Искусство, застывшее в камне

4 самых оригинальных театральных здания в мире

  
1287
Искусство, застывшее в камне

Начиная с 1961 года, на всей планете 27 марта традиционно отмечается Международный день театра. Специально к этому интернациональному празднику «Свободная Пресса» подготовила для своих читателей небольшой обзор самых ярких и необычных зданий, находящихся под покровительством Талии и Мельпомены.

Нет предела совершенству

Честь занимать первую позицию в списке самых запоминающихся театров мира с полным правом можно отдать выстроенному в 2003 году на сингапурской набережной Марина Бэй международному центру искусства Эспланада. Над его проектом параллельно работало сразу два архитектурных бюро — английское и сингапурское, но стоит отметить, что идеи зодчих с туманного Альбиона не нашли поддержки у местного населения, сразу обозвавшего первоначальный проект «спаривающимися муравьедами». В итоге общественное мнение склонило чашу весов в пользу наработок местных специалистов.

Театр Эспланада включает в себя два концертных зала (на 1600 и 2000 зрительских мест), торговый центр, несколько дополнительных студий и еще один театр под открытым небом, а также выставочный зал и библиотеку. Благодаря использованию новейших на тот момент технологий международный центр искусств Эспланада может похвастаться тем, что входит в пятерку театров с самой лучшей в мире акустикой.

Из-за оригинальных стеклянных куполов и своеобразной игольчатой кровли театр Эспланада получил прозвище «дуриан» (в честь одноименного плода, произрастающего в окрестностях города). К слову, создатели были очень удивлены таким поворотом событий, ведь, по их замыслу, форма культурного центра символизирует раскрытую ракушку.

Не менее оригинален и появившийся в Пекине 8 лет назад Национальный театр Китая (кстати, практически сразу же получивший у местных острословов прозвище «Большой»). Необычность здания заключается, во-первых, в его форме, а, во-вторых, в месте расположения. Знаменитое гигантское футуристическое яйцо длиной 212 метров выполнено из титановых панелей и стекла и расположено неподалеку от не менее знаменитого Запретного города прямо в середине искусственного озера Чжуннаньхай. Для того чтобы попасть в любой из трех концертных залов, способных в общей сложности вместить 5,5 тысячи зрителей, посетители должны подойти к 21-уровневому сооружению по специальному подводному тоннелю.

Интересный факт: французскому архитектору Полю Андре и группе его помощников пришлось выдержать серьезную битву с местными почитателями традиций. Последние всерьез опасались, что ультрасовременная конструкция испортит панораму главной туристической достопримечательности Пекина: самого обширного в мире дворцового комплекса XV века, в котором проживало 24 императора династий Цин (Цзинь) и Мин.

Конкурент, в вопросах оригинальности и изысканности буквально «наступающий на пятки» пекинскому Национальному театру, также находится в Китае. Это творение рук легендарной англичанки арабского происхождения Захи Хадид и ее ассистентов из Zaha Hadid Architects, Оперный театр Гуанчжоу, расположенный в одноименной провинции Срединного Царства.

Строительство выдержанного в эстетике деконструктивизма здания на участке в 42 тысячи «квадратов», расположенном в историческом центре муниципалитета, велось пять лет и завершилось в мае 2009 года, обойдясь заказчику примерно в 200 миллионов американских долларов. Театр может похвастаться двумя зрительными залами, главным и малым (на 1800 и 400 посадочных мест соответственно). Кроме того, конструкция из стали, стекла и бетона общей площадью 70 тысяч квадратных метров снабжена лаунж-зоной, а также несколькими вспомогательными помещениями. Несмотря на то, что здание изобилует изогнутыми линиями и ломаными формами, оно обеспечивает превосходную естественную инсоляцию вестибюля и зрительных залов.

Автор проекта не раз заявляла о том, что вдохновение она черпала в ландшафтных особенностях Китая. В частности, ее очень впечатлили изломы и эрозивные урезы по берегам Жемчужной реки. Во многом именно поэтому, по словам Хадид, театр Гуанчжоу по форме так напоминает огромный валун, обкатанный волнами. Однако стоит отметить, что в глазах большинства посетителей Оперный театр Гуанчжоу прочно ассоциируется, как это ни странно, с хищной и стремительной акулой, раскрывшей пасть при виде своей жертвы.

Почетное право закрыть этот своеобразный «хит-парад» мировых храмов искусства, пожалуй, должно быть отдано объекту, внешний вид которого еще в конце прошлого века являлся символом нетривиальности архитектурной мысли. На текущий же момент времени этот театр прочно закрепил свои позиции свои позиции в списке объектов «классического театрального наследия», несмотря на то, что его возраст всего лишь немногим больше сорока лет. Речь идет, конечно же, о легко узнаваемой благодаря своей необычной форме Сиднейской опере.

Ее история начиналась в 1957 году, с момента победы датского архитектора Йорна Утзона (скончавшегося в 2008 году) в конкурсе по разработке символа для крупнейшего города Австралии. Изначально подразумевалось, что строительство такого оригинального здания займет не более четырех лет и «на круг» обойдется самое большее в 7 миллионов местных долларов. Но сооружение, основную «фишку» которого создатель разглядел в очищенной апельсиновой корке, было закончено только в 1973 году, поскольку конструкция оказалась настолько сложной, а увеличить финансирование пришлось аж в четырнадцать с половиной раз!

Главной отличительной особенностью Сиднейской оперы стала ее крыша из бетонных панелей, напоминающая своей формой то ли лепестки цветка, то ли раскрывающиеся паруса чайного клипера. Общая высота здания, выдержанного в стиле экспрессионизм, составляет 185 метров, а масса превышает 161 тысячу тонн. Внутри находится несколько зрительных залов, рассчитанных на 2,5 тысячи посадочных мест, а также ресторан. Примечательно, что решать вопрос энергоснабжения этого австралийского колосса приходится с помощью электрогенераторов, чья суммарная мощность с легкостью перекроет все нужды в электричестве небольшого города с населением в 25 тысяч человек.

Снимок в открытие статьи: здание театра Эспланада/ Фото: Caro / Fathi/ Globallookpress

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня