Общество

Сотрудники ТВ «СПАС» кормятся святым духом

Почему с работниками единственного в стране православного телеканала поступают не по-христиански

  
186

Межрайонная Басманная прокуратура направила исковое заявление в Басманный суд к администрации православного телеканала «СПАС» с требованием устранить нарушения Трудового кодекса и погасить задолженности по зарплате. Уже 10 месяцев сотрудники канала не получают зарплату, а теперь и вовсе оказались под угрозой увольнения.

Корреспондент «СП» попытался разобраться в особенностях православного телевещания, пообщавшись с операторами телеканала Андреем Неволиным и Масимом Степановым.

«СП»: — Сколько вам задолжал телеканал?

— Где-то около 400 тысяч рублей. Ну и остальных нашим коллегам приблизительно такие же суммы. Но надежды, что с нами рассчитаются добровольно, нет. Поэтому мы и написали заявление в прокуратуру.

«СП»: — Сколько вас?

— Кроме нас двоих еще два оператора и еще 8 сотрудников. Но есть и другие пострадавшие.

«СП»: — То есть?

— Например, заявления на увольнение «по собственному желанию» написала вся выпускающая редакция. А это 16 человек. Денег никому не выплатили. Вообще сейчас идет выдавливание всех, кто создавал этот телеканал. Я, например, стал работать еще в апреле 2005 года. С 1 июня был зачислен в штат, а вещать мы начали только 28 июля.


Телеканал «СПАС» открывался в июле 2005 года с большой помпой. Видные священники, политики и бизнесмены в один голос говорили о необходимости ТВ, которое пропагандировало бы вечные ценности. В роли главного «пропагандиста», точнее учредителя и редактора религиозного канала выступил Иван Демидов — бывший ведущий «Музыкального обоза», ставший теперь сторонником патриотического воспитания российской молодежи. Во многих своих интервью он особо подчеркивал, что канал «СПАС» создается на частные деньги, а государство и церковь к нему никого отношения не имеют.

Имена остальных соучредителей и инвесторов не афишировались. Между тем, по словам некоторых сотрудников телеканала — Иван Демидов и гендиректор Александр Батанов были лишь ширмой.


— Доля Вани Демидова не превышала 20 процентов, — считает Неволин. — А главным владельцем был авторитетный бизнесмен из Владивостока Геннадий Лысак. Все создавалось на его деньги. Так в неофициальных беседах нам говорил Батанов.

Слова оператора косвенно подтверждает информация, вывешенная на сайте Геннадия Лысака, якобы, созданного друзьями:

«Наряду с решением вопросов реконструкции, строительства и оснащения храмов и часовен в крае, Геннадий Иванович оказывает всестороннюю информационную поддержку православной церкви. С его помощью создан всероссийский православный телеканал „Спас“; выпущены четвертое и пятое издания книги „Библейская история“ тиражом 6 тыс. экземпляров; профинансирована программа пребывания в Приморском крае мощей святого великомученника Георгия Победоносца».

Вообще Геннадий Иванович Лысак — личность уникальная. Он и член партии единороссов, и депутат Приморской краевой думы. В 1998 году перенес тяжелейшую операцию на сердце, после чего и ушел с головой в Православие. Что впрочем, не помешало оказаться в центре громкого скандала, который разгорелся весной 2005 года. Тогда были задержаны 29 вагонов контрабандного товара из Китая, которые следовали на подмосковный склад одной из воинских частей ФСБ. В прессе замелькала информация о том, что по данным СКП РФ, таможенное «окно» на российской границе организовали экс-сенатор Игорь Иванов и депутат Приморского заксобрания Геннадий Лысак.

Впрочем, вся эта история на «СПАСЕ» не отразилась. Канал вошел в базовый пакет программ телекомпании «НТВ Плюс». Вещание шло 12 часов в сутки.


«СП»: — Кто принимал участие в передачах? — спрашиваю я у Неволина.

— Все видные патриархи РПЦ, известные политики.

«СП»: — Чем занимались вы?

— Мы участвовали во всех проектах.

«СП»: — А конкретнее?

— Например, делали «Русский час» с Дмитрием Смирновым. Кроме того, был получен грант от Федерального агентства по культуре на производство 52 программ «Основы православной культуры».

«СП»: - И когда начались проблемы с зарплатой?

— Перестали платить 9 месяцев назад. Тогда наш гендиректор Батанов тяжело заболел. Но он просил не прекращать выпуск программ, обещал расплатиться. Не доверять ему мы не могли. Ведь телеканал, по сути дела, был и нашим детищем, вместе начинали делать его с нуля. Но после Нового года состояние здоровья Батанова ухудшилось. А в мае его не стало. Между тем, 23 апреля генеральным директором назначали Бориса Костенко.

«СП»: — Как вы отнеслись к назначению?

— Положительно. Костенко — известный тележурналист, профессионал. К тому же на первую встречу с коллективом вместе с ним пришли представители консалтинговой компании «Михайлов и партнеры», в чьем доверительном управлении находится телеканал. Они заявили, что все долги будут выплачены. А потом с Костенко произошли разительные перемены. Он вдруг отстранил нас от работы без объяснения причин. Мы же на всякий случай в соответствии с ТК отправили телеграмму на его имя, сообщив, что сами приостанавливаем работу до полного погашения задолженности.

«СП»: — Как развивалась ситуация дальше?

— Костенко нанял других операторов, режиссеров, а нас стал заставлять писать заявления об увольнении. Мотивируя это тем, что мы больше не нужны, поскольку он теперь берет в аренду аппаратуру на ТТЦ «Останкино», уже с обслуживанием. Между тем, за аренду аппаратуры и помещения на Останкино выплачивается 3 миллиона рублей в месяц. Нам же говорят, чтобы мы о деньгах не мечтали. Мы записали беседы с директором на пленку. На одной из них Костенко прямо говорит, что получил задание уволить нас, не заплатив денег. Так что у нас есть документальные свидетельства. Еще мы написали жалобу в администрацию президента.

«СП»: Получили ответ?

— Да нам пришло уведомление, что жалоба рассмотрена и направлена в прокуратуру Москвы и трудовую инспекцию. Из прокуратуры вчера пришло сообщение, что дело передано в Басманный суд. По словам следователя, наше дело абсолютно выигрышное.

Прокомментировать рассказ подчиненных корреспондент «СП» попросил директора «СПАСа» Бориса Костенко, но он отказался.

— Я не буду ничего комментировать по телефону. Моя задача сохранить канал в эфире. Увольнения связаны с оптимизацией канала. Мы переходим на цифру, больше я ничего не скажу, — заявил Костенко.


Из досье «СП»:

Борис Костенко, в 1986 году окончил международное отделение факультета журналистики МГУ по специальности редактор телевидения. Был ведущим программ «Время», «Международная панорама», специальным корреспондентом программ «Семь дней», «До и после полуночи». С октября 1999 года — главный редактор Главной редакции художественно-публицистических программ ОАО «ТВ Центр». Автор нескольких телефильмов, в том числе «Кому нужна эта война. Приднестровский дневник», «Остров Сербия». Мастер спорта по современному пятиборью.

Лысак Геннадий Иванович, родился в 1950 году в Кемеровской области. После окончания средней школы поступил на заочное отделение Кузбасского политехнического института. В 1969 году проходил срочную службу в танковых войсках. С 1994 по 1996 года являлся первым заместителем главы администрации Владивостока, принимал активное участие в разработке концепции развития города. Сейчас Лысак считается одним из самых влиятельным бизнесменом Приморского края. Однако его состояние никак не соответствует этому статусу. Лично предпринимателю принадлежат лишь миноритарные пакеты в контролируемых компаниях — одном из крупнейших дальневосточных банков «Приморье», холдинге «Владхлеб» и двух рыбодобывающих компаниях — ТУРНИФ и «Интрарос», остальные акции разделены между более молодыми партнерами.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня