Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Осторожно, «черная пятница»!

Что принесет рынку недвижимости первая распродажа жилья со скидками

4007

С 17 по 19 июля застройщики столичного региона планируют провести беспрецедентную интерактивную распродажу домов, квартир и земельных участков по аналогии со знаменитой американской Black Friday. Чем это может обернуться для рынка и действительно ли выгодно покупателю?

Реальный стимул или «бесплатный сыр»?

Инициаторами российской «черной пятницы» в режиме онлайн выступают коммуникационное агентство «МЕДИА Шторм» совместно с Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости (REPA). Механизм ее, по словам управляющего партнера REPA Филиппа Третьякова, предельно прост.

Всем желающим приобрести объект недвижимости со скидкой в размере от 10 до 35% от первоначальной стоимости, необходимо загодя зарегистрироваться на сайте акции. Там же они могут предварительно ознакомиться с ассортиментом предложений (но цена их пока скрыта). Среди экспонируемых лотов (а уже более 2,5 тысячи) — квартиры в жилых комплексах на разной стадии готовности, загородные дома, земельные участки.

В ночь с четверга на пятницу специальные скидочные цены будут открыты для публичного просмотра. После этого участники акции (а их, как сообщают организаторы, по состоянию на 14 июля было уже свыше 10 тысяч) могут бронировать понравившиеся по фотографиям объекты. Тот, кто сделал это первым, должен в течение 15 минут связаться с продавцом и подтвердить свой выбор.

Сделку необходимо закрыть в срок от 3 до 7 дней (в зависимости от персональных условий продавца). Те, кто не располагает необходимой для покупки суммой, могут воспользоваться системой ипотечного кредитования (партнером акции заявлен «Сбербанк»).

Однако, даже еще не состоявшись, эта акция уже превратилась в своеобразное «яблоко раздора».

В частности, расколола пул региональных девелоперов на два кардинально противоположных лагеря. Представители первого считают, что условная «черная пятница» абсолютно не принесет никому никакого вреда.

Филипп Третьяков, как и руководящие представители компаний «Строй Инвест Топаз», M9 Development и ряда других организаций, считает идею распродажи просто отличным маркетинговым ходом, своеобразным драйвером для пришедшего в упадок рынка недвижимости региона. Акция, по их мнению, позволит не только управлять снижением цен, но и предотвратить неоправданный демпинг со стороны других участников рынка недвижимости в регионе. Плюс она позволит застройщикам увеличить финансовые показатели третьего квартала.

Самих же покупателей, отметили представители «БЕСТ-Новостроя», «черная пятница» просто подстегнет. Особенно тех, кто и так планировал покупку в ближайшее время, но по каким-то причинам откладывал ее. Просто теперь им придется рассматривать несколько изменившиеся условия.

Самому же рынку акция не навредит, потому что продаж ниже себестоимости и появления очередной армии обманутых покупателей (чего, кстати, очень сильно опасается зампред правительства Московской области Герман Елянюшкин) не будет. По одной простой причине: все участники акции являются серьезными игроками и полностью отдают отчет в своих действиях.

Представители же второго лагеря считают, что влияние, которое может оказать планируемая акция, мягко говоря, сильно недооценено. Такого мнения придерживается, например, генеральный директор компании Galaxy Realty Евгений Штраух.

«СП»: — Если вспомнить высказывания других игроков рынка, данное мероприятие — всего лишь безобидная попытка реанимировать рынок. Тут, на первый взгляд, всего два варианта последствий — либо начнут покупать, либо не начнут.

— Как вариант поднятия интереса, который на рынке есть и сейчас, но снизился за счет сезонного фактора и кризисных явлений, «черная пятница», возможно, и имеет место быть, но только как разовая акция. В то же время она может принести сегменту гораздо более серьезные последствия. Рынок получит серьезный прецедент — снижение цены. И это может быть воспринято как условный сигнал для начала демпинга. После «черной пятницы» продавать квартиры по номинальной стоимости будет чрезвычайно сложно, потому что покупатель будет ждать новых акций и бонусов.

«СП»: — С точки зрения девелопера или риелтора это, без сомнения, весомый аргумент. Но для покупателя же продажи квартир со скидкой, безусловно, выгодны. Тем более что реальные доходы россиян продолжают падать. И вроде бы такая акция — прекрасная возможность улучшить жилищные условия. Особенно тем, кто чуть-чуть «недокопил» до наступления кризиса в прошлом году.

— Для покупателей грядущая акционная распродажа — это не только возможность, но и также определенные риски. Скидка до 20%, о которой говорят в рамках данной акции, — это максимальная скидка на отдельные объекты. Но таких объектов будут единицы, причем квартиры будут далеко не самого лучшего качества: планировка, вид, этажность будут оставлять желать лучшего. По максимально сниженной цене застройщики «скинут» лишь самые малопродаваемые площади. И покупателям стоит обратить на это особое внимание. Скидка на более-менее ликвидные квартиры будет гораздо скромнее — в пределах 10%, а это уже ближе к рынку.

Кстати, рынок сегодня предоставляет большие возможности для покупателя и без столь громких акций, добавляет Евгений Штраух.

— По отдельным проектам сумма скидок и так уже может достигать 10%. Вот это уже хорошие варианты — в качественных проектах, с высокой степенью готовности и продуманными плановыми характеристиками. Но для поиска такого варианта нужно время, которого в рамках «черной пятницы» будет недостаточно.

Ольга Новицкая, директор по связям с общественностью ГК «МИЦ», также разделяет эту позицию.

Она уверена, что, с учетом менталитета российского покупателя и консервативного характера рынка жилой недвижимости, проведение «черной пятницы» с коммерческой точки зрения не выглядит выгодным. И особо подчеркивает, что так называемая FMGG, массовая распродажа на рынке товаров широкого потребления (а именно такой подход и подразумевает «черная пятница») не коррелируется с ценностью жилья в сознании потребителя по определению.

Да, в обычном ритейле подобные маркетинговые инструменты работают, отмечает эксперт. Но жилье для покупателя — это отнюдь не китайский чайник, который можно заменить через год. Это важная направляющая собственной жизни.

«Какой человек готов решиться купить квартиру на сайте в течение считанных часов, если жилье покупается раз или два за всю жизнь? — интересуется Новицкая. — Разумный покупатель обычно тратит месяцы на то, чтобы выбрать квартиру, проверить компанию, оценить свои финансовые возможности и все риски. И здесь же возникает главный вопрос: а несет ли организатор мероприятия юридическую ответственность за достоверность и прозрачность информации об участниках и их предложении?»

Кроме того, добавляет она, слишком заманчивые предложения априори сомнительны в своем качестве. «Так что последствий для рынка тут не будет никаких, просто потому что мероприятие локально и временно, — подытоживает эксперт. — А вот для самих участников „черная пятница“ может быть вредоносной, так как тут прослеживаются репутационные риски».

Да и бесплатный сыр, по мнению директора по связам с общественностью ГК «МИЦ», может быть только в мышеловке. И в этих словах, кажется, есть рациональное зерно.

«Не исключено, что после „черной пятницы“ наступит условный „белый понедельник“, когда для отрезвления покупателя застройщики могут начать повышение цен, — говорит Евгений Штраух. — Такие планы на осень есть уже у многих игроков рынка».

Наконец, «черная пятница» невольно вынесла на поверхность особо обострившуюся в условиях тяжелой экономической ситуации конкурентную борьбу девелоперов за репутацию и клиентов, до этого, конечно, тоже существовавшую, но только «под ковром».

Так, Филипп Третьяков заявил представителям СМИ, что в акции по распродаже жилья принимать участие будут только социально ответственные девелоперы, реализующие свои объекты в строгом соответствии с 214-ФЗ и выполняющие обязательства по обустройству обязательной инфраструктуры. И среди них — «Метриум Групп», А101, TEKTA Group, «Донстрой», PSN Group, «Сколково Парк», MR Group, ГК «Садовое кольцо».

В то же время 15 июля «СП» получила уведомление о том, что большинство крупных системных застройщиков (в числе которых ГК «МИЦ», ГК «ПИК», «МОРТОН», Urban Group и ряд других) не будет участвовать в акции по причине отсутствия необходимости. Как пояснили их представители, цена предложения этой группы девелоперов является рыночной, а спрос на реализуемые ими объекты держится на стабильном уровне. Кроме того, они отвечают за бесперебойность строительства и финансирования своих проектов.

«Не секрет, что большие скидки — либо оправдание завышенной цены, либо проблемы с ликвидностью или финансированием», — уточнили сотрудники пресс-службы одного из застройщиков-«отказников».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня