Квартира в обмен на машину

К чему привело снижение цен на подержанное жилье

  
20507
Квартира в обмен на машину
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В результате экономического кризиса рынок подержанного жилья в столице вновь откатился на уровень 90-х годов прошлого века. Ситуация хоть и не связана с криминалом, но выглядит весьма занимательно.

Веселая тенденция

В самом начале прошлого года и сегмент подержанных квартир, и авторынок шли, как говорится, в одной упряжке, вместе переживая падение объемов продаж и покупательского спроса. Однако начиная с июля 2015 года параллельность векторов их дальнейшего развития стала понемногу переходить в свою полную противоположность.

Согласно данным АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса), в течение минувшего года столичный авторынок пережил отрицательную коррекцию на уровне 36%, а за последние 6 месяцев она увеличилась еще почти на 14,5%. В то же время, по свидетельству экспертов от «ИНКОМ-Недвижимости», в сегменте вторичного жилья наметились позитивные изменения. Так, во III и IV кварталах 2015 года специалистами были отмечены первые слабые признаки его роста, а к концу нынешнего июля, свидетельствуют «инкомовцы», число сделок купли-продажи вторичного жилья в регионе увеличилось на 14% (в сравнении с итогами аналогичного периода прошлого года). Данные Росстата о количестве зафиксированных переходов прав собственности на жилье за этот период также говорят о подъеме (правда, в немного более скромных масштабах, на уровне 11% к середине прошлого лета).

Абсолютно противоположная картина за эти же периоды времени нарисовалась в сегментах продаж автомобилей и подержанных квартир относительно их стоимости для конечного потребителя. Если в этом вопросе авторынок врос по итогам прошлого года на 20% (и, как ожидают аналитики, к концу 2016 года он прибавит еще процентов 25), то «вторичка» продолжает дешеветь. Так, за последние 12 месяцев подержанное жилье потеряло в цене порядка 6,5%. Как ожидают знатоки вопроса, этот понижательный тренд в среднесрочной перспективе еще будет продолжаться.

А виноват в этом, как водится в России, конечно же, курс американского доллара к отечественному рублю.

По словам руководителя «инкомовского» департамента вторичного жилья Сергея Шломы, цены на авто растут потому, что львиная доля комплектующих для них поставляется из-за рубежа, даже если «железный конь» собирается на территории Российской Федерации. Пускай сейчас это происходит не такими быстрыми темпами, но никаких других вариантов у трейдеров тут попросту нет. А вот московская «вторичка», по мнению эксперта, с долларом коррелирует довольно опосредовано, поскольку даже «элитка», и та уже давно перешла на рублевые ценники. Поэтому-то цены и тянет вниз проседающая покупательская способность населения.

В итоге же в настоящий момент на рынке подержанных квартир столичного региона сложилась парадоксальная ситуация: «восходящая» волна цен на авто и «нисходящая» — на квартиры встретились. И благодаря этому событию впервые за последние четверть века сейчас можно, как говаривал герой Леонида Быкова в известном кинофильме, «махнуть не глядя» квартиру на автомобиль.

Что почем

Последний раз риелторы со стажем видели подобные объявления в 1992 году. Тогда, говорят они, предложения об обмене квартир на автомобили были самыми популярными и востребованными. Жилье обладало вполне приличными потребительскими характеристиками и находилось в хорошем состоянии, а главной «разменной монетой» выступали изделия отечественного автопрома, как правило — «Жигули» популярных моделей.

Если бы объявления такого типа появились сейчас, то соотношение характеристик предметов мены было бы, конечно, несколько иным, уверяют столичные аналитики, и подкрепляют свои доводы наглядными примерами.

Так, по данным того же «ИНКОМа», в июле на столичном рынке имелось два самых дешевых объекта в своих категориях.

Один из них — комната в «трешке» под самой крышей панельной московской двенадцатиэтажки неподалеку от станции метро «Первомайская» общей площадью 10 квадратных метров. Другой — полноценная «однушка» с совмещенным санузлом в Троицке на первом этаже кирпичной пятиэтажки (общая площадь — 19 «квадратов», из которых на кухню приходится 2). «Цена вопроса» в первом случае — 1,2 миллиона рублей, во втором — 2,9 миллиона рублей.

За сопоставимые деньги в Москве можно приобрести либо новехонький, этого года, Nissan X-trail XE в базовой комплектации (цена от официального дилера — 1,26 миллиона рублей), либо Mitsubishi Pajero Sport Instyle в аналогичном состоянии (2,75 миллиона в ценах «от производителя»).

Что же касается старых добрых «Жигулей», то на них, конечно, впрямую менять жилье на них никто не будет. Но если вспомнить о том, что личный автомобиль в начале 90-х годов прошлого века был показателем высокого статуса его владельца, и, соответственно престижность его была сильно переоценена, то получается довольно интересная картина.

В те года стоимость машин была сильно завышена относительно среднего уровня заработных плат по стране. Если, как сообщает Пенсионный фонд России, ежемесячный доход населения колебался на уровне 300 рублей с копейками, то суперпопулярная еще с советских времен классическая «семерка» оценивалась примерно в 8,5 тысячи рублей. А уж «Волга», владелец которой в глазах окружающих выглядел прямо-таки небожителем, стоила все 12 тысяч, так что для ее покупки надо было откладывать всю зарплату до копеечки более двух лет. Конечно, был еще «вариант для бедных», не менее легендарный «Запорожец» (ЗАЗА-968М). Но чтобы купить его (по довольно демократической по тем временам цене — 4,5 тысячи рублей), все равно надо было копить минимум 15 месяцев.

А теперь попробуем перенести эти пропорции между средними окладами и временем накопления необходимой суммы на покупку изделия отечественного автопрома в наше время, когда средний оклад по Москве, согласно информации Росстата, колеблется на уровне 69,77 тысяч рублей.

Выходит, что компактный «Запорожец» торговался бы сейчас на уровне 1,04 миллиона рублей и гипотетически мог бы соперничать за покупателя в одном ряду с Renault Koleos. «Жигули» со своим ценником в 1,95 миллиона рублей составляли бы конкуренцию Toyota Land Cruiser Prado, а «заоблачная» «Волга» соревновалась бы с Mitsubishi Pajero Sport за 2,79 миллиона.

И вот при таких-то раскладах на вторичном рынке уже можно торговать недвижимость в Москве по условной цене «Жигулей». Как раз за 1,9 миллиона рублей в старых границах столицы находилась на экспозиции комната в шаговой доступности от станции метро «Коломенская» на втором этаже панельной шестнадцатиэтажки. Правда, стоит уточнить, что ее площадь также сопоставима с «Жигулями» по размерам: в данном случае она составляет всего 7,5 квадратных метров.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Судаков

Политолог-американист, профессор Академии военных наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня