Общество

Российскую гордость — ПАК-ФА, наконец-то, подготовили к взлету

Отечественный истребитель пятого поколения готовится к испытаниям и обещает стать покруче американского аналога — F-35

  
15

17 июня из министерства обороны пришла добрая весть. На совещании по гособоронзаказу заместитель министра обороны по вооружению Владимир Поповкин объявил о том, что российский истребитель пятого поколения практически готов и в декабре начнутся его летные испытания.

— Мы уже получили от промышленности в этом году 8 Су-27, 12 МиГ-29, 3 стратегические ракеты, 20 танков… А всего за шесть месяцев текущего года в оборонку было направлено 200 миллиардов рублей, — сказал он.

По словам заместителя министра, на сегодняшний момент уже практически завершено изготовление ракетного полка с межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», продолжаются работы по испытанию перспективных ракетных комплексов стратегического назначения, проходит швартовые испытания атомный ракетный крейсер с баллистическими ракетами «Юрий Долгорукий», завершается изготовление берегового ракетного комплекса «Бастион» для Военно-Морского Флота.

Особенно важна новость об истребителе пятого поколения. Это давний и трудный проект. В СССР и США поиски облика истребителя пятого поколения начались еще в середине 70-х годов, когда машины четвертого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ.

В 1997 году ОКБ компании «Сухой» представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс Су-37 и имя «Беркут». Этот истребитель обещал стать первым в мире самолетом вообще и боевым — в частности, имеющим крыло обратной стреловидности. Сборка полноценного экземпляра со штатными двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) не была завершена. Проект закрыли, и самолет теперь используется в качестве летающей лаборатории для отработки других тем. Параллельно МАПО «МиГ» подготовило свой проект истребителя пятого поколения, известный как «1−42». Реального самолета «1−42» не существует. В рамках этой программы была построена только летающая лаборатория для отработки технологий, которая имеет индекс «1−44». Сейчас ОКБ компании «Сухой» разрабатывает полноценный самолет пятого поколения — ПАК ФА (на базе «Су — 35»), его летные испытания и планируются на декабрь 2009 года.

Разработка истребителя пятого поколения оценивается в 12−14 млрд. долларов, является весьма дорогим и трудоемким процессом, который под силу только сильному государству с мощной экономикой и научно-техническим потенциалом, или группе государств. А в условиях наступившего мирового экономического кризиса это еще более затрудняет решение такой сложной проблемы. Именно поэтому разработка российского истребителя пятого поколения осуществляется совместно с Индией. При этом расходы планируется покрывать на паритетных началах. Не так давно аналогичное соглашение было подписано и с Бразилией.

США опередили Россию в области создания истребителя пятого поколения. Еще 15 декабря 2005 года там вступила в строй первая эскадрилья таких самолетов F-22A «Рэптор». Но эти машины оказались слишком дорогими, и не могут претендовать на массовое производство. Цена одного F-22 составляет около 180 миллионов долларов.

Сейчас в США разрабатывается истребитель F-35, который в два раза дешевле (69,3 млн. долларов). И в его создании американцы тоже опережают нас. На сегодняшний день собрано 6 самолетов F-35 (включая первый опытный экземпляр), еще 17 машин находятся в сборочном цехе. Опытные самолеты выполнили к сегодняшнему дню 83 полета.

F-35 представляет собой многофункциональный ударный истребитель, выполненный с применением технологий обеспечения малозаметности типа «стелс». Истребитель будет выпускаться в трех конфигурациях — базовой для ВВС (CTOL), палубной для ВМС (CV) и с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для корпуса морской пехоты США (STOVL). Боевой радиус действия F-35 составляет 1500 километров, практический потолок — 19200 метров. Максимальная скорость истребителя равна 2600 километрам в час. Боевая нагрузка варьируется от 5900 до 7700 килограммов.

Технико-тактические характеристики российских истребителей пятого поколения пока держатся в секрете. Но они, вероятно, не хуже, чем у американских. Во всяком случае, на учениях Pacific Vision, прошедших в августе 2008 года на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35. В виртуальных боях российский истребитель одержал победу над американским истребителем пятого поколения. На учениях присутствовал представитель австралийского военного ведомства, который и сделал победу российского оружия достоянием прессы. После этого в средствах массовой информации по всему миру появился целый ряд публикаций, в которых боевая эффективность самолета, позиционируемого американцами как лучший в мире, ставится под сомнение. Это больно ударило по продвижению истребителя на рынке. До того в ряде стран уже было принято решение о закупке этого самолета, а информация о том, что есть самолеты, которые и лучше, и дешевле, чем F-35, ставит под сомнение целесообразность таких сделок.

Представители Пентагона заявили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран, и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире. Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и российскими самолетами.


Из досье «СП»:

Су-35 (Су-27М) — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения. Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года. Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года. В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра). В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35. Обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ.

Новые самолеты на его базе будут иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники: многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей; наличие круговой информационной системы; освоение крейсерских режимов полета на сверхзвуковых скоростях; кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности; способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности; автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами; повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками; аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов; самолет должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета; самолет должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику». Такой самолет должен быть более дешевым в эксплуатации. Считается, что если стоимость одного часа эксплуатации самолета четвертого поколения типа Су-27 составляет 10 тыс. долларов, то для самолета пятого поколения этот показатель должен быть в пределах до 1,5 тыс. долларов.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня