Недвижимость

Три выдающихся памятника России

Их красота заставляла людей совершать самые необычные поступки

  
4503
Три выдающихся памятника России

Возможно, мало кто знает об этом, но вот уже несколько лет 25 июня в России довольно широко отмечается День дружбы и единения славян. Отдавая дань уважения этому празднику, «СП» подготовила рассказ о трех самых выдающихся славянских памятниках архитектуры на территории России, неизменно поражающих воображение туристов своей величавой красотой и хранящих за своими седыми стенами самые невероятные легенды.

Кижи: блеск православия

Классическим образцом православного деревянного зодчества является ансамбль Кижского погоста: Спасо-Преображенская и Покровская церкви, объединенные колокольней в единое целое. Несмотря на то, что православные храмы с богатым убранством имеются практически во всех уголках планеты, Спасо-Преображенская церковь — единственное в мире строение, имеющее 22 главы. Возведено оно исключительно при помощи топоров. В сети и некоторых изданиях можно найти информацию о том, что «здание построено без единого гвоздя». Правда, это не совсем соответствует истине. Да, стальные гвозди при строительстве не использовались, но для скрепления ряда фрагментов все же применялись деревянные нагели.

Одна из главных особенностей Спасо-Преображенской церкви состоит в том, что деревянные чешуйки-лемехи на куполах при движении солнца по небосклону меняют свой цвет. Изготовленные из осины (которая при обработке со временем приобретает зеркальные свойства) в разное время суток они становятся то серебряными, то рыжими, то голубыми. Примечательно, что хороший плотник, используя технологию того времени, в день может изготовить самое большое 30 лемехов. Таким образом, для покрытия одной главы церкви ему потребуется два года. Остается лишь гадать, сколько времени понадобилось мастерам на изготовление лемехов для 22 глав.

С Кижским погостом связаны две легенды. Одна из них относится ко времени постройки Спасо-Преображенской церкви и гласит, что когда все работы были закончены, ее главный создатель, плотник Нестор, забросил свой топор в воды Онежского озера, сопроводив этот поступок словами: «Никогда не было такой и не будет боле».

Второй легенде — менее ста лет. Она родилась на рубеже 20 и 21 веков, когда один из оставшихся в живых финских летчиков, Лаус-Дей Саксель, посетив в 1999 году Карелию, заявил, что во время Второй мировой войны он был так потрясен красотой стоящих на острове церквей, что нарушил прямой приказ разбомбить эти объекты и вместо этого избавил самолет от боезапаса над водами озера. Правда, другие финские ветераны утверждали, что в сохранившихся военных архивах никаких упоминаний о том, что приказ о разрушении Кижей отдавался Сакселю в действительности, не найдено. В результате председатель общества летчиков-ветеранов Финляндии заявил, что этот факт — не более чем фантазия пожилого аса, в голове которого на 84-м году жизни перемешались воспоминания об обычных полетах и настоящих боевых операциях. Тем не менее сотрудники музея в Кижах абсолютно уверены в том, что такая ситуация все же имела место быть.

Дмитриевский собор: язычество в камне

Дмитриевский собор во Владимире — еще одна жемчужина в архитектурном ожерелье России. Благодаря искусной белокаменной резьбе, покрывающей его стены и своды, сравниться с ним по красоте могут лишь немногие здания в мире. Невероятно, но факт — рельефы, опоясывающие храм, наполнены далеко не христианскими мотивами. Здесь можно увидеть не только идейно безобидных львов, но и мифических грифонов, а также вещую птицу Сирин, персонажа древнеславянской мифологии. Кроме того, на фронтонах обыгрываются подвиги Геракла. Отображен и момент вознесения на небо Александра Македонского, а родословная русских князей (Всеволода Большое Гнездо, Бориса и Глеба) возводится к ветхозаветным царям Соломону и Давиду.

Как могло случиться так, что на стенах православного храма присутствует такое большое количество языческих и нехристианских мотивов? Исследователи объясняют этот факт тем, что Дмитриевский собор возводился во многом по политическим целям, одна из которых — подчеркнуть особую роль Владимирской Руси среди других государств того времени. К сожалению, во время реставрации собора, инициированной Николаем I в 1834 году и больше похожей на планомерное разрушение, здание лишилось боковых приделов и колоколен, а также внешних галерей, ведущих на хоры. Внутренние росписи были сбиты и заменены масляными красками.

Но в связи с этими событиями главная легенда, связанная с Дмитриевским собором, стала еще популярнее. Согласно ей, во время штурма Владимира войсками Батыя княжеские слуги спрятали в имеющихся внутри стен собора специальных пустотах всю казну, книги и иные ценные вещи, а потом ушли по тайному ходу. До настоящего времени многочисленные энтузиасты продолжают активно изучать старинные документы и пытаются осматривать и простукивать стены в бесплодных попытках найти сокровища.

Собор Василия Блаженного: во славу России

Храм Покрова-на-Рву был возведен в Москве по распоряжению Ивана Грозного в честь взятия Казани. Некоторые историки утверждают, что это здание — зашифрованный образ мечети Кул-Шариф. Первоначальные восемь глав собора символизировали ее минареты, а девятая глава является олицетворением победы русского оружия. Десятая глава появилась позднее, когда к храму была пристроена церковь святого Василия. Именно тогда здание получило второе, более распространенное название — собор Василия Блаженного.

Нарядный и яркий, очень оригинальный для своего времени собор, неоднократно страдал от пожаров, которые были вполне обычным явлением для деревянной Москвы. Многочисленные реставрации неизбежно влияли на первоначальный архитектурный облик здания. Так, первоначально открытую галерею вокруг верхних церквей перекрыли сводами в XVII веке. Тогда же были возведены крыльца-шатры над белокаменными лестницами, украшенные травным орнаментом.

С собором Василия Блаженного связано множество легенд. Согласно наиболее известной из них, Иван Грозный повелел ослепить зодчих, чтобы они не смогли повторить или превзойти созданное. Однако современные исследователи не считают эту версию состоятельной. По их данным, руководил артелью мастеров всего один архитектор — Постник Барма, который впоследствии принимал участие в реставрации Казанского кремля.

Храм неоднократно пытались уничтожить. Имеются документы, подтверждающие факт неудачной попытки подрыва здания французскими солдатами в 1812 году. В тот раз заложенные пороховые заряды намочил неожиданно пошедший дождь. Некоторые исследователи утверждают, что в 30-е годы храм подумывал снести Лазарь Каганович, чтобы освободить место для парадов и демонстраций. По одной версии, воплотить эту идею ему помешал сам Иосиф Сталин. По второй — собор отстоял на коленях в прямом смысле слова реставратор Петр Барановский.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Метелица.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня