Общество

«Счётчик нада мэнять, э! Срочна!»

«Коммунальные террористы» доводят московских бабушек до инфаркта

  
17253
«Счётчик нада мэнять, э! Срочна!»

У пенсионерки Валентины Петровны С. зазвонил телефон. Строгий женский «коммунальный» голос уведомил бабушку, что у неё в квартире истёк срок эксплуатации счётчика горячей воды. Необходимо провести поверку с заменой прибора. Иначе с 15 ноября квартиру переведут на общедомовой учёт, и платить придётся втрое дороже.

Валентина Петровна запаниковала. Стала лепетать в ответ, что вроде бы срок ещё не подошёл. Плановая поверка только в марте 2015 года.

— Вы знаете о постановлении правительства Москвы от 26.12.2012 № 831-ПП? — перебил строгий голос. — Теперь срок поверки определяется не с момента установки счётчика, а с даты его изготовления.

Бабушка совсем упала духом. О постановлении она не слышала.

— Значит, на завтра я включаю вас в заявку, — распорядилась коммунальная дама. — Ждите мастера прямо с утра, с восьми до одиннадцати. Цена нового счётчика 1500 рублей, работа 500 рублей.

Валентина Петровна позвонила на работу сыну Сергею. Рассказала про новые непредвиденные расходы. Сын позвонил в управляющую компанию. Там ему сообщили, что, если в акте установки счётчика указано: срок его поверки — март 2015 года, значит, так оно и есть. Никаких перемен в этот порядок не вносилось. Постановление № 831-ПП совсем о другом. «А звонили вам жулики, шлите их подальше», — посоветовали в компании.

Утром Сергей дождался «мастера» и отправил его восвояси. Тот ушёл, недовольно бурча. А днём, когда Валентина Петровна осталась одна, снова раздался телефонный звонок. На этот раз мужской голос с нездешним акцентом назвал пенсионерку по имени-отчеству и уточнил: ваш адрес такой-то? — Человек назвал также номер подъезда и этаж. — Почему вы подаёте заявку, а потом отказываетесь? Кто так поступает? — отчитывал бабушку неизвестный.

Подобных историй — сотни. В интернете есть специальные форумы, на которых народ делится опытом борьбы с «коммунальными террористами», неизвестно откуда (наверное, через ЦРУ) добывшими базы данных с подробными сведениями о потенциальных жертвах.

Вариантов развития событий в таких историях несколько. Первый — когда «разводка» не удаётся. Грамотный хозяин квартиры знает дату поверки счётчика и вообще демонстрирует коммунальную осведомлённость и уверенность в себе. После этого какое-то время ему могут ещё звонить, а потом отстают.

Второй вариант: клиент соглашается. Приходит мастер, ставит счётчик, берёт деньги и уходит. Иногда этот счётчик вполне нормальный. У настойчивой организации есть лицензия на установку приборов учёта. Но при этом фирма ворует у доверчивого жильца полгода или год (иногда больше) уже оплаченного им времени до законной плановой поверки счётчика. А бывает, что никакого сертификата у компании нет.

Третий случай: клиент вроде отбился, но недостаточно уверенно. Ему продолжают агрессивно названивать. Иногда с гортанным акцентом, но гораздо чаще — сварливым московским коммунальным голосом («вся Москва уже знает, что срок поверки счётчика определяется с даты изготовления, вы одна не знаете» и т. д.).

Летом нынешнего года «коммунальные террористы» буквально замучили жителей Зеленограда. Там в новых домах массово подходит (но ещё не подошёл) срок первой поверки счётчиков. И вот в квартирах, как правило, днём, когда дома только пенсионеры, раздаются звонки и представитель некой организации с чрезвычайно коммунальным названием в категорической форме заявляет, что пора проводить поверку с заменой счётчика.

Один из зеленоградцев, Дмитрий Сапожников, которому звонили по нескольку раз в неделю из некого «Мосводопроекта», написал жалобу в Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу.

Ответы Дмитрия не порадовали.

Из управление Роспотребназора по городу Москве жалобу переслали в территориальный отдел управления в Зеленоградском округе. И оттуда за № 32−00275 и подписью начальника отдела Л.А.Денисова заявитель получил такой ответ:

«…Информируем, что Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями… Вы не имеете заключённого договора и не имеете намерения заказать услугу в «Мосводопроекте». Такие действия не подпадают под действие указанного закона и не относятся к установленной сфере деятельности «Роспотребнадзора… На основании вышеизложенного обязать организацию прекратить звонки не представляется возможным».

— А Федеральная антимонопольная служба прислала письмо аж на четырёх листах, напечатанных с двух сторон, — говорит Дмитрий. — Краткое резюме такое: ФАС ничего предпринимать не будет, пока заявитель сам не соберёт все доказательства того, что обзвон не санкционирован и какие-либо права нарушены или ущемлены.

Жители Зеленограда рассказывают и более «весёлые» коммунальные истории. Например, Иван Кравченко поведал о том, как его соседу, ветерану, дедушке за 80 лет, предложили установить фильтры для очистки воды «всего» за 40 тысяч рублей.

Потом оказалось, что это типовой сюжет, его даже описала местная газета. Суть в том, что мнимые сотрудники Роспотребназдора ходят по квартирам зеленоградцев и предлагают фильтры для очистки воды за 60 тысяч рублей. Пенсионерам — большая скидка. При этом жулики демонстрировали хозяевам квартир нехитрый фокус: набирали в баночку воду из-под крана, добавляли некий реагент, якобы «разработанный на оборонных предприятиях» — а когда вода окрашивалась в грязно-коричневый цвет, читали лекцию о смертельной опасности употребления воды без фильтра.

В Роспотребнадзоре ситуацию прокомментировали журналистам как-то очень жизнерадостно: «Горе-коммерсанты только забывают предупредить граждан, что этот фильтр имеется в свободной продаже в магазинах города по цене меньше предлагаемой на порядок». Кроме того, сотрудники надзора посоветовали зеленоградцам «не подпадать под обаяние простейших химических фокусов из школьной программы».

Я так и вижу этих бодрых розовощёких парней из Роспотребнадзора, готовивших ответ. Они молодые, технически грамотные, с университетскими дипломами. Наверно, ребята никогда не будут старыми и беспомощными.

А теперешних бабушек и дедушек, стало быть, некому защищать от жуликов? И уголовной статьи на коммунальных беспредельщиков нет?

Московский адвокат Фёдор Абраменко, работавший ранее в прокуратуре, считает, что описанные в моей заметке действия - и те, когда предлагаются фильтры за десятикратную цену, и навязывание досрочной замены счётчиков — можно квалифицировать как мошенничество.

— Особенно если принять во внимание, что явление носит массовый характер, учитывая преследуемую цель, организованность. Это мошенничество со стороны определённого лица или ограниченного круга лиц. Не работников, которые обзванивают квартиры, не тех специалистов, которые меняют счётчики. Они только пособники и участники. Эта схема — мошенническая вся в целом, — говорит адвокат.

— Отдельный гражданин никоим образом ситуацию не изменит, — считает Абраменко. — Даже если попытается проявить принципиальность и пойдёт в суд, то вряд ли что-то докажет. Ситуацию может изменить общественность в лице своих коллективных образований, например, обществ по защите прав потребителей. Или государство в лице профильных институтов: ФАС или Роспотребнадзора, — полагает адвокат.

Но пока мы видим, что институты не особенно преуспели. Может, должна вмешаться прокуратура?

По мнению Фёдора Абраменко, основания для вмешательства прокуратуры имеются, «но её авторитет в последнее время уже не тот, что прежде», — считает адвокат. Попытка прокуроров отменить два года назад обязательную поверку приборов учёта воды только запутала ситуацию. Так что в этом ведомстве едва ли захотят ещё раз выносить суровые заключения, которые вряд ли будут ли исполняться.

Но тогда, может, общественники заступятся за московских бабушек?

Эксперт по проблемам ЖКХ Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» Андрей Болдов говорит, что в российском законодательстве, в отличие от американского, не существует коллективных исков. Есть только конкретные дела заявителей или от имени заявителя.

— Но что эти граждане должны написать в исковом заявлении? Что их обманули? Однако многие из них сами соглашаются на установку счётчиков, вызывают специалистов, — говорит эксперт.

«СП»: — Есть сотни историй, когда людям нагло врали насчёт истекших сроков, пугали, что оплата будет начисляться по какому-то страшному тарифу… Можно предложить гражданам записывать эти разговоры на диктофон, сейчас это технически не сложно. И подавать с вашей помощью иски о мошенничестве.

— У нас мало людей и огромное количество работы, — ответил на это эксперт ОЗПП. — К тому же москвичи жалуются друг другу на форумах, но у большинства из них не хватает настойчивости написать жалобу в тот же Роспотребнадзор. Потому что он хотя и отписывается по этой проблематике, но, когда количество жалоб переваливает за критическое число, кто «разгоняется», начинает действовать, так это именно Роспотребнадзор. Он хоть что-то рожает у себя в недрах.

— Нужна более активная реакция самих граждан, — считает Андрей Болдов. — Некоторое время назад нам удалось вместе с другими общественниками добиться отмены обязательного платного технического обслуживания приборов учёта воды. ОЗПП и многие граждане, простые москвичи, проявили настойчивость, пошли иски, пошло преследование через ФАС, и это обязательное техобслуживание «отвалилось». Правительство Москвы само отменило постановление, которым вводило обязательное обслуживание счётчиков. Которое, на самом деле, заключалось в протирании пыли за 500 рублей и переписывания показаний приборов.

— Я участвовал в этом деле, — продолжает эксперт общества защиты прав потребителей. — В том числе в Верховном суде мы «сносили» постановление правительства, которым была введена обязательность этой платы. И правительство Москвы благоразумно предпочло отменить своё соответствующее постановление. Потом в течение года были ещё какие-то всполохи, коммунальщики звонили гражданам и рассказывали — вы обязательно технически обслуживайте свои счётчики, но когда это не включено в ЕПД (единый платёжный документ), им отвечали: идите лесом, и это прекратилось навсегда, — закончил Андрей Болдов.

Если честно, у меня от таких комментариев оптимизма не прибавилось.

Впрочем, можно вспомнить другую историю о мошенниках, продававших московским старикам под видом чудодейственных лекарств обычные БАДы (биологически активные добавки). По цене от тысячи долларов за курс. Несколько лет эти дельцы, никого не боясь, дурили доверчивых пенсионеров. А потом звёзды неожиданно встали по-другому, за жуликов взялись правоохранительные органы, да очень крепко. В офис к мошенникам приехал СОБР, и «менеджеры» той компании, ломая ноги, прыгали с третьего этажа.

Московские звёзды — они непредсказуемые.

Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня