Недвижимость

Легкое метро: скоро в Подмосковье

Как строительство метро скажется на ценах на жилье?

  
46866
Легкое метро: скоро в Подмосковье

Транспортная ситуация на подмосковных шоссе сложная. Пробки в час пик увеличивают в разы время в пути в центр столицы и обратно. И власти уже давно прорабатывают проект так называемого легкого метро, чтобы разгрузить трассы и создать альтернативный вид транспорта. Как повлияет появление наземного метро в Московской области на дорожную ситуацию трасс и на цены на жилье рассказали эксперты рынка недвижимости.

Проект метро

Проект так называемого легкого метро прорабатывается уже несколько лет. По словам партнера Provereno.Ru Александра Пыпина, впервые о нем заговорили с подачи компании «Домодедово Транс Девелопмент», которая представила в 2011 году вариант трассы скоростного трамвая от Внуково до Раменского («Южная Хорда»). «Сейчас проект при участии Правительства области трансформировался и стал более масштабным, охватывает всю область. Планируется провести линию рельсового транспорта через основные зоны текущего и планируемого расселения преимущественно на удалении 10−40 километров от МКАД», — отметил эксперт.

Планируется, что к 2025 году на территории Московской области будет возведено 48 станций наземного метро, которое соединит около 10 крупнейших городов Подмосковья. Конечные станции будут расположены в Крюково, Шереметьевском, Пушкино, Железнодорожном и Балашихе, Люберцах, Домодедово, Подольске, Одинцово и Нахабино. Линии метро пройдут через все крупные города ближнего Подмосковья — Химки, Мытищи, Реутов, Видное, Красногорск и другие. По словам губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, работы по созданию легкого метро будут стоить около 240 миллиардов рублей. Средства на реализацию проекта выделят из федерального и областного бюджета, бюджета РЖД и других источников.

По долгосрочному плану в первую очередь (к 2018−2020 году) в области построят южную линию по маршруту Подольск — Домодедово — аэропорт «Домодедово» — Раменское. Далее — восточную хордовую линию по маршруту Раменское — аэродром «Раменское» — Жуковский — Томилино — Люберцы — Железнодорожный — Балашиха. Следующая хорда — это северная линия, которая пройдет по маршруту Мытищи — Королев — Юбилейный — Пушкино — Ивантеевка — Фрязино — Щелково — Балашиха. И четвертая очередь — западная хордовая линия, проходящая по маршруту Мытищи — Долгопрудный — аэропорт «Шереметьево» — Химки — Путилково — Красногорск — Одинцово — аэропорт «Внуково» — Остафьево — Щербинка — Подольск. Планируется, что окончательное решение по проекту примут до 2015 года.

Как рассказал руководитель офиса «Новослободское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Алексей Сенчук, это не совсем метро в нашем понимании — это что-то среднее между электричкой и подземной транспортной сетью. «До конца не отброшена идея европейского варианта, например, как в Мюнхене, где на всю транспортную сеть (под разные виды транспорта) проложены одни рельсы. Все эти поезда (трамваи, поезда метро) пересекаются в определенных точках. На одном из транспортных узлов можно пересесть с поезда на трамвай и отправиться по его наземному маршруту. У нас нельзя реализовать эту идею в полной мере, но на каких-то отдаленных ветках вполне можно организовать подобные узлы.

Например, как на Бульваре им. Донского, где можно сделать переход на станцию легкого метро. Вопросы пересадочных узлов тоже еще обсуждаются. География под развитие нового вида транспорта расширяется, а значит, это станет новым импульсом к еще более интенсивному строительству жилья. Что касается инвестирования, то концепцией предусматривается участие частных инвесторов. Как в случае с Монорельсом, когда в проект привлекались частные капиталы помимо федеральных. Именно поэтому процесс реализации растянулся во времени, да и проезд в результате стал довольно дорогим", — отметил эксперт.

По его словам, в отношении легкого метро этот вопрос стоит довольно остро, как и в случае со строительством некоторых платных шоссе — частные средства могут быть задействованы не на строительство непосредственно трасс, а на какие-то сопутствующие инфраструктурные комплексы. Поскольку концепция еще не утверждена, сложно сказать, наперед, к какому решению придут власти. Но конечно, такой масштабный проект довольно сложно реализовать исключительно в рамках государственного бюджета.

Разгрузятся ли трассы?

О том разгрузятся ли трассы с появлением легкого метро, мнения экспертов разошлись. По словам Александра Пыпина, реализация проекта позволит разгрузить радиальные трассы, так как из одного места области в другое можно будет попасть, минуя транспортную систему Москвы. Доля легкого метро в объеме перевозок будет высокой, если и дальше застройка и заселение области продолжится текущими темпами, и территория интенсивной застройки будет постепенно удаляться из зоны 0−10 км от МКАД в зону 10−40 километров от МКАД, где в основном и пройдет новое рельсовое кольцо, отметил эксперт.

С ним согласен и Алексей Сенчук. «Те же маршрутки и другой общественный транспорт станут не единственной альтернативой автомобилю. Люди будут иметь возможность воспользоваться легким метро, чтобы гарантировано и в нужное время добраться до нужной точки. Кроме того, поток людей по основным трассам можно условно разделить на тех, кто едет в сектор многоэтажных новостроек в ближнем Подмосковье (а они очень плотно, целыми микрорайонами шагают в область), и тех, кто едет дальше. Точнее, сейчас — это единый поток, который может разредить легкое метро. Логично предположить, что в развитии транспортных пересадочных узлов на конечных станциях власти последуют дальше», — отметил он.

По его совам, например, если такая ветка будет проложена до Мытищ, то и там будет организован транспортно-пересадочный узел и люди, добравшись до города-спутника, смогут пересесть снова на другой вид транспорта и продолжить свой маршрут дальше. Уже сейчас такую тенденцию можно проследить на примере электричек. Так многие используют скоростные поезда, добираясь на них до промежуточной точки своего маршрута, чтобы сократить время в пути, пересаживаются и продолжают путь на других поездах, автобусах, маршрутках. Для многих людей, живущих за городом и ежедневно ездящих на работу — такой путь будет легче и удобнее, чем пребывание в пробках (которые ими же и создаются).

А вот, по мнению Анны Соколовой, директора департамента аналитики и консалтинга компании «Метриум Групп», вряд ли создание легкого метро значительно разгрузит вылетные магистрали. «Хотя наземное метро и станет важной составляющей транспортной системы области. По прогнозам Министерства транспорта МО, в результате реализации проекта пригородный пассажиропоток увеличится на 38%. В большинстве случаев те люди, которые однажды пересели на личные автомобили, уже не возвращаются к общественному транспорту. А другие жители Подмосковья, которые имеют машины, но предпочитают не связываться с пробками, уже давно пользуются электричками — отсюда и вечная загруженность пригородных электропоездов. Так что создание легкого наземного метро, скорее, разгрузит электрички, а не дороги», — пояснила она.

По ее словам, на загруженность большинства трасс, соединяющих Москву с областью, в большей степени повлияет их реконструкция. Ожидается, что ее проведут в ближайшие пять лет. Причем ремонтные работы многих трасс будут вестись не только в Подмосковье, но и в границах МКАД, что может значительно улучшить транспортную доступность городов.

Где увеличится стоимость жилья?

Улучшение транспортной доступности города повышает его привлекательность, как для покупателей, так и для застройщиков. В населенных пунктах, где планируется открытие подземного метро или другого скоростного общественного транспорта, как правило, сразу увеличивается объем строительства жилья, покупательский спрос, что в свою очередь сказывается и на ценах. «Проведение подземного метро дает прирост на уровне примерно 20%, легкого — около 10−15%. При этом скоростной наземный транспорт все-таки в меньшей степени влияет на ценовую динамику. И максимальную наценку (10−15%), скорее всего, получат города, в которых сейчас наблюдается тяжелая транспортная ситуация — Балашиха, Щелково. В остальных городах, за исключением Реутова и Мытищ, повышение цен на жилье будет менее значительно. В Реутове уже есть подземное метро, поэтому здесь основной рост цен уже произошел. В Мытищах сейчас активно прорабатывается вопрос строительства станции „подземки“ за счет инвесторов. Если линия столичного метрополитена все-таки будет проведена в город, то вряд ли скоростной пассажирский транспорт окажет существенное влияние на ценовую динамику — стоимость жилья и так вырастет за счет подземного метро, как в Реутове», — рассказала Анна Соколова.

По словам Александра Пыпина, учитывая, что в первую очередь будет строиться ветка от Подольска до Раменского, именно здесь в обозримой перспективе (2020 год) новый вид транспорта будет способствовать росту цен на землю и жилье. При этом, там где при строительстве веток легкого метро не будут соблюдены требования по шумозащите и благоустройству, не будут обустроены необходимые переезды и пешеходные переходы, стоимость жилой недвижимости может снизиться.

Тем временем Алексей Сенчук прогнозирует, что рост цен в связи с улучшением транспортной ситуации должен произойти на Юго-Западном направлении (от Москвы до Рассказовки), Западном (Одинцово-Внуково-Лесной Городок) и Северо-Западном (от Митино до Зеленограда).

Фото: ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня