Общество

В небе и на земле со спокойным сердцем

Сотрудники «Аэрофлота» заключили новый коллективный договор с компанией

  
115
В небе и на земле со спокойным сердцем

Жизнь, безопасность, комфорт, доступность, широкий набор услуг и возможностей — за все это отвечает крупнейший авиаперевозчик страны «Аэрофлот». А точнее, его сотрудники, которые на днях получили высокую оценку своего труда в виде нового коллективного договора, подтвердившего их приоритетную ценность для компании. Благодаря активной позиции профсоюзов на ближайшие три года работники компании станут одними из самых защищенных наемных работников страны.

«Аэрофлот» заслуженно считается одним из наиболее социально ответственных и привлекательных работодателей не только в отрасли, но и в российской экономике в целом. Зарплаты в секторе авиаперевозок традиционно весьма достойные, и «Аэрофлот» выделяется здесь в лучшую сторону как внутри страны, так и на фоне зарубежных конкурентов. С тех пор, как иностранные граждане получили возможность работать пилотами в нашей стране, ведущий российский авиаперевозчик получил свыше 800 резюме иностранных пилотов. И это совершенно неудивительно, стоит лишь вчитаться в новый коллективный договор, который, начиная с 2005 года, не просто поддерживает и сохраняет ранее достигнутый уровень материального обеспечения и социальной поддержки, но и постоянно повышает его.

Так, все сотрудники компании могут среди прочего рассчитывать на дополнительный оплачиваемый отпуск, медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение, участие в программе негосударственного пенсионного обеспечения, служебный автотранспорт, льготные авиабилеты, компенсацию расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях и многое другое, о чем, скажем честно, большинству российских работников приходится только мечтать.

Что уж говорить о самых ценных высококвалифицированных кадрах — летном составе. Их отпуск достигает 70 дней (к слову, пилоты иностранных компаний отдыхают как обычные граждане — 28 дней), иногородние пилоты обеспечиваются служебным жильем, многие льготы распространяются и на членов семей, а их будущее обеспечено даже после ухода на пенсию (благодаря специальному пенсионному плану «Золотой якорь»), или в связи с проблемами со здоровьем (в этом случае выплачивается компенсация до 100% среднегодового заработка).

«У нас летчики — одна из самых высокооплачиваемых категорий работников в стране. Командир воздушного судна получает заработную плату, сопоставимую с зарплатой вице-президентов банков и госкомпаний, — подтверждает эксперт, директор компании „Инфомост“ Борис Рыбак. — Они ведут хорошую жизнь, у них длинный отпуск, хорошие зарплаты, но мы им доверяем свою жизнь, так что это вполне оправданно. Никто в „Аэрофлоте“ экономить на летчиках и экипажах не собирается, они сами свои права хорошо отстаивают, и администрация трезво оценивает ситуацию».

Действительно, около 70% расходов по коллективному договору (а всего он обойдется «Аэрофлоту» в 3 млрд рублей ежегодно) приходится на обеспечение льгот и привилегий летному составу — ключевой категории работников авиакомпании. Тем удивительней, что именно некоторые члены летного состава организовали один из самых агрессивных и проблемных профсоюзов в компании.

Понятно, что заключение столько привлекательного и выгодного для сотрудников коллективного договора — большая победа профсоюзного движения. Но не все из восьми профсоюзов «Аэрофлота» трудились над ней одинаково. Шереметьевский профсоюз летного состава, например, вообще кажется был создан лишь с одной целью — улучшить свое личное материальное состояние за счет отчислений из фонда оплаты труда, которые компания делает в пользу всех существующих профобъединений. Серьёзной продуктивной работы за ШПЛС замечено не было — не считать же за таковую постоянные бессмысленные придирки к колдоговору и требования внести в обязанности компании проверку высоты потолков в гостиницах для отдыха летного состава. Необходимо отметить, что неукоснительным правилом в компании является заселение экипажей в гостиницы классом не ниже трех звезд, где сложно представить потолки по полтора метра, и тем не менее ШПЛС выдвигал свои заведомо абсурдные требования. Итогом всех усилий «шереметьевцев» стало… уголовное дело против лидеров объединения по версии следствия в связи с вымогательством взятки. Считается, что они вымогали деньги у руководства за благополучное решение вопроса о перерасчете зарплат летчиков и прекращение массовых акций протеста пилотов.

Подписанный на днях коллективный договор содержит все необходимые требования — как материального, так и нематериального характера. Как уже отмечалось, их соблюдение обойдется компании в заоблачную сумму, но когда речь идет о ключевом ресурсе — людях, экономить на них никто в «Аэрофлоте» не собирается.

«О сотрудниках надо заботиться в любое время — и в хорошее, и в не очень. Когда не очень — особенно, — уверен главный редактор портала AVIA RU Network, эксперт комитета по транспорту Государственной Думы Роман Гусаров. — Понятное дело, идет экономический спад, ситуация ухудшается, усложняется для компании в целом. Конечно, лучше оказать поддержку сотрудникам в виде социальных льгот. В такой период важность этих социальных льгот особенно возрастает».

Растет и ответственность, а вместе с ней и качество работы профсоюзов. При этом на момент заключения первого подобного соглашения, компании приходилось договариваться с Первичной профсоюзной организацией (ППО) авиаработников «Аэрофлота», которая на тот момент объединяла более 50% от общего числа работников предприятия. Сейчас каждый сотрудник может присоединиться к любому из восьми действующих объединений. «Вокруг «Аэрофлота» несколько профсоюзов, — знает Роман Гусаров. — Каждый профсоюз претендует на лидерство и считает, что именно с ним должны подписывать коллективный договор. Хотя ни один из этих профсоюзов, скажем так, не представляет широкий класс работников «Аэрофлота».

Для заключения коллективного договора профсоюзам потребовалось приложить совместные усилия, ведь уже сейчас ни один из них не имеет подавляющего преимущества, а именно не объединяет более половины общей численности персонала, что требуется по законодательству для проведения переговоров с компанией. Поэтому уже новый договор от лица трудового коллектива подписывал Единый представительный орган работников «Аэрофлота».

И хотя некоторые амбициозные профсоюзные активисты называли своих коллег «карманным профсоюзом» администрации, было бы наивно полагать, что они без серьёзных усилий смогли бы добиться столь заметных и обременительных для компании социальных обязательств.

В период непростой экономической ситуации в стране, когда целые отрасли страдают от экономических санкций, валютный курс нестабилен, а традиционный партнер авиаторов — турбизнес — вообще коллапсирует, новый договор обеспечит стабильное положение 18 тысячам сотрудников и их семей, и станет залогом будущего успешного развития компании в целом.

Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня