Недвижимость / Проблемы ЖКХ

Как жаловаться на холодные батареи

И есть ли гарантия, что из этого выйдет прок?

  
1991
Как жаловаться на холодные батареи
Фото: Владимир Саяпин/ТАСС

В стране начинается отопительный сезон, который в редком регионе страны проходит без сучка и задоринки. Что делать, если радиаторы в квартире отвечают на ваши прикосновения прежней холодностью? И есть ли шанс, что обращение не превратится в очередное «хождение по мукам»?

Испытание теплом

После того, как региональные власти получили от министра строительства и ЖКХ Михаила Меня «добро» на включение отопления по собственному усмотрению, с небольшим временным разрывом в регионах России стали разогреваться батареи. Где-то это уже произошло (например, в Екатеринбурге и Владимире, северных районах), а где-то произойдет буквально со дня на день. Из этого графика рискует, пожалуй, выбиться только Приморский край, где недавно похозяйничал тайфун «Лайонрок», причинив серьезный ущерб местному коммунальному хозяйству. Однако глава Минстроя заверил — все районы Приморья должны быть обеспечены теплом в срок до 25 октября.

Несмотря на то, что уровень дебиторской задолженности в системе ЖКХ по-прежнему превышает триллион рублей (из которых на долю населения приходится всего лишь 16% - Авт.), Михаил Мень пообещал Владимиру Путину, что отопительный сезон пройдет без серьезных аварий (правда, при этом уточнил, что такое возможно при должном внимании региональных властей). Для улучшения контроля, также отметил министр, в каждом регионе страны по традиции будет запущена телефонная «горячая линия», на которую граждане могут пожаловаться при наличии проблем с теплоснабжением.

Но, как известно, до царя в России высоко, на бога надейся, сам не плошай, а все звонки и письма даже в самые высокие кабинеты неизбежно спускаются для проверки в нижестоящие первичные инстанции.

Поэтому сейчас самое время вспомнить о том, в какой последовательности и каким образом у этих самых «низов» выяснять, почему в квартире нет тепла.

Прежде всего стоит помнить, что в первые 5 суток после официального старта отопительного сезона в конкретном регионе куда-либо жаловаться на холодные батареи особого смысла нет, отмечают сотрудники ресурсоснабжающих организаций. Потому что в среднем именно столько времени требуется для нормализации гидравлического режима в сетях, да и дома запускаются не все сразу, а поочередно. Соответственно, если местные СМИ сообщили о том, что тепло в квартиры начнет поступать, условно говоря, 23 сентября, то время бить в колокола придет не раньше 28-го.

Когда же по окончании этого срока тепло в квартире так и не появилось, представители НП «ЖКХ Контроль» советуют совершить два простейших действия: послушать трубы и потрогать их. Если слышатся посторонние шумы, а стояк на ощупь горячее радиаторов (или наоборот), значит, скорее всего в системе случилась шлаковая или воздушная пробка.

После этого следует нанести визит соседям по стояку как сверху, так и снизу (само собой, при их наличии). У них с батареями все в порядке? Следовательно, проблема «сидит» в конкретной квартире. Соседские батареи так же холодны или прогреваются неравномерно? Значит, загвоздка в стояке.

В таком случае нужно как можно скорее или посетить офис местной управляющей компании, или связаться с аварийным диспетчером по телефону.

«В принципе, — говорит сотрудник одной из подмосковных коммунальных организаций Ярослав В. — проблему должны устранить самое позднее в течение двух-трех суток. Когда речь идет о пробке в стояке и имеет место быть коллективная жалоба, понятное дело, работаем оперативной, чем по одиночному обращению».

Нередко обнаруживается, что радиаторы в квартире дают течь или сильно зашлакованы. Тогда, естественно, требуется их замена. И вот здесь следует понимать, что за эту операцию пострадавший собственник заплатит дважды. Первый раз — непосредственно слесарям из ЖЭКа, поскольку это ремонт личного имущества собственника. Они, кстати, легко могут «раскрутить» пострадавшего жильца еще и на «слив стояка». В зависимости от региона, «по-свойски» это стоит от 1 до 5 тысяч рублей (дескать, через бухгалтерию официально дороже выйдет). Но пикантность ситуации еще и в том, что собственнику все равно придется раскошелиться за этот пресловутый слив еще раз, теперь уже вместе со всеми остальными жильцами. Потому что в среднем один стояк многоэтажки — порядка 10 тонн воды. Ее без проблем сольют прямо в землю (причем не факт, что это придется делать только один раз), но потом-то систему придется заполнять вновь, а ведь на входе в дом стоит общий счетчик. Так что его показания потом «размажут» в каждой квитанции на общедомовые нужды. А это, на минуточку, теплоноситель, и тариф на него отнюдь не маленький.

В случае, когда батареи и стояк одинаково холодны на всех этажах, налицо неполадка в магистральной сети. Первый шаг — звонок или визит все в ту же управляющую компанию или Дирекцию единого заказчика. При этом не следует ограничиваться устными заверениями.

«Если звоните, — советуют юристы, — обязательно добейтесь от собеседника, чтобы он подтвердил фиксацию обращения в журнале и назвал порядковый номер этой записи, а также сообщил вам свои данные. Если подаете письменную жалобу (лучше всего с подписями и других собственников), настаивайте на том, чтобы вам на руки была выдана ее копия, на которой должен стоять штамп организации, дата ее принятия и подпись ответственного лица. В противном случае бездействие коммунальщиков, если таковое случится, доказывать будет очень проблематично».

Может случиться так, что по каким-то причинам письменную жалобу принимать отказываются, развивают мысль эксперты. Тогда ее следует направить в адрес УК или ТСЖ заказным письмом с уведомлением о вручении. Оно будет служить официальным подтверждением факта принятия обращения коммунальщиками. Правда, здесь имеется один недостаток — в пределах одного населенного пункта время доставки корреспонденции адресату может достигать 6−7 дней, а то и больше. Если к этому добавить еще 7 суток (ровно столько по закону дается представителям системы ЖКХ на устранение серьезных аварий в теплосетях, на мелкие же отводится 3 дня), то собственник рискует просидеть без тепла почти полмесяца.

Когда взаимоотношения с местными коммунальщиками заходят в тупик, граждане могут обратиться с письменной претензией в районное отделение Госжилинспекции или Роспотребнадзора.

В этом случае, по идее, дело с холодными батареями должно быстро сдвинуться с мертвой точки. Но так, к сожалению, бывает не всегда.

Согласно неофициальной информации, полученной в приватных беседах автором материала от нескольких сотрудников коммунальной сферы в разных уголках Московской области, отношения УК и вышестоящих контролирующих инстанций нередко выстраиваются довольно интересным образом: в дружеском ключе, с чаепитиями и необременительными презентами. Поэтому в некоторых случаях коммунальщики заранее знают, куда и по какой причине придет с проверкой инспектор. На такой случай существует своеобразная «отмазка»: на подъезде дома, может, например, на несколько дней появиться объявление о том, что по данному адресу проводятся технические работы. И формально в этом случае за отсутствие тепла в квартирах наказать нерадивых управленцев очень проблематично.

Потому что распоряжения губернаторов и мэров — это одно, а возможность «отмыть» несколько десятков (а то и сотен) тысяч рублей на отоплении квартир — совсем другое. Но это уже тема для отдельного разговора.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Ярослав Кабаков
Ярослав Кабаков

Поздравляю редакцию портала «Свободная пресса» с десятилетием издания и желаю дальнейшего развития и процветания, сохранения того драйва, с которым вы делаете свою работу. Объективность, оперативность и внимание к деталям — вот как могу охарактеризовать ваш труд, который ежедневно помогает сотням тысяч людей получать актуальную информацию о событиях в России и мире, беспристрастную и профессиональную аналитику. Если и можно говорить о профессиональной журналистике, то только с оглядкой на вас!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня