Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Долги за воду взыщут без суда

А для неплательщиков введут уголовную ответственность

15662

По данным некоторых экспертов, износ систем водоснабжения и водоотведения в стране приближается к уровню в 100%. Какие варианты предлагаются для исправления ситуации, и кто в этом случае «попадет под раздачу» в первую очередь?

Кто виноват и что делать?

Примечательно, что на фоне всех разговоров о кризисе неплатежей в сфере ЖКХ представители наиболее страдающей от этого стороны — ресурсоснабжающих организаций — оценивают платежеспособность населения в целом положительно. По их мнению, главные источники «головной боли» для поставщиков кроются совсем в других местах. Во-первых, это мошенничество со стороны недобросовестных управляющих компаний, во-вторых, незаконное подсоединение к магистральным сетям, в-третьих, умышленное уклонение от оплаты полученных ресурсов со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, а также бюджетных организаций.

Так, по данным группы компаний «Росводоканал», на 1 июня 2016 года от всего объема задолженности по услугам водоснабжения и водоотведения на долю рядовых граждан приходится всего 33%, тогда как остальные 77% - как раз на долю УК, ТСЖ, юрлиц и «бюджетников».

И проблему только путем ужесточения штрафных санкций (эта популярная в последнее время у наших законодателей мера почему-то больно бьет в первую очередь исключительно по рядовым гражданам) не решить. Чтобы переломить ситуацию, необходим системный подход, основные принципы которого, в частности, были озвучены в первых числах июля в рамках тематической пресс-конференции «Долговая воронка: платежная дисциплина в сфере водоснабжения и водоотведения, федеральные модели решения» представителями Общественной палаты РФ, ГК «Росводоканал» и Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.

Читайте по теме

Артем Кирьянов, первый зампредседателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты России, приводит один интересный пример. По стране, отмечает он, не так давно прокатилась волна правонарушений со стороны недобросовестных управляющих компаний. Здесь имели место быть и выводы собранных с населения средств в офшоры, и прямое мошенничество директоров, а также бегство учредителей за рубеж. Это заставило государство ввести систему лицензирования УК.

— Но дело все в том, — говорит эксперт, — что, по оценкам специалистов, даже абсолютно честная и добросовестная, работающая честно управляющая компания все равно имеет свои 5% неплательщиков. За год это превращается в 20%, а через 5 лет — в 100%. После чего компания, естественно, приходит в состояние банкротства.

Поэтому бремя ответственности оплаты потребленных ресурсов, и конкретно — по воде, с УК стоит снять, считает Кирьянов, и переложить их на конечных потребителей. При этом следует подумать об усовершенствовании механизмов сбора платежей

Так, представитель Общественной палаты призывает уйти от вязкой процедуры взыскания долгов через суд и задуматься о внесении изменений в некоторые статьи Уголовного кодекса РФ:

— Если не получается решать вопросы по-доброму, с пониманием, то государство должно продемонстрировать политическую волю и ввести меры воздействия уголовно-правового характера. И в первую очередь — в отношении должностных лиц и руководителей.

Безакцептное списание долгов со счетов организации, по аналогии с действующим в налоговой сфере механизмом, уверен он, тоже вполне себе вариант. Только эта процедура не должна приводить к банкротству.

— Ну вот списали мы долги, скажем, со счетов детского садика, бюджетной организации. А в результате потом этому садику денег не хватит даже на закупку морковки. Я тут, конечно, сильно все упрощаю, но подобные меры воздействия должны, по моему мнению, расширяться, но надо очень осторожно подходить и к объектам, и к объемам списания.

Также эксперт считает, что в качестве рычагов воздействия на неплательщика может стать и сокращение списка так называемых «неотключаемых» потребителей.

С точки зрения Елены Довлатовой, исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, стоит рассмотреть возможность введения ограничения поставки ресурса (в частности, водоснабжения).

— Только это не должно быть фатальным, чтобы не возникало санитарно-эпидемиологических проблем, — уверена она. — Это должно быть просто неудобно. Вот если человек встал утром, а у него воды нет или она течет такой тонкой струйкой, что невозможно принять душ, я вас уверяю, желание заплатить долги сразу появится.

Вся надежда — на местные власти

Есть еще одна проблема, которая крайне беспокоит представителей Общественной палаты.

— Вместо того, чтобы вести широкую информационно-разъяснительную компанию, — подчеркивает Кирьянов, — чтобы выступать компетентным посредником между населением и РСО, органы местного самоуправления фактически повсеместно самоустранились от наведения платежной дисциплины.

Все чаще проблема выходит на уровень субъектов Федерации. И там, подчеркивает Елена Довлатова, где есть ответственный губернатор-хозяйственник, все вопросы так или иначе решаются. А значит, чтобы вопросы с задолженностью по коммуналке решались эффективнее, следует подумать о законодательном возложении ответственности за происходящее в коммунальной сфере на руководителей-муниципалов.

Кроме того, занятых в сфере коммунального снабжения сильно напрягает и тот факт, что в хронических должниках по той же воде давно ходит и такое серьезное ведомство, как Министерство обороны РФ. «Иначе, как „ведомственным разгильдяйством“, я этого назвать не могу, — констатирует Кирьянов. — Тех же МУПов и ГУПов у нас по стране десятки тысяч, и, допускаю, отрегулировать их все достаточно сложно. Для этого не у всех руководителей имеется для этого соответствующая политическая воля. Но вот в случае с Минобороны я откровенно не понимаю причины систематического образования задолженностей. И не остается никакого иного выхода кроме обращения в Военную прокуратуру с просьбой разобраться, по какой такой причине ведомство, обладающее военной дисциплиной и имеющее возможность применять административно-дисциплинарные взыскания совершенно иного порядка, нежели „гражданские“ организации, допускать неплатежи по таким приоритетным направлениям, как водоснабжение».

Сергей Прокофьев, коммерческий директор ГК «Росводоканал», разъясняет: компания понимает, что некоторое ухудшение платежной дисциплины среди граждан обусловлено объективными причинами — ухудшившейся экономической ситуацией, например, или тяжелыми жизненными обстоятельствами. С юридическими лицами, заверяет он, тоже особых проблем не возникает. Пусть с временным лагом (в среднем порядка 6−8 месяцев) и через исполнительные листы, но задолженность возвращается. В отношении же Миниобороны проблема носит, по его словам, системный характер:

— Мы и в прошлом году с ними боролись, и в этом. Проблемы остаются прежними. На сегодняшний момент долг ведомства перед «Росводоканалом» составляет 100 миллионов рублей, из которых ровно половина — на совести Центрального, Западного и Южного военных округов. Причем все эти деньги изначально закладываются в ведомственный бюджет и, следовательно, должны использоваться по прямому назначению.

Естественно, данная проблема доводится до высшего руководства (в частности, озвучивается на уровне замминистра обороны). Но обсуждать на столь высоком уровне проблему неоплаты счетов за водоснабжение на такую небольшую, по сравнению с общим бюджетом министерства, сумму, Сергею Прокофьеву кажется несерьезным. Однако, разводит руками эксперт, пока никаких других механизмов воздействия у ресурсников нет, поскольку прекращать поставки они по закону не имеют права.

И эта карта, считает Елена Довлатова, активно и сознательно разыгрывается чиновниками, которые прекрасно знают, что у поставщиков фактически связаны руки. И пока, кроме убеждений и настойчивых просьб, разводит руками эксперт, у ресурсников никаких механизмов воздействия больше нет.

Хотя есть большое желание, добавляет Артем Кирьянов, уточнить — а действительно ли настолько стратегически важны все имеющиеся у Минобороны активы? Ведь, как и у любой крупной корпорации, у ведомства достаточно много непрофильных активов, которые не играют роли для обороноспособности страны. Вот их-то, как раз, и можно будет отключать за неуплату. Правда, в свете последних действий министра обороны Сергея Шойгу (речь идет о недавнем массовом увольнении офицеров Балтийского флота) эксперт выражает надежду, что все вопросы будут должным образом решены.

Кроме того, заметно портит картину в отрасли водоснабжения и еще один нюанс: по словам Артема Кирьянова, более 60% воды в Российской Федерации не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. И дело тут не только в не очень хорошей фильтрации примесей, но также и в том, что определенный процент воды изначально не годен для питья. А ведь это очень серьезная проблема, потому что неизвестно, какое в итоге здоровье будет у потребителей лет через 20−30.

Читайте по теме

— Да, если мы берем отрасль, например, газовую, — говорит Кирьянов, — то мы там видим, что из-за конструкционного износа увеличивается количество аварий. Посовещавшись с коллегами, мы пришли к выводу, что в водоснабжении аварийность не растет. Но не потому, что с износом все хорошо, а потому, что падает потребление. И каких-то реперных точек, по которым можно судить о состоянии сетей, попросту нет.

Но для решения этой задачи требуются инвестиции в модернизацию сетей и очистные сооружения. Только вот инвесторы как раз не торопятся включаться в работу, поскольку их пугает высокий уровень неплатежей в системе. А в том, что предлагаемые меры смогу эффективно разорвать этот порочный круг до того, как наступит коллапс системы (на сей раз — водоснабжения), не уверены даже их инициаторы.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня