Недвижимость

На что смотрят в первую очередь при покупке жилья

Покупателей сейчас мало интересует отделка квартиры, они оценивают ее по другим параметрам

  
7953
На что смотрят в первую очередь при покупке жилья

Как изменились предпочтения покупателей на столичном рынке вторичного жилья с течением времени? Какие вопросы волнуют в первую очередь людей в провинции? Об этом рассказывают «СП» московские риелторы.

Смена приоритетов

Пару десятков лет назад, на самой заре появления в России рынка недвижимости как такового, граждане не задавали никаких лишних вопросов, говорят риелторы. В те времена, когда находящиеся в свободной продаже объекты можно было пересчитать едва ли не по пальцам, сам факт приобретения хоть какого-нибудь жилья уже рассматривался как факт необыкновенного везения, поэтому особого значения потребительским характеристикам не придавалось. Однако сейчас даже в сегментах бюджетного жилья эконом- и комфорт-класса продать жилье непросто из-за возросших требований будущих владельцев.

Так, крайне принципиальный еще каких-то 12−15 лет назад вопрос о наличии в квартире стационарного телефона к настоящему времени фактически полностью утратил свою актуальность. По словам специалистов, раньше он был третьим по популярности и задавался сразу после «в каком районе дом» и «сколько стоит квартира». Если городского телефона не было, вспоминает Михаил Куликов из «ИНКОМ-Недвижимости», то приходилось скидывать с первоначальной цены сумму от 1 до 5 тысяч долларов, иначе покупать не соглашались. Но в период где-то между 2000 и 2003 годами, когда мобильная связь стала общедоступной, наличие или отсутствие телефонной точки больше не волнует умы и сердца покупателей.

Вместо этого, обращают внимание столичные эксперты, вакантное место в тройке лидеров занимает вопрос о наличии или отсутствии возле дома машиноместа или крытого паркинга. Причем 5 или 6 лет назад, констатируют они, его вообще не возникало в процессе подготовки сделки. Но теперь, когда количество легковых автомобилей в городе явно зашкаливает, а незанятого строениями пространства остается все меньше и меньше, проблема размещения собственного «железного коня» становится все актуальней.

Также практически полностью «вышел из обращения» и вопрос о формате санузла, часто раздававшийся из уст потенциальных покупателей на стыке веков. «Интерес к состоянию туалетов и ванн в то время был вполне понятен, — комментируют риэлторы. — После бараков и „хрущевок“, в которых по утрам и вечерам приходилось едва ли не стоять в очереди, чтобы решить все гигиенические проблемы, люди всеми силами стремились избежать этого». Сейчас же на столичной «вторичке» представлено большое количество объектов, имеющих по 2 или 3 санузла, а старые дома с тесными совместными туалетами «выбывают с поля» по причине довольно активного демонтажа.

Вместе с тем все чаще, подчеркивают московские специалисты, первым вопросом потенциального покупателя бывшего в употреблении жилья является не сакраментальное «сколько стоит», а вполне рациональное «в каком состоянии инженерная инфраструктура». Впервые такая тенденция наметилась примерно в середине «нулевых», когда на «вторичку» вышли квартиры в домах, чей возраст не превышал 10−15 лет.

До этого в сознании граждан в качестве эталонного образца качественного дома прочно сидел образ «сталинки». Но в сравнении с ними относительно новые монолитно-кирпичные жилые здания заметно выигрывали именно по критерию работоспособности инженерной инфраструктуры. Именно из-за того, что в сталинских домах с течением времени все основные коммуникации — водопровод, канализация, электропроводка — морально устарели и уже не отвечают современным представлениям о комфорте, монолитная «вторичка» торгуется на столичном рынке примерно на 21−22% дороже.

Но если о городском телефоне и санузле покупатели все же спрашивают хоть с какой-то периодичностью, то вопрос о качестве отделки вторичного жилья для москвичей не актуален. Его наличием интересуется, по информации представителей холдинга «МИЭЛЬ», едва ли четыре человека из каждой сотни будущих собственников.

А вот интерес покупателей к экологической обстановке в районе возможного проживания возрастает все активнее. Если в начале 2000 года состояние природы москвичей не интересовало, то, по данным представителей «НДВ-Недвижимости», в прошлом году разговор о сделке покупатели начинали именно с выяснения этого параметра в каждом семнадцатом случае из ста. По состоянию же на сентябрь 2014 года, говорят многие независимые риелторы, вопрос о наличии в непосредственной близости от квартиры рекреационных зон и мест активного или пассивного отдыха занимает четвертое место по популярности у потенциальных покупателей. Кстати, если выясняется, что интересующие клиентов объекты действительно располагаются неподалеку, то они, замечают риелторы столицы, готовы «накинуть сверху» до 15% от первоначальной стоимости вторичного лота.

А что провинция?

Между тем если в «продвинутой» златоглавой слегка избалованные благами цивилизации жители могут позволить себе интересоваться чем-то иным, то в других городах и весях России ситуация остается прежней. И первым вопросом потребителя к агенту является как раз-таки классическое «сколько стоит». Потом возможны варианты.

Так, в Челябинске, говорит местный риелтор Михаил Истомин, сразу после уточнения стоимости покупатели уточняют, насколько далеко от квартиры находятся школа, детский сад, поликлиника и продуктовые магазины (причем именно в такой последовательности).

А, например, в Омске, по словам риэлтора Нины Карпенко, будущие собственники активно интересуются степенью физического износа здания и наличием в квартире балкона. Но первостепенно важным для большинства омичей вопросом, считает Наталья Витковская, представитель агентства «Квартал+», является как раз состояние объекта и наличие ремонта. «Чаще всего в первую голову меня спрашивают — а можно ли в квартиру сразу заехать и жить», — констатирует агент. И это, подчеркивают местные специалисты, является главным трендом на рынке недвижимости Омска вот уже много лет.

Нестареющие ценности

И все же как бы ни менялись приоритеты покупателей «вторички», и столичные, и региональные игроки рынка недвижимости отмечают, что некоторые нюансы, являющиеся немаловажными для определенных возрастных групп покупателей, были, есть и будут актуальны в любое время.

Как правило, молодые семьи всегда подробно расспрашивают о транспортной доступности квартиры и общим состоянием подъезда. А вот люди, перешагнувшие определенный возрастной рубеж и имеющие семейный статус бабушек и дедушек, как раз не проявляют интереса к этим факторам. Для них гораздо важнее общее состояние квартиры, а также сведения о социальной активности и благосостоянии соседей.

И только молодые люди, не связавшие себя узами брака, задают меньше всего вопросов риелторам. Главным для такой категории людей, подчеркивают агенты по недвижимости, является сам факт приобретения отдельного угла.

Фото: Виталий Аньков/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня