Недвижимость

Хороших риелторов занесут в реестр

И почему агентства недвижимости рассчитывают на помощь властей

  
1293
Хороших риелторов занесут в реестр

Какие инструменты бизнеса позволять удержаться на плаву агентам в столичном регионе? Почему они ждут помощи от чиновников? Зачем они разрабатывают учебник по риелторскому делу? Чего при этом стоит опасаться рядовым гражданам?

Благими намерениями…

В начале второй рабочей недели нового года Гильдия риелторов Московской области (ГРМО) озвучила свои планы на ближайшие 360 дней. Итак, в чем же заключается главная стратегическая задача Гильдии и каких сопутствующих целей при этом хочет достичь организация? Вот что говорит по этому поводу действующий президент ГРМО Андрей Хромов:

— Наша приоритетная цель — продвижение на рынке недвижимости нашего региона высококачественных исполнителей риелторской услуги. Поясню, что подразумевается под этим определением. Для нас это агент или агентство недвижимости, соответствующие трем основным критериям. В число таковых мы включаем высокий уровень профессиональной компетенции, аналогичный уровень ответственности и предоставление гарантий потребителю, опять же, самой высокой степени.

Если мы говорим об агентстве, то в его штат должны входить исключительно специалисты, получившие соответствующую аттестацию. Ответственность организации должна быть застрахована в надежной страховой компании, все используемые договоры в обязательном порядке должны соответствовать федеральному стандарту, а офис — отвечать всем необходимым требованиям для качественного обслуживания клиентов. Если же речь идет конкретно о брокерах и агентах, то они, во-первых, должны пройти соответствующую подготовку, во-вторых, сдать тестовые экзамены и, в-третьих, периодически повышать собственную квалификацию.

Именно для этого в Московской области мы в течение многих лет всемерно развиваем систему сертификации агентств недвижимости. Компании, успешно прошедшие ее, становятся членами Гильдии, а это значит, что они автоматически присоединяются к Кодексу этики на рынке недвижимости. Это, в частности, налагает на организацию обязательства по участию в системе разрешения споров. То есть, при появлении претензии со стороны потребителя агентство должно будет ответить на нее в установленном порядке либо Комитету по защите прав потребителя, либо Комиссии по спорам.

«СП»: — Жалобы потребителей не останутся без внимания — это очень хорошо. А то, судя по последним комментариям наших читателей, среди граждан укрепилось мнение, что риелторы ни за что не несут ответственности в принципе. Но можно ли немного подробнее о Кодексе этики? Как это будет выглядеть на практике? Всех риелторов обяжут быть вежливыми?

— На сегодняшний день Кодекс — это некое «мерило», которым можно оценить качество оказанной риелторской услуги. Он содержит определенные нормы и правила, которыми, в свою очередь, руководствуются существующие Комитеты по спорам или защите прав потребителей при разборке тех или иных ситуаций. Постоянное совершенствование этого документа и так стоит на повестке дня в Гильдии, но мы планируем и дальше активно развивать и совершенствовать его текст. В частности, на основе кейсов с примерами реального применения Кодекса формируется стандарт практики, то есть набор определенных положений, отвечающих на конкретные вопросы. Например, как должен вести себя специалист или же компания в отношении своих клиентов и коллег, чтобы все это выглядело этично.

«СП»: — В своей первой реплике вы упомянули высокий уровень компетенции специалиста. В связи с этим вопрос — как он будет ее повышать, если учебных заведений, где учат «на риелтора» в стране как не было, так и не предвидится?

В прошлом году мы сформировали редакционную коллегию, в которую вошли наиболее опытные участники рынка недвижимости. Глобальность ее задачи сложно переоценить, ей предстоит уже в этом году разработать методическое пособие, своего рода учебник. Его цель — помочь специалистам сдать квалификационный экзамен на звание «агент по недвижимости» или «брокер по недвижимости». Содержание методической разработки будет определяться на основе тем и предметных областей, заложенных в стандарте уже Российской Гильдии риелторов.

Собственно, для этой же цели мы планируем продолжить начатую работу по развитию единого реестра аттестованных специалистов и сертифицированных агентств. Среди потребителей на рынке недвижимости необходимо как можно шире доносить информацию о специалистах подобного уровня. Чтобы они не только знали об их существовании, но и выбирали для реализации своих целей именно таких агентов. А сделать это сравнительно легко — достаточно на соответствующем портале в поисковую строку вбить либо имя агента/компании, либо название конкретного населенного пункта.

И это, кстати, еще одна важнейшая задача нашего объединения: дать возможность потребителю выбрать надежное агентство недвижимости в любом месте области. На данный момент в единый реестр сертифицированных специалистов входят риелторы и агентства, работающие только в 44 самых крупных районах и городах региона. Но это далеко не полный охват территории. Поэтому в него необходимо включить как минимум каждый райцентр и город областного подчинения, а как максимум — абсолютно все города и веси. Но это в долгосрочной перспективе, а в ближайшем будущем надо добиться, чтобы сюда входили агентства, функционирующие в населенных пунктах с населением численностью свыше 20000 человек. Хочется отметить — по данному вопросу удалось достичь определенного понимания ситуации со стороны представителей власти, что позволяет рассчитывать на их дальнейшее участие в этом процессе.

Помимо подготовки и продвижения людских резервов ГРМО планирует и развитие инструментов для повышения эффективности бизнеса. Речь идет, в частности, о создании по принципу мультилистинга единой для всех членов Гильдии базы объектов недвижимости. В ее части, предназначенной сугубо для участников, будут присутствовать специальные инструменты администрирования и маркетинга, повышающие результативность работы системы. Кроме того, тут также будут присутствовать и определенные дисконтные программы для членов ГРМО.

Казалось бы, вполне адекватные задачи, даже не лишенные некоторого человеколюбия. Возможно, стоит последовать исконной русской традиции и поискать среди этого меда деготь? Независимый риелтор Кирилл Морозов его уже нашел, причем далеко не одну ложку.

«Прежде всего, лично меня немного напрягает стремление Гильдии к созданию единой мультилистинговой базы объектов, — отмечает спикер. — Не исключено, что реализация этой идеи, помимо всего прочего, может выйти боком человеку, решившему продать квартиру самостоятельно. Даже сейчас, выставляя объект в интернете с пометкой „посредников просьба не беспокоить“, граждане получают кучу звонков от местных агентств и брокеров с просьбой разрешить перепостить это объявление от другого имени. В результате даже после продажи квартиры или дома потом человеку приходится месяцами объяснять по телефону, что объект продан. И это при том условии, что беспокоят в основном только местные предприниматели. Представляю, что будет с нервами гражданина, когда он начнет объяснять ситуацию уже всей Московской области. Сколько времени на это уйдет?»

Эта же идея, по мнению Морозова, может спровоцировать и рост агентского вознаграждения. Которое, как известно, берут из кармана покупателя. «Понятно, что стремятся объединить всех, — отмечает он. — Но если квартиру, выставленную риелтором в Пушкино, продаст специалист, скажем, из Талдома, то местному брокеру „капнет“ на карман отнюдь не вся комиссия за работу. Из каких источников закрывать разницу? Только стоимость повышать. Тем более сейчас так удобно все списывать на скачки рубля».

То же самое, подчеркивает эксперт, может произойти и в случае, если квартиру гражданина возьмется продавать сертифицированный специалист. «Я же не какой-то там риелтор, я сертифицированный брокер по недвижимости, скажет он. Услуги эксперта с дипломом стоят дороже, ведь мое качество услуг выше. А в чем, по большому счету, заключается наше мастерство? Убедить клиента купить там, где нам нужно и з столько, за сколько нам нужно».

Что же касается помощи властей в создании единого реестра, то здесь также может скрываться определенный подвох, уверен Морозов. «Вы верите в то, что какой-либо чиновник станет помогать риелтору из альтруистических побуждений? Я — нет, — заявляет он. — Властям работа с единым реестром может быть интересна только в том случае, чтобы вменить специалистам какой-нибудь дополнительный «налог на профессиональную деятельность. Чтобы, например, пополнить бюджет». А в этом случае, подытоживает Морозов, как в известном анекдоте, вновь стоит ждать, что «водка подорожает».

Фото: Александр Алпаткин/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня