Бегство на Родину

Помощь беженцам с Украины должна перерасти в полноценную репатриационную программу

  
2884
Бегство на Родину

Несколько дней назад была упрощена процедура выдачи документов нашим соотечественникам, приехавшим из Украины и получившим убежище в России. Свидетельство теперь оформляется не 60 суток, а 15. При отсутствии у беженцев документов об образовании и профподготовке должны проводиться собеседования для уточнения профессиональных навыков и квалификации заявителей.

На мой взгляд, это является поводом к тому, чтобы пересмотреть действующую программу по содействию добровольному переселению граждан, признанных соотечественниками. Приняв её в 2006 году, правительство немотивированно возложило на неё слишком большие надежды. Первоначально замышлялось о переселении по 300 тысяч человек в год, но до 2014 года в Россию приехало около 154 тысяч.

В 2013 году был пересмотрен объем подъемных для переселенцев в сторону увеличения — до 240 тысяч на заявителя и до 120 тысяч на каждого члена семьи. Также были выделены территории «приоритетного заселения», где соотечественникам полагается больше государственной поддержки — это такие регионы, как Забайкальский, Камчатский, Приморский края, Амурская, Иркутская, Сахалинская, Магаданская области, а также республика Бурятия и Еврейская автономная область. Те, кто признается соотечественником, получают следующие льготы: компенсация средств, потраченных на переезд; компенсация оплаты пошлины за документы, подтверждающие статус переселенца; пособие по безработице в течение 6 месяцев для тех, кто не получил гражданства и живет на территориях «приоритетного заселения»; собственно, сами единовременные подъемные. По сути это всё. Затраты на финансирование программы уменьшаются год от года, в 2009 году на её реализацию было выделено лишь 1,8 млрд. рублей субсидий. В 48 субъектах РФ также действуют региональные программы по переселению, согласуемые с федеральным правительством, но их обеспечение также весьма скудно.

А как работают подобные программы в других странах?

В Германии с 1953 года действует «Закон о делах перемещенных лиц и беженцев», под который попадают «лица немецкой национальности и немецкие граждане» (Aussiedler). Если кратко, то этим законом могут воспользоваться те, кто является по национальности немцем «в той мере, в какой это заявление подтверждается определенными признаками, как то происхождение, язык, воспитание и культура», и попадает под параграф «поздний переселенец» — то есть лица «немецкой национальности», покинувшие после 31 декабря 1992 года республики бывшего СССР и в течение 6 месяцев прибывшие на постоянное место жительства на территорию ФРГ.

Они получают массу льгот: единовременную материальную помощь от правительства ФРГ; ссуду на обустройство; компенсацию издержек при переселении; социальное страхование и пособия по болезни; предоставление льготных кредитов на условиях пониженных процентных ставок за кредит, увеличение срока выплаты кредита, с передачей обязанностей по обеспечению кредита федеральному бюджету. При распределении муниципальных заказов «поздним переселенцам» отдается предпочтение. Плюс денежные компенсации за пребывание в местах лишения свободы для родившихся до 1953 г. Ну, и самое главное. После того, как становится доказанным сам факт того, что вы — немец, вам автоматически дают гражданство ФРГ, не требуя отказа от гражданства страны выселения. Возможностью возвратиться на этническую родину за время действия программы воспользовались 4,5 млн. немцев. Ну как вам?

Подобная программа существует в Израиле, нося название «О возвращении». Там, правда, принятию существующего ныне варианта предшествовали длившиеся 20 лет ожесточенные дискуссии в Кнессете, закончившиеся принятием следующего определения еврея: это тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм. Лицо, доказавшее свою принадлежность еврейскому народу, получает гражданство этой страны, для чего даже не требуется возвращения в «материнское» государство.

Участники программы получают следующие льготы: освобождение от налога на любые доходы, получаемые за пределами Израиля сроком на десять лет с момента прибытия в страну; освобождение от налога на пенсионные накопления на 10 лет; льготные единицы для подоходного налога; освобождены от уплаты налога на прибыль с валютных сбережений в течение 20 лет; освобождение от налогов управляемой репатриантом зарубежной кампании. Также переселенцам гарантируется многоразовые денежные выплаты — так называемая «корзина абсорбции». Во время действия этой программы в Израиль переселилось со всего мира около 3 млн. евреев.

Своя репатриационная программа есть и у Латвии. Чтобы стать участником программы, нужно доказать, что один из родителей является или являлся латышом. Правительство оплачивает переселенцам дорожные расходы, расходы на приобретение жилой площади, пособия репатриантам, не обеспеченным работой, расходы на обучение или переквалификацию репатриантов в случае безработицы.

При этом в ряде таких государств как Финляндия, Болгария, Литва, Ирландия, Венгрия, Польша, Хорватия существуют пункты в законах о гражданстве и/или статьях Конституции, предоставляющие репатриантам-соотечественникам приоритетное право на получение гражданства и вида на жительство.

К сожалению, в российском федеральном законе, посвященном содействию по переселению соотечественников, самое центральное понятие размыто. Если утверждается, что соотечественниками являются «выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации», то пенять на неэффективность государственной программы остается только тем, кто её принимал.

Праву этнических русских, проживающих за границей РФ, на переселение, должен отдаваться приоритет, как, впрочем, и другим народам России, при условии, что она является их этнической родиной, и они не обладают государственностью за пределами нашей страны. Таким образом, будет поставлен барьер перед псевдосоотечественниками. Если использовать хотя бы немецкую модель репатриации, то можно создать более работающий механизм, чем тот, который существует сейчас.

Ввиду острой необходимости защищать соотечественников за рубежом, могут приниматься не только репатриационные меры, но и укрепление связей между Россией и русскими, проживающими в иных государствах. Для этого неплохо было бы иметь собственный вариант «Карты русского», аналогичный «Карте поляка». Такой документ, получаемый по тем же критериям, что и статус соотечественника, но более легкий в приобретении, позволил бы русским приобретать многократную визу для посещения РФ, легально работать на её территории без специального разрешения на работу, поступать на бюджетные отделения в вузах наравне с гражданами России. На общих с гражданами РФ основаниях участвовать в предпринимательской деятельности и платить те же налоги, и многое другое.

Подведем некоторые итоги. Политика государства по отношению к тем лицам за рубежом, кого необходимо считать «своими», должна быть оптимизирована.

Усилия следует сконцентрировать на следующих направлениях: на репатриационном, на обеспечении прав членов русских общин, на их защите. В случае военных конфликтов и угроз стабильному существованию этих общин должна быть осуществлена дипломатическая и гуманитарная помощь на государственном уровне.

Государство должно открыто взять на себя функцию защитника людей своей национальной общности.

Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня