Общество

Москва теряет белоруссов и узбеков

Ислам Каримов присоединился к Александру Лукашенко, чтобы сделать козу Дмитрию Медведеву

  
14

Как уже сообщала «СП», заседание Совета ОДКБ 14 июня прошло со скандалом из-за отказа участвовать в нем президента Беларуси Александра Лукашенко. Не стал подписывать документы встречи на высшем уровне и президент Узбекистана Ислам Каримов. Таким образом, только пять из семи руководителей стран, входящих в ОДКБ, согласились с принципами создания Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

Кроме Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности на заседании рассматривались и другие важные вопросы: «Об изменении структуры и о дополнительных функциях Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности», «Об основных принципах создания системы скрытого управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности», «Об Основных направлениях действий государств — членов ОДКБ по формированию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации на период до 2012 года», «О Плане действий государств — членов ОДКБ по формированию коллективной системы противодействия незаконной миграции граждан третьих стран на период до 2012 года», «О ходе выполнения мероприятий Плана коалиционного военного строительства Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и др.


На итоговой пресс-конференции президент России Дмитрий Медведев так оценил встречу на высшем уровне:

«То, что мы сегодня сделали, подписав Соглашение о КСОР, это как раз шаг к тому, чтобы создать именно такие силы, с которыми будут считаться и которые реально смогут отражать самые разные угрозы. Я говорил в прошлый раз практически с этого же самого места о том, что прежние силы оперативного развертывания, быстрого развёртывания, они хоть и были созданы, но ни разу ничего не сделали и ни разу не собирались. Поэтому их эффективность соответствующая.

Для того чтобы эти силы встали «на крыло», что называется, они должны быть быстрыми, и они должны быть укомплектованы всем необходимым. Но самое главное, должны проходить учения, должны проходить совместные операции. Только таким образом может быть создана действующая серьёзная группировка, с которой, ещё раз повторю, будут считаться. Только таким образом можно отработать войсковые навыки и навыки спецподразделений, для того чтобы решать очень сложные задачи, с которыми сталкиваются все наши государства и отдельные государства при решении тех или иных задач".


К сожалению, пока все это остается только благими пожеланиями в связи с белорусской и узбекской проблемами, возникшими на встрече в Москве. Беларусь отшатнулась о ОДКБ в результате «молочной войны», как будто специально начавшейся за неделю до саммита. А что же случилось с Узбекистаном?

Проблема возникла еще на февральском саммите, где у Ислама Каримова появилось особое мнение по поводу КСОР. Он высказался против участия Узбекистана в структурах Коллективных сил. Причем не только армейских подразделений, но и спецслужб — нацбезопасности, МВД, МЧС. Во второй половине мая генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа ездил в Ташкент с попыткой снять проблему. Но узбекский лидер не принял российского генерала. Судя по статьям в узбекских СМИ, у Ташкента имеется несколько принципиальных требований. Во-первых, он настаивает, чтобы решения о применении Коллективных сил принимались на основе консенсуса, а не простым большинством голосов стран ОДКБ. Во-вторых, требует, чтобы подразделения КСОР не отправлялись в другие государства, если это противоречит национальному законодательству. В-третьих, требует запрета на участие подразделений КСОР в разрешении конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ. В-четвертых, он считает, что соглашение о КСОР должно вступить в силу не сразу после подписания, а лишь после ратификации всеми странами-участницами.

Есть и чисто военные проблемы между некоторыми участниками ОДКБ. Узбекистан на границе с Киргизией начал обустраивать полноценную госграницу с бастионами и траншеями глубиной и шириной три метра. Предполагается, что траншеи будут прокопаны по всей границе с Киргизией, проходящей по Андижанской области. По утверждению киргизских пограничников, строительство началось без согласования с ними.

Российское руководство постаралось сделать вид, что ничего серьезного на встрече в Москве не произошло. «В конце концов, и другие силы подобного рода создавались не за один день и не сразу — у них возникали не все участники одномоментно, — заметил на пресс-конференции Дмитрий Медведев. — Мы готовы к тому, чтобы наши партнеры, которые эти документы пока не подписали, в конечном счете, подумав и оценив эту ситуацию, вышли на их подписание».

Однако белорусская сторона не разделила этого оптимизма. «Это попытка игнорировать не только принципиальную позицию государства — члена ОДКБ, но и игнорировать основополагающее правило Организации: правило консенсуса при принятии решений, гарантирующее на практике неукоснительный учет мнения всех без исключения членов Организации в столь важном деле, как безопасность», — выразил позицию Беларуси пресс-секретарь МИДа БР Андрей Попов.

Официальный Ташкент пока не озвучил своей оценки московской встречи. Но государственный телеканал «Узбекистан», сообщая о подписании на саммите в Кремле документа КСОР, отметил что республика «имеет твёрдую позицию по ряду принципиальных вопросов».


Из досье «СП»:

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года. Он вступил в силу 20 апреля 1994 года и был рассчитан на 5 лет, при этом допускалось продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В том же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную структуру — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года. 16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о восстановлении членства Узбекистана в ОДКБ.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня