Недвижимость / Проблемы ЖКХ

Непридуманная история про долги ЖКХ

Как журналист «СП» гасил задолженность и общался с судебными приставами

  
4374
Непридуманная история про долги ЖКХ
Фото: Александр Рюмин/ ТАСС

В эпоху электронного документооборота и развития интернет-технологий наш корреспондент на собственном опыте убедился, что советская бюрократическая система и сила бумажной справки, добытой в долгой беготне по кабинетам должностных лиц, по-прежнему незыблемы.

Скоро сказка сказывается

Чего греха таить, в определенный период жизни я, как и многие мои сограждане, накопил долг по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Совсем не потому, что входил в категорию «богатых и жадных» (которые, по мнению наших чиновников, активнее других уклоняются от ежемесячных взносов), а по другим, более понятным рядовому населению причинам. Случился этот печальный факт чуть более двух лет тому назад.

В течение четырех первых месяцев с момента ее образования я по два раза на неделе исправно вынимал из почтового ящика грозные уведомления о возможных грядущих карах от различных коллекторских агентств. А вскоре, под влиянием обстоятельств, принял решение квартиру продать и переехать в другой город. Покупатели нашлись быстро, внесли серьезный аванс, и я в один заход разом погасил абсолютно все долги, заплатив в кассе управляющей компании по последней полученной общей «жировке». Сделка купли-продажи прошла без сучка и задоринки, и вскоре я благополучно перебрался на ПМЖ из одного района Подмосковья в другое.

На этом, собственно, маленькая присказка заканчивается, и начинается главная история.

Да не скоро дело делается

Спустя полтора года, собираясь в турпоездку за рубеж, я, что называется, на всякий пожарный случай, решил справиться в Федеральной службе судебных приставов о наличии задолженностей. И, воспользовавшись общедоступным банком данных по исполнительным производствам, к своему удивлению обнаружил, что на меня таковое, собственно, заведено по предыдущему месту жительства. Дата возбуждения, основания и фамилия инспектора прилагаются.

Читайте также

Сумма не сказать, что большая, но проблемы с таможней уже гарантирует. И, главное, никакого уточнения — за что. Просто — «задолженность», ее размеры, сумма исполнительского сбора и контактный телефон. И ту меня осенило — наверное, это управляющая компания без шума и пыли обратилась в суд с просьбой взыскать долг за ЖКХ в принудительном порядке. Но ведь я его уже давно погасил!

Искренне возмущаясь и негодуя (никаких официальных или неофициальных оповещений-сообщений-уведомлений о подобном деле мне не поступало вообще), в течение недели я безуспешно пытался связаться непосредственно с инспектором-куратором, чтобы либо утвердиться в своем подозрении, либо выяснить природу этого долга. Увы, затея потерпела крах, поскольку телефонная линия либо была постоянно занята, либо трубку никто не брал. Совершать путешествие из разряда «мне только спросить» из одного края области в другой, естественно, не хотелось.

Поняв всю бесплодность этой затеи, я обратился в колл-центр ФССП. Милая девушка, представившись, вежливо поинтересовалась — чем она может помочь. Последовавший диалог назвать содержательным было довольно трудно.

— В чем ваша проблема?

— Скажите, могу ли я узнать, по какой причине заведено исполнительное производство и кто взыскатель?

— Да, я вижу это исполнительное производство, но подробную информацию о нем вам может предоставить только инспектор, ведущий дело.

— Скажите, а если долг по факту давно погашен, уплачивать ли мне в итоге исполнительский сбор?

После небольшого замешательства на том конце провода честно признались:

— Я не могу ответить на этот вопрос. Это вам предстоит решать с судебным приставом. До свидания.

Во как, думаю. Даже представители системы не всегда все знают. Ладно, выкрою день, приеду, все расскажу. Еще три дня активных телефонных переговоров (потому что либо не оказывалось на месте ответственного лица, либо разговаривал с сотрудниками из разряда «ой, я не знаю, перезвоните такому-то»), мне потребовалось на то, чтобы выяснить у управляющей компании по старому месту жительства, могут ли они мне предоставить справку об отсутствии долгов на момент продажи квартиры (начало 2014 года), и какие документы для этого требуются.

Наконец, мне ответили, что сделают все без проблем, надо только показать им паспорт и договор купли-продажи. Освободив день, я приехал на свою историческую родину, в город когда-то славных революционных традиций, ныне ставший ареной длительной войны между УК за жилой фонд.

Сотрудница расчетного отдела напечатал мне требуемый документ за 5 минут. Окрыленный успехом, я добрался до дверей районного отдела ФССП, и тут меня ждало первое разочарование. Оказывается, личная встреча с судебными приставами возможна только два раза в неделю, а сегодня не тот день. Все мои горячие увещевания, что я приехал издалека и мне бы только уточнить информацию, вдребезги разбились о холодный металл переговорного устройства на закрытой наглухо стальной двери.

Пришлось тратить еще один день. Отстояв очередь (образовавшуюся, в лучших традициях застойного времени, за два часа до открытия местного ФССП) на входе в здание, я пережил первое небольшое потрясение, когда узнал, что пристав, ведущий мое дело, именно сегодня в отъезде. Однако регистратор успокоил, переадресовав меня в другой кабинет и заверив, что все проблемы будут решены в лучшем виде. Потеряв еще 40 минут в коридорной очереди, я понял, что регистратор ошибался.

Как выяснил другой инспектор (открыв какую-то внутреннюю базу), в суд обращалась летом 2013 года местная «Теплосеть», прося взыскать с меня долг по отоплению. Поэтому справка из УК, что называется, «не прокатит».

— Привозите справку из «Теплосети», что они к вам претензий не имеют.

— А может, вы запрос по электронной почте пошлете?

— Нам нужна справка из «Теплосети», что они к вам претензий не имеют как взыскатели.

— Понятно. Скажите хоть, исполнительский сбор мне нужно уплачивать?

— Нет, если вы добровольно все погасили.

Спасибо и на этом. Помчался в «Теплосеть». И здесь меня поджидало второе разочарование. Когда после некоторых усилий и временных затрат ответственное лицо было-таки найдено, меня поставили перед фактом:

— Да, вот в нашей базе мы видим, что подавали такого-то числа на вас иск в суд. Но мы никаких справок никому не выдаем.

— Но подождите, судебные приставы послали меня сюда за справкой. Неужели они не знают?

— Понятия не имеем. Но мы никаких справок никому не выдаем.

— Поймите, я второй день наматываю больше сотни на одометре, чтобы решить этот вопрос.

— Мы все понимаем. Но справок никаких никому не выдаем.

— Что же мне делать?

— Ну, вы же честный гражданин. Обращайтесь в суд, подавайте иск на судебных приставов, пусть в судебном порядке разбираются, кто кому должен.

— Да на это же куча времени уйдет. А мне скоро за рубеж выезжать.

— Понимаем. Но справок никаких никому не даем.

— Может, хоть выписку из реестра платежей за 2013 год?

— Всеми выписками занимается Дирекция единого заказчика и многофункциональные центры. Кстати, они занимаются всеми платежами, у них есть отдел по работе с должниками. Попробуйте обратиться туда. Кстати, раз вы все уплатили, так это их косяк, что они вовремя сведения приставам не передают. Обращайтесь в суд, пусть разбираются.

Понятно. Не солоно хлебавши, отправляюсь на другой конец города в ДЕЗ. И там, конечно же, сразу натыкаюсь на объявление «Сегодня приема нет». Но окошко по приему платежей открыто. Подхожу, объясняю ситуацию, вежливо спрашиваю у операционистки, не могла бы она мне помочь. После долгого взгляда поверх очков, которым обычно смеривают безнадежно больного, следует сухой ответ:

— Молодой человек, все подобные вопросы мы решаем только в приемные часы. Почитайте на входе, когда.

— Вы понимаете, я приехал с другого конца области. Вот уже второй день катаюсь, на бензин истратился. Может, сделаете исключение?

— Молодой человек! Я же ясно сказала. Все вопросы — в приемные часы.

Нервы не выдерживают (большинство местных уроженцев вообще люди крайне вспыльчивые — авт.). Достаю служебное удостоверение, даю понять, что имею отношение к средствам массовой информации, практически с боем прорываюсь в кабинет начальника ДЕЗа. В который раз объясняю ситуацию…

О, чудо! Директор, несмотря на «неприемный» день, ласково обещает во всем разобраться. Просит «обождать немного». Через 15 минут приносит стопку бумажек, среди которых — выписка по платежам за весь прошлый год, справка об отсутствии задолженности на мою фамилию и справка-отзыв исполнительного производства.

Заверяя все это, начальник беззлобно поругивает «хорошо устроившуюся» «Теплосеть», которая только иски подает, а разгребать все проблемы нам приходится". Затем мягко журит меня:

— Что ж вы квитанции не сохранили?

— А зачем? Я же все заплатил, квартиру продал полтора года назад.

— Зря. Любые квитанции надо три года хранить. Сейчас бы сняли ксерокопии, и нет проблем. Ладно, желаю удачи.

Прощаюсь, отправляюсь обратно в ФССП. Вручаю все имеющиеся справки приставу.

— А из «Теплосети» справки об отсутствии задолженности нет? — несколько разочарован сотрудник.

— Нет, они говорят, что никому ничего не выдают.

— Ладно, — с некоторым сомнением произносит он. — Оставляйте все, я передам вашему инспектору. Оставьте телефон, если что — с вами свяжутся.

— Скажите, а есть гарантия, что исполнительное производство закроют? И как скоро?

— Оставляйте справки. Я передам. Будем разбираться.

Не оставалось ничего другого, кроме как надеяться, что разбирательство не займет еще несколько лет.

Мораль

В итоге, потратив немалое количество нервных клеток, 50 литров бензина, два полноценных рабочих дня и энную сумму (выраженную трехзначной цифрой) денег на телефонные переговоры, я уяснил несколько моментов.

Во-первых, электронный документооборот, о котором так долго и упорно говорили чиновники всех рангов, возможно, и существует в Москве, однако в радиусе 90 километров от нее ничего похожего явно нет. Иначе зачем нужна была бы вся эта беготня по кабинетам? Один запрос по «электронке» в ДЕЗ, и проблема была бы решена сама собой.

Во-вторых, бюрократическая волокита и привычка переадресовывать посетителей из одной инстанции в другую, похоже, с советских времен никуда не исчезла. Учитывая этот момент, можно предположить, что с марта 2016 года, когда чиновники предполагают начать передачу в бюро кредитных историй информации о долгах по ЖКХ, многим россиянам это выйдет боком. Особенно тем, кто не может или не умеет пользоваться интернет-сервисами (а таких в стране предостаточно).

Читайте также

В-третьих, не существует никаких гарантий того, что даже спустя годы после того, как ты честно рассчитался за услугу ЖКХ, система взысканий так или иначе не напомнит о себе.

В-четвертых, склонность отмахиваться от помощи обычному человеку, если его просьба не подкреплена соответствующими связями или должностью, живее всех живых.

В-пятых, начну теперь сам (и буду настоятельно советовать другим) даже чеки из ближайшего хлебного магазина складывать на хранение, как говорится, «до скончания веков» (неважно, сколько для этого понадобится места в моей далеко не самой просторной квартире).

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня