«Черная» пятница 19 августа

Насколько качественное жилье гражданам предложат под соусом небывалых скидок?

  
16978
«Черная» пятница 19 августа
Фото: DPA/ ТАСС

Российское риелторско-девелоперское сообщество во второй раз в новейшей истории рынка недвижимости устраивает распродажу недвижимости по сниженным ценам под брендом «Черная пятница». Чем нынешняя акция будет отличаться от предыдущей и есть ли в ней какие-то подвохи для неискушенных покупателей? Разбираемся вместе с экспертами.

Первая подобная акция, прошедшая также прошлым летом (правда, с 17 по 19 июля, а не с 19 по 21 августа, как сейчас), взбудоражила отечественный рынок недвижимости и расколола экспертов на два принципиальных лагеря как во взглядах на нужность и своевременность этого мероприятия, так и в оценке его последствий для рынка (см. материалы «СП» «Осторожно, черная пятница» и «Стоила ли овчинка выделки»).

Коль скоро раздававшаяся с разных сторон критика в адрес инициативы (от опасений зампреда правительства Московской области Германа Елянюшкина о новой волне обманутых дольщиков до недопонимания «коллег по цеху») не испугала организаторов, возникает естественный вопрос — а внесены ли на сей раз какие-то изменения в процесс проведения нынешней «черной пятницы»? И если да, то в чем конкретно они заключаются и чем обусловлены?

В этом году, отмечает управляющий партнер компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая, организаторы акции сделали упор на широком освещении акции. На этот раз информацию о «черной пятнице» распространяют 9 телеканалов, 4 радиостанции, а также масса электронных СМИ и тематических порталов. И результаты не заставляют себя ждать: по словам эксперта, только за первую неделю рекламной кампании получено свыше 10 000 первичных заявок.

Читайте по теме

«СП»: — Почему акция вновь устраивается именно летом? Ведь еще не закончился сезон отпусков. Или это не более чем попытка стимуляции рынка в «низкий сезон»?

— Действительно, период с мая по сентябрь — это не самый «горячий» сезон на рынке жилья, поэтому акция, призванная стимулировать продажи, и проводится в это время. Организовывать акцию весной или осенью нет смысла, ведь в это время продажи идут самыми высокими темпами и дополнительного стимулирования не требуется. Тем не менее, отмечу, что на начальных этапах увеличение продаж хоть и является целью акции, но все же не первостепенной. Главное сейчас — привлечь внимание к «Черной пятнице» и превратить ее в традицию рынка.

На фоне последних экспертных заявлений о падении покупательского спроса и о том, что сейчас жилье продается практически по себестоимости, с минимальной маржинальностью, в отличие от прошлого года. Вызывает неподдельный интерес еще один момент: в чем же сейчас заключаются выгоды для застройщиков, устраивающих на этом фоне распродажи со значительными скидками? Или ситуация уже настолько плоха, что главное — не цена объекта, а сам факт его продажи? А, может быть, скидки на этот раз будут не значительными?

«Да, — соглашается Петр Машаров, гендиректор агентства недвижимости „Century 21 Еврогруп Недвижимость“, — многие объекты подмосковной и столичной недвижимости продаются уже этим летом с максимальными скидками, которые только может позволить себе застройщик. Как раз самая маленькая маржа приходится на объекты эконом-класса, поэтому на них вряд ли стоит ожидать значительных скидок. В этом плане немного лучше обстоят дела с жильем категории „комфорт“ и бизнес-класса, поэтому именно в „черную пятницу“ тем покупателям, которые „нацелены“ на приобретения жилья в этих сегментах, стоит повнимательнее рассмотреть предлагаемые варианты. Возможно, при удачном стечение обстоятельств они смогут приобрести заветное жилье немного дешевле, чем планировали».

По сравнению с прошлым годом, уточняет Мария Литинецкая, максимальный размер скидки в «Черную пятницу» снизился с 17% до 15%.

— Это говорит о том, что ситуация на рынке, по сравнению с действительно сложным 2015 годом, улучшилась. С начала 2016 года показатели спроса демонстрируют устойчивый рост, и в такой ситуации девелоперы уже не пытаются завлекать клиентов чрезмерными скидками. Если в прошлом году некоторые застройщики в индивидуальном порядке предлагали дисконты, достигавшие 20%, то в 2016 году они, как правило, в два раза ниже. Соответственно, максимальный размер скидок в рамках «Черной пятницы» (15%) — это «золотая середина».

Но не стоит забывать и о том, напоминает Петр Машаров, что для застройщиков данная акция — это еще и хороший способ сбыть так называемый «неликвид», квартиры с неудачной планировкой, плохим видом из окна, неразвитой инфраструктурой или плохой транспортной доступностью района, с не лучшим качеством отделочных работ и т. п. Кроме того, дополнительные скидки могут привлечь покупателей к квартирам, расположенным на втором этаже (при условии, что первый отдан под объекты нежилой недвижимости — торговые и сервисные точки, офисные помещения и т. д.), цена которых традиционно ниже остальных лотов в многоэтажках.

Однако все равно непонятно, на что же рассчитываю участники «Черной пятницы», ведь уже давно всем известно — у населения элементарно кончились деньги, а продажи держатся исключительно на ипотеке. Своевременна ли тогда вообще эта акция для рынка недвижимости в его нынешнем состоянии?

«Что касается самих покупателей, — говорит гендиректор IKON Development Евгения Акимова, — то данные о росте спроса в 2016 году говорят об обратном — люди начали приобретать даже больше жилья, чем в относительно спокойные 2013 и 2014 годы. Кстати, большинство аналитиков, среди которых есть представители Минэкономразвития, Всемирного Банка и МВФ, придерживаются мнения, что уже в 2017 году ВВП России покажет рост. Так что в благоприятных экономических условиях акции, подобные „Черной пятнице“, безусловно, дадут еще больший эффект».

«Да и говорить о том, что у населения совсем нет сбережений, не стоит, — поддерживает коллегу Мария Литинецкая. — По данным Центробанка, объём средств на депозитах физических лиц в Москве увеличился с 5,91 трлн рублей в 2014 году до 8,71 трлн в 2016-м. Это говорит о том, что у покупателей еще есть скрытые резервы, которые можно мобилизовать именно с помощью таких необычных акций».

«В западных странах, констатирует управляющий партнер ГК „ВекторСтройФинанс“ Андрей Колочинский, — акции, подобные „Черной пятнице“, проводятся регулярно. И в каком бы состоянии ни была экономика, каждый год они имеют бешенный успех. Люди любят скидки, независимо от своего благосостояния и экономической ситуации, поэтому подобные мероприятия будут актуальны всегда».

Возможно, за рубежом все так и есть на самом деле, только вот в России, предупреждает Петр Машаров, акции такого плана скопировали по кальке с Запада далеко не самым лучшим образом, чему яркой иллюстрацией могут стать результаты прошлогодней «Черной пятницы» (КПД которой не превысил отметки в 25% - авт.). Плюс еще торговые сети своим неумелым проведением подобных акций уже выработали в людях недоверие к такого рода мероприятиям, что тоже следует принимать во внимание.

Что ж, раз уж речь зашла о российском менталитете, осталось лишь понять, не боятся ли участники акции так называемого «августовского синдрома», поскольку именно в этом месяце в России случаются грандиозные катаклизмы. Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года, обвал межбанковской биржи в 1995-м или дефолт в 1998-м годах.

Читайте по теме

На этот вопрос практически все эксперты, опрошенные «СП», ответили одинаково: все совпадения дат случайны, и никаких скрытых подтекстов и параллелей с финансовыми и политическими катастрофами не прослеживается.

«Могу лишь предположить, — добавляет Андрей Колочинский, — что организаторы „Черной пятницы“ решили прервать цепь неудачных событий, происходящих в России почти каждый август, именно в этот месяц проводя яркую и позитивную акцию. Кто знает, возможно через несколько лет август будет ассоциироваться у россиян не с путчем, а самым удачным временем для покупки квартиры».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня