынка недвижимости достаточно, чтобы достойно войти в историю: в частности, увеличил территорию столицы в 2,5 раза и позволил ей стать российской родиной апартаментов, увеличив почти в 8 раз их долю от общего числа предложения. При этом нельзя сказать, что эти инициативы реализовались легко и безболезненно.

Конечно, мэр не открыл Америку для риелторов в вопросе продвижения тех же апартаментов. Старейшие игроки столичного рынка знают, что первые проекты подобного плана впервые появились на горизонте еще при Лужкове. Однако горизонт этот был слишком узок, чтобы хоть кто-нибудь мог предвидеть его скорое многократное расширение. Судите сами: к концу 2010 года во всем городе было реализовано всего 9 проектов такого типа. Треть из них располагалась в границах проекта «Москва-Сити», остальные — в других районах города.

Но минул всего один год, и количество жилых комплексов с апартаментами доросло до отметки в 22 единицы, то есть без малого в 2,5 раза. А в конце 2012 года в «апартаментовом лагере» нарисовалось солидное прибавление: объектов стало 34. Спустя еще один год этот тип жилья получил редкую возможность для резкого увеличения своего присутствия на рынке, чем не преминул воспользоваться, увеличив свое количество еще на 50% — до 53 единиц. Сейчас, когда до окончания 2014 года осталось полтора месяца число апартаментов в Москве значительно расширилось, достигнув показателей в 69 единиц.

Причин, которые позволили апартаментам выйти на достойный уровень именно в результате политики Собянина, несколько. Во-первых, подчеркивают представители той же «Метриум Групп», это результаты пересмотра инвестиционных контрактов, инициированных группой молодых помощников мэра. Сам же Собянин, озвучивая информационные данные по рынку, назвал итоговую цифру — тысяча пересмотренных документов. Причем отрицательные отзывы и заключения по инвестконтрактам давались ровно в половине случаев.

Подобная инициатива привела, в конечном итоге, к сокращению порядка 25 миллионов квадратных метров в реализуемых проектах. Что в денежном выражении, озвучил расчеты сам Собянин, эквивалентно нескольким десяткам миллиардов сэкономленных рублей. Но поскольку девелоперам абсолютно не хотелось терять не то что миллиарды, а и несколько копеек, определенные объекты подверглись довольно серьезной реорганизации и в результате перепрофилировались в апартаменты, которые довольно скоро пришлись московским покупателям по душе. И это немудрено, учитывая своеобразную стоимость квадратного метра в сегменте: в среднем на 20−30% ниже, чем у «классического» жилья.

Во-вторых, еще одной из существенных причин успеха апартаментов среди населения столицы и ее гостей, по мнению специалистов, стали отголоски приснопамятного кризиса-2008. Именно тогда и еще один год спустя сложная экономическая ситуация заставила переформатировать коммерческие объекты, особенно офисного и гостиничного типа, в связи с крайне низким спросом на столичном рынке на них, в апартаменты.

Это настолько сильно подстегнуло рынок, что, спохватившись, столичные чиновники начали попытки дискредитировать появившийся сегмент. Так, в декабре прошлого года на официальном портале Москоминвеста был размещен пресс-релиз, в котором внимание читателей сосредотачивалось на 10 причинах, возводящих факт покупки апартаментов в ранг очень рискованных сделок. Например, представители власти ссылались на то, что девелоперы, реализующие программы по строительству именно апартаментов, не берут на себя обязательств по устроению социальной и транспортной инфраструктуры вокруг объектов. К счастью или нет, но как раз тогда формировался новый тренд — переход от точечной застройки к масштабным проектам МФК. А ведь только в рамках многофункциональных комплексов застройщики получили возможность эффективно решить все накопившееся вопросы и приступить к организации детских учреждений, торговых центров и т. д. на добровольной основе.

В таком виде формат стал более интересен покупателю, что не могло не отразиться положительно на динамике роста продаж. «Он стал более понятным и интересным для покупателя, — отметили уважаемые столичные эксперты. — Средний срок реализации апартаментов в режиме свободной продажи сократился едва ли не вдвое: 2 недели вместо 4−5. Естественно, на спрос повлияла и сравнительно низкая ценовая политика — рядовому гражданину апартаменты в пределах МКАД со всеми удобствами обходились всего в 3,5−5 миллионов рублей, тогда как фактически аналогичная «однушка» обошлась бы покупателю уже как минимум в 6,3−6,5 миллиона.

Не так давно заммэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин заявил представителям СМИ, что в настоящей момент готовится к обсуждению проект закона, по которому обязанность развития инфраструктурной составляющей перед своими объектами вменяется в обязанность всем без исключения девелоперам. «Апартаменты следует уравнивать в правах с классическим жильем, признал Хуснуллин. — Единственное, что следует сделать, так это определиться с коэффициентом обеспеченности объектами инфраструктуры».

Именно этот, последний шаг московских властей риэлторы и девелоперы расценивают как полное признание представителями власти апартаментов неотъемлемой частью рынка недвижимости. «Их не пытаются извести, их стремятся легализовать и структурировать, — комментируют ситуацию игроки рынка. — И на это потребовалось всего лишь четыре года».

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня