Недвижимость

Комфорт «брежневки»: палка о двух концах

Посыл «мы приобретаем не соседей, а стены» в случае с подобными домами может стать фатальной ошибкой

  
17675
Комфорт «брежневки»: палка о двух концах

Сравнительно недавно (лет 15 назад) в народе еще имел хождение анекдот о том, как ушедшие в иной мир вожди советской эпохи спрашивали обычного мужика о том, в чем состояло их счастье. По его мнению, счастье Сталина заключалось в выигранной войне, а счастье Брежнева — в том, что он пожил хорошо сам и дал при этом возможность неплохо пожить другим. В этой сюрреалистической истории отражена некоторая доля правды о приснопамятном «застойном периоде» — именно в эпоху «дорогого Леонида Ильича» в России стали возводить многоквартирные дома, подарившие в массе нашим согражданам более-менее приемлемое комфортное проживание в отдельных квартирах.

Какие преференции скрывались за серыми бетонными (реже — кирпичными) фасадами «брежневок», если до сих пор на вторичном рынке недвижимости, по единодушному мнению столичных и региональных девелоперов, эти квартиры удерживают ценовую планку на довольно высоком уровне и по своей востребованности в некоторых случаях могут поспорить даже с современными «путинками»?

Безусловно, по сравнению с «хрущевками», серии этих домов, возводимых в период с начала 70-х до начала 90-х годов прошлого века, обладали целым рядом неоспоримых достоинств по сравнению с предыдущими «хрущевками». К ним можно отнести лифт (а в 14-этажных версиях — даже два, пассажирский и грузовой), мусоропровод, большие лоджии, более просторные (7−12 метров) кухни, раздельные (кроме однокомнатных вариантов) санузлы и вообще более удобную планировку, а также относительно высокие (2,7 метра) потолки. Конечно, так называемые «сталинские» дома тоже обладали такими достоинствами, да и площадь квартир в некоторых из них была больше (а потолки находились на высоте 3 и более метра), но вот только эти здания не строились столь массово. Плюс ко всему дома «брежневских» серий строились с учетом местной розы ветров и обладали соответствующей ветрозащитой, что делало придомовую территорию достаточно комфортной для использования, особенно в периоды зимних метелей.

Однако, говоря о «брежневках», всегда следует помнить о том, что, во-первых, «все есть яд и все есть лекарство, тем и другим делает только доза», и, во-вторых, каждая медаль имеет обратную сторону. Поговорим об этом более подробно.

Такие преимущества многоэтажек подобного типа, как те же лифт и мусоропровод, одновременно являются (при определенном стечении обстоятельств — авт.) и их «ахиллесовой пятой».

Что касается первого, то тут все яснее ясного. Главный недостаток подъемников в подавляющем большинстве «брежневок» состоит в том, что эти технические устройства, установленные еще при советской власти, давно выработали (причем неоднократно — авт.) свой ресурс. А деньги на их замену, как того требуют техника безопасности и здравый смысл, находятся далеко не у всякой УК или ТСЖ по причине высокой стоимости современных подъемных устройств и работ по их инсталляции. С определенными усилиями (за редким исключением) поддерживаемые в рабочем состоянии лифты советских времен морально устарели. И рассказывать о том, какие надписи, рисунки и специфические запахи сопровождают жильцов и гостей «брежневок» при подъеме на нужный этаж, особого смысла нет, поскольку об этом знает практически каждый россиянин.

Такая безусловно полезная и удобная опция «брежневки», как мусоропровод, частенько поворачивается к потребителю отнюдь не лицом. Это на Западе или в развитых странах Востока жильцы сознательно сортируют мусор и складируют его по отдельным контейнерам. В России же бытовые отходы любых габаритов предпочитают не тащить хотя бы до ближайшей мусорной площадки, а запихивать именно в мусоропровод. В результате он часто засоряется, а такие «заторы» явно не способствуют общей санитарии в подъезде. А значит, время от времени жильцам «брежневок» приходится отражать нашествия тараканов и мышей.

Еще один мусоропроводный «минус» кроется в конструктивных особенностях здания. Парадную дверь и вход в мусоросборник в большинстве домов подобного типа разделяет всего лишь полтора-два метра. И в случае, если сотрудники УК или ДЭЗа промедлит с вывозом отходов хотя бы на день (или «в едином порыве» уйдут отмечать очередные государственные праздники, совпадающие с выходными), соответствующее амбре у подъезда гарантировано встретит каждого входящего и выходящего.

Третий неявный (но от этого не менее ощутимый) недостаток «брежневок» поджидает собственников в подъездах. Да, в большинстве 9-этажных версий две квартиры на каждой лестничной клетке можно было отделить отдельным тамбуром, чем не преминуло воспользоваться большинство жителей, городя оные из различных подручных средств. А в 12- и 14-этажных «свечках» имелись длинные коридоры. И то, и другое активно использовалось и используется нанимателями и собственниками в качестве бесплатного хозблока, где в шкафах различной конфигурации и навесных полках складируются редко используемые вещи. Но то, что происходит за дверями самодельных тамбуров или в дальнем конце коридора, а тем паче — на полуосвещенных лестничных клетках, мало кого волнует. Если жильцы одного подъезда «хрущебы» как правило, знают все обо всех, то «брежневки» волей-неволей делают человека приверженцем философии «моя хата с краю — ничего не знаю». Таким образом фактический карт-бланш на освоение внутриподъездной территории получают маргиналы и полукриминальные элементы всех мастей, от тихих бомжей до буйных алкоголиков и наркоманов. А это превращает заботы о чистоте и безопасности в подъезде (где может проживать несколько сотен человек) в очень нелегкое и порой небезопасное занятие, особенно когда лифты выходят из строя.

Ветрозащита «брежневок» — такая же палка о двух концах. Стремление инженеров того времени ориентироваться на метеоусловия приводило к появлению настоящих домов-монстров. В городах России имеется немало впечатляющих примеров: взять хотя бы знаменитый челябинский «пентагон» или высотку в Набережных Челнах длиной в два перегона общественного транспорта. Такие архитектурно-планировочные решения неудобны минимум по двум причинам. Во-первых, очень часто нумерация таких домов с дополнительными литерами и дробями весьма запутана и найти нужный адрес человеку, не знакомому с особенностями конкретно взятого дома, довольно проблематично. Во-вторых (и данная проблема в настоящее время — более актуальная и насущная) это превращает прилегающую территорию домов брежневской эпохи с газонами и детскими площадками в хаотичную и внушительную автостоянку, где любое невыверенное телодвижение водителя может привести не только к порче машины, но и к массовым разбирательствам с применением кулачной силы.

Конечно, все описанные выше проблемы при достаточной доле изобретательности и напористости все же решаются. Можно организовать ТСЖ из наиболее активных жильцов (при условии, что 14-этажная «свечка» может содержать более тысячи квартир, таковые наверняка найдутся) и своевременно контролировать состояние подъездов и техсредств в них. Можно персонально напоминать управляющей компании о необходимости своевременной уборки. Можно обратиться в местную управу и организовать полноценную парковку в удобном для всех месте. Но насколько готова собственная нервная система к борьбе с отечественным бюрократическим аппаратом, а кошелек — к дополнительным (и часто немалым) тратам на благоустройство? Определять это каждому собственнику, учитывая приличную стоимость таких квартир на вторичном рынке, придется самостоятельно.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня