18+
четверг, 23 марта

Каким должен быть дом для инвалида

И сколько таких в реальности насчитывается в Москве

  
583
Каким должен быть дом для инвалида
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Сегодня пресс-служба Министерства строительства и ЖКХ информировала представителей СМИ о том, что ведомство утвердило альбомы, содержащие типовые проектные решения для адаптации жилых домов под нужды маломобильных групп населения (МГН) и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с требованиями Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Помимо многовариантных объемно-планировочных, инженерно-технических, строительных решений внутри зданий они содержат и общие нормативные требования, а также рекомендации для обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями к придомовой территории.

В частности, при перепадах высот свыше 0,45 метра альбомы предписывают применение ограждений с поручнями, а одиночные ступени заменять пандусами. При этом дорожные, лестничные и напольные покрытия должны выполняться из нескользящих и не вибрирующих материалов.

Как сообщается, данные альбомы могут быть рекомендованы органам федеральной власти или представителям местного самоуправления при переоборудовании существующего жилого фонда.

Это довольно своевременный шаг, несмотря на то, что за последние 6 лет, как утверждают аналитики рынка недвижимости, доля удобных для инвалидов общественных и жилых зданий возросла 54% до 82%. Но говорить о создании полностью безбарьерной среды пока еще рано, и во многом из-за того, что, как резюмирует управляющий партнер компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая, в большинстве случаев при проведении подобных мероприятий столичные девелоперы ограничиваются только установкой поручней да пандусов. Впрочем, и застройщики из области грешат тем же. В результате появление таких единичных элементов, по сути, проблему беспрепятственного передвижения маломобильных граждан полностью не решает.

Вероятно, некоторые ответственные за работу по адаптации жилого фонда под нужды МГН лица находятся во власти довольно распространенных стереотипов.

Первый: раз инвалиды-колясочники на улице встречаются не слишком часто, значит, их в принципе не много.

Однако в настоящее время на территории одного только столичного региона проживает более 1,6 миллиона граждан, имеющих инвалидность (без учета беременных женщин, пенсионеров с временным нарушением здоровья и многодетных матерей, также относящихся к МГН, это практически каждый десятый житель мегаполиса и 6% населения Московской области. И если их не видно в потоке пешеходов, то скорее всего потому, что улицы для их передвижения все еще не так удобны, как хотелось бы.

Второй стереотип: инвалиды по большей части люди малообеспеченные, так что коммерческое жилье в принципе покупать не могут.

Но, например, нередко случается так, что люди с ограниченной мобильностью не только сохраняют работоспособность, но и могут при этом вполне неплохо зарабатывать. Особенно учитывая возможности современного рынка труда по принципам удаленной занятости.

Кроме того, у них могут быть вполне успешные дети, которые способны подарить родителям хорошую квартиру. Наконец, сбрасывать со счетов вероятность рождения детей с пороками развития в обеспеченных семьях также не следует.

Так как же в идеале должна выглядеть безбарьерная среда для маломобильного гражданина?

Во-первых, отмечают аналитики «Метриум Групп», ссылаясь на нормативы, квартира, в которой будет проживать инвалид (в частности, колясочник), должна обладать рядом конструктивных особенностей.

Прежде всего, ее минимальная жилая площадь в этом случае должна составлять 12 квадратных метров. Если же человек с ограниченными возможностями трудоспособен, то этот показатель увеличивается до 16 квадратных метров. Самое малое 9 «квадратов» должно приходиться на кухню, а на санузел — 3,7 квадратного метра. При этом ширина коридоров и дверных проемов ни в коем случае не должна быть меньше 1,2 и 0,9 метра соответственно. Естественно, все помещения должны быть снабжены поручнями, а необходимые приборы и узлы управления ими должны располагаться не выше 0,85 метра от уровня пола.

Примечательно, что подобные параметры предусмотрены в проектной документации типовых панельных домов следующих серий: ГМС-2001, КОПЭ-200, П3М, П44Т и П46М. Если же дом возводится по индивидуальному проекту, то наличие подобных помещений должно предусматриваться застройщиком на начальном этапе возведения.

В принципе, девелоперы могут внести изменения в проект по запросам конкретных людей. Например, в одном из недавно возведенных комплексов за счет застройщика были проведены перепланировка санузла, демонтаж входного порога и части перил в подъезде, а также корректировка въездного пандуса под определенные габариты инвалидной коляски. Правда, такие случаи являются редкостью на столичном рынке первичной недвижимости.

Удобные для маломобильных групп населения места общего пользования также должны насчитывать несколько обязательных элементов.

Так, их тамбуры и дверные проемы должны иметь габариты, достаточные для того, чтобы гражданин в инвалидной коляске мог свободно в них проезжать. Оповещатели пожарной тревоги должны иметь не только звуковой (для слабовидящих), но и световой модуль (для слабослышащих людей). Наилучшее расположение входной группы — на уровне земли, без использования ступеней и пандусов. Если это по каким-либо причинам невозможно, и вход располагается выше, то пандусы должны быть широкими, а их покрытие — антискользящим. В идеале должны присутствовать еще и специальные подъемники, позволяющие инвалидам преодолевать лестницы без посторонней помощи.

Придомовая территория также должна быть выдержана в определенном ключе. Например, в целях создания оптимальных условий для передвижения тех же инвалидов-колясочников количество и протяженность тротуарных бордюров должно быть минимизировано. В местах с перепадами высот должны монтироваться пандусы, а ширина пешеходных дорожек не может насчитывать менее двух метров. Помимо этого, для удобства людей с нарушениями зрения тротуары следует оснащать тактильными материалами, а прилегающие к многоэтажным домам территории должны соответствующим образом подсвечиваться в темное время суток. В местах пересечения маршрутов передвижения с проезжей частью ставятся сигнальные звуковые устройства. На имеющихся плоскостных парковках следует предусмотреть наличие машиномест увеличенной площади для удобства посадки маломобильного гражданина в автотранспортное средство.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, девелоперам стоит понимать, что одно только наличие в проектах квартир, обладающих определенными техническими параметрами, без комплексной адаптации мест общего пользования и дворов, бессмысленно (равно как и в обратной ситуации). И если их заявления о стремлении приблизиться к строительным стандартам цивилизованных стран на самом деле не являются фикцией или обычным маркетинговым ходом, то эти рекомендации игнорироваться ни в коем случае не должны.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня