Недвижимость

Тише строишь — дальше будешь

Четыре самых великих долгостроя в мире

  
18967
Тише строишь — дальше будешь

Как правило, для большинства граждан слово «долгострой» ассоциируется с заморозкой проекта на 3−4 года. Однако мировая история знает немало примеров, когда с момента закладки первого камня в фундамент до окончательной сдачи готового объекта в эксплуатацию проходило не 10−20, а целых 100 и более лет! О самых долгих стройках мира читайте в новом материале «Свободной Прессы».

С чувством, с толком, с расстановкой

25 марта Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики, заявил представителям СМИ о том, земельный участок, на котором расположена печально знаменитая «Ховринская больница», будет выставлен на торги до конца 2015. На нового владельца планируется возложить обязанность по разбору объекта (примерная стоимость демонтажных работ — около 1 миллиона рублей). Таким образом один из самых знаковых долгостроев столицы имеет все шансы скоро прекратить свое 35-летнее существование.

В противоположность ему судьба питерского проекта ЖК «Кристалл Полюстрово», работы по возведению которого стартовали в теперь уже далеком 2004 году, до сих пор неизвестна. В начале этого года местный комитет по строительству определил нового подрядчика для «подвисшего» на 11 лет жилого комплекса, но вопрос, насколько быстро «ЛенСпецСМУ» осилит этот недострой, до сих пор остается открытым.

Впрочем, несмотря на это, стать чемпионами по продолжительности возведения ни тому, ни другому объекту, что называется, не светит. Потому что на нашей планете в разное время существовали стройки, которые длились в разы больше.

Так, например, первый проходческий щит, с помощью которого началось строительство знаменитого тоннеля под Ла-Маншем в целях соединения туманного Альбиона с материком, вгрызся в землю 15 декабря 1987 года. Английские и французские проходчики встретились на сорокаметровой глубине под дном пролива в 1990 году, а само сооружение было открыто спустя семь лет после начала строительства. Но это лишь, так сказать, «новая история» проекта.

Фактически же работы по прокладке тоннеля стартовали аж в 1881 году. Именно тогда, 134 года назад, четыре самых мощных и совершенных на то время проходческих щита (по два от французов и англичан) отправились навстречу друг другу. За первый год было прорыто в общей сложности около четырех километров. Расчеты инженеров предполагали встречу бригад в намеченной точке уже через пять лет. Но уже в 1883 году все работы были заморожены, поскольку представители британского правительства усмотрели в проекте прямую угрозу государственной безопасности. Ссылаясь на то, что в случае вооруженного конфликта французские войска могут атаковать Великобританию из-под земли, руководство Англии в резкой форме сопротивлялось любым попыткам реанимировать проект.

Только в 1955 году Министерство обороны Великобритании публично заявило о том, что больше не видит угрозы в тоннеле. После начавшихся на этой волне исследований строительные работы были возобновлены в 1974 году. Но уже в 1975 проект вновь был остановлен, теперь уже по причине недостаточного финансирования. Решать эту проблему начали через 9 лет, в результате чего третья попытка увенчалась-таки успехом. От появления задумки до ее окончательного воплощения прошло 113 лет.

По длительности данному проекту мало в чем уступает и одна из самых грандиозных строек Советского Союза, Байкало-Амурская магистраль. Идея Великого Северного пути появилась в русском техническом обществе еще в 1888 году, ее авторство принадлежит князю Петру Кочубею. Правда, уже через год полковник русского Генерального штаба, военный инженер Николай Волошинов, с сожалением констатировал, что по техническим причинам прокладка железнодорожных путей в указанном направлении невозможна по техническим причинам.

Проект был «разморожен» уже при советской власти, в 1932 году, с выходом постановления «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Процесс шел вплоть до начала Великой Отечественной Войны, по «доброй советской традиции» — руками заключенных. С небольшим перерывом стройка продолжалась без особого успеха вплоть до 1974 года. В это время «политика партии» в отношении магистрали несколько изменилась: проект стал стремительно обрастать ореолом мужественности и романтики и позиционироваться как «школа жизни» для настоящих комсомольцев со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Привлечение такого мощного человеческого ресурса принесло определенные результаты: несмотря на тяжелейшие природные условия и практически полное отсутствие бытовых и инфраструктурных благ магистраль была официально сдана в эксплуатацию уже через 10 лет, в 1984 году. 29 сентября этого года на разъезде Балбухта в Забайкальском крае произошла так называемая «золотая стыковка» — встреча двух двигавшихся навстречу друг другу бригад восточного и западного сегментов дороги. При этом работы на отдельных участках трассы продолжались еще довольно долго, так что в действительности полностью магистраль была закончена уже в новейшее время, 5 декабря 2003 года, одновременно с открытием движения по пятнадцатикилометровому Северо-Муйскому тоннелю. В общей сложности на воплощение проекта 19 века потребовался 71 год (а с учетом изыскательских работ — все 111 лет), а также 17,7 миллиона рублей в ценах 1991 года (в четыре раза больше, чем подразумевалось первоначальной сметой).

В последние два года ОАО РЖД под руководством Владимира Якунина и финансовой поддержке Правительства РФ осуществляет работы по модернизации БАМа. Ориентировочная стоимость проекта, по оценкам экономистов РЖД, составит 1,2 триллиона рублей.

Гораздо дольше, кстати, строился знаменитый Йоркский собор, оспаривающий у своего «собрата» в Кельне титул самого большого готического храма Северной Европы. Возможно, одна из причин значительной затяжки сроков крылась в неразвитости существующих в то время строительных технологий. Не исключено также, что стройка неоднократно «замораживалась» из-за банального отсутствия средств.

Но, так или иначе, нынешняя резиденция второго человека в англиканской церкви, архиепископа Йоркского, возводилась в общей сложности чуть более 270 лет. Начавшись в 1220 году под руководством архиепископа Уолтера де Грея, завершилась она только в 1472-ом освящением хорошо сохранившегося до наших дней культового сооружения.

Однако самый главный приз и звание самого впечатляющего долгостроя всех времен и народов следует отдать инженерам и руководителям Поднебесной Империи. Стройка началась в так называемый период «Воюющих царств», между 475 и 221 годами до нашей эры. Настоящий размах она приобрела уже во времена первого императора единого Китая Цинь Ши-хуанди, под непосредственным руководством полководца Мэн Тяня. Подлинного апогея стройка достигла уже при императорах последующей династии Хань, стоявшей у руля власти с 206 года до нашей эры по 220 год после Рождества Христова. Завершился же процесс возведения уже при династии Мин, около 1600 года нашей эры. За все это время (около двух тысяч лет) погибло около трех миллионов ее строителей, а общая протяженность сооружения, по официальным данным, составила без малого 8852 километра.

Снимок в открытие статьи: Великая Китайская стена/ Фото: Globallookpress

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня