18+
среда, 24 мая
Общество

Дмитрий Анатольевич включил ручное управление стороительством подлодок

Президенту пришлось отправиться на Север, чтобы разобраться с проблемами атомных ракетоносцев

  
9

2 июля президент России Дмитрий Медведев впервые побывал на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске, специализирующемся на строительстве атомных подводных лодок для Российского ВМФ. Он вышел в акваторию «Севмаша» на катере и осмотрел атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий», который вот уже несколько лет находится в состоянии достройки. В тот же день президент провел совещание на «Севмаше» о развитии подводных сил ВМФ, в котором приняли участие вице-премьеры Сергей Иванов и Игорь Сечин, помощник президента Александр Абрамов, министр обороны Анатолий Сердюков, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, руководящие чины судостроительной промышленности. На совещании был обсужден ход создания головной атомной подводной лодки проекта 955 «Борей» и выполнение ряда других заказов в соответствии с государственной программой вооружения.

О перспективах развития атомного подводного флота наш корреспондент побеседовал с бывшим командиром соединения подводных лодок контр-адмиралом Александром Воронковым.

«СП»: — Почему такое пристальное внимание руководителя страны уделяется проекту «Борей»?

— Подводные лодки проекта 955 «Борей» — серия самых современных российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения». Они создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» и 667 БДРМ.

В настоящее время на северодвинском ОАО «Северное машиностроительное предприятие» по государственному заказу строятся три подводные лодки этого класса: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Всего планируется постройка восьми ракетоносцев. Первые три планируется ввести в состав Северного флота. Военно-морские базы Тихоокеанского флота (на Камчатке) будут готовы к приёму подлодок этого типа в 2009—2010 годах. Отставание по планам и графикам заставляет руководителей страны лично заниматься этим проектом.

«СП»: — По планам, «Юрий Долгорукий» должен уже года два как выполнять боевые задачи?

— Строительство головного корабля этого проекта, названного «Юрий Долгорукий», началось 2 ноября 1996 года. Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года. Однако 19 марта 2006 года степень технической готовности АПЛ оценивалась лишь в 60%. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду. 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. Запаздывание — около двух лет.

Второй подводный крейсер этого проекта «Александр Невский» был заложен в 2004 году. Срок сдачи — 2010 год. Но опять идет запаздывание.

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». Срок сдачи — 2011 год. «Александр Невский», «Владимир Мономах» и все последующие за ними подводные ракетоносцы будут построены по изменённому проекту 955А, существенно отличающемуся по технологии постройки и по форме корпуса. Возможно, что и число ракетных шахт будет увеличено до 20. В 2008 году планировалась закладка ещё одной подводной лодки этого проекта. Но не вышло. Недавно пресс-служба главкома ВМФ Владимира Высоцкого сообщила, что четвёртую лодку проекта 955 намечено заложить в 2009 году.

«СП»: — Насколько мы уступаем США в оснащении ВМС атомными ракетными стратегическими субмаринами?

— Сегодня в составе атомного подводного флота США находятся 18 атомных субмарин класса Ohio, 5 — класса Virginia, 3 — класса Seawolf и 45 — класса Los Angeles. Подводные силы Военно-морского флота России насчитывают на сегодняшний день порядка 60 субмарин, из них только 10 подлодок являются стратегическими атомными, более 30 — многоцелевыми атомными, остальные — дизельные. Основу нашей группировки морских стратегических ядерных сил (МСЯС) составляют подводные лодки проекта 667 БДРМ и 667 БДР (по классификации НАТО «Дельта-IV» и «Дельта-III»), которые входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Остаются в строю и самые большие в мире атомные подводные ракетоносцы проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО «Тайфун»).

Многоцелевые подлодки представлены в ВМФ России в основном проектами 949А («Антей», по классификации НАТО «Оскар-2») и 971 («Щука-Б», по классификации НАТО «Акула»). В 2010−11 годах на вооружение будет принята новейшая подводная лодка четвертого поколения проекта 885 «Северодвинск» («Ясень», по классификации НАТО «Гранай»).

Подводные лодки проекта 877 («Палтус», по классификации НАТО «Кило» или «Варшавянка») представляют в ВМФ России дизельные субмарины. Им на смену придут дизель-электрические подлодки (ДЭПЛ) проекта 677 «Лада» (по классификации НАТО «Амур»). «Головная подлодка этой серии «Санкт-Петербург» построена на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге и проходит испытания. На стапелях завода находятся в различной степени готовности еще две субмарины этого проекта «Кронштадт» и «Севастополь», которые должны войти в строй в 2010 году.

«СП»: — То есть отставание от США по количеству в два-три раза. Возможно ли при таком соотношении эффективное противостояние в океане?

— Недавно Федерация американских ученых (ФАУ) провела соответствующий анализ и получила такие результаты. Стратегический подводный флот ВМС США, вооруженный баллистическими ракетами, сегодня проводит в автономном плавании больше времени, чем в эпоху холодной войны. В 2008 году 14 американских подводных лодок класса Ohio провели 31 патрулирование в океане. Время, проведенное в морях каждой подлодкой, превысило аналогичный показатель в годы холодной войны. Двадцать лет назад американские подлодки проводили вдали от берега 50−70% года, сегодня — 90%. Такое увеличение срока автономок стало возможным благодаря введению сменного экипажа, который заступает на вахту по возвращении подлодки домой. Сегодня американская подводная лодка способна выполнять задачи в океане почти круглый год. Ежегодно американские атомные подлодки проводят больше боевых служб в океане, чем российский, французский, британский и китайский атомные подводные флоты вместе взятые. В 2008 году, по данным ФАУ, американские АПЛ провели втрое больше патрулей, чем российские стратеги. Напомню, что патрулирование — это нахождение АПЛ в подвижном состоянии на позиции нанесения ядерного удара по конкретным целям (городам) противника. Такое соотношение не может не вызывать тревогу у руководства нашей страны. Это, видимо, главная причина того пристального внимания, которое Дмитрий Медведев и Владимир Путин уделяют программе развития подводного флота ВМФ.


Из досье «СП»:

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Длина АПЛ — 170 м. Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов. Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек. Все подлодки проекта 955 «Борей» будут оснащены новым ракетным комплексом «Булава». Каждый атомоход будет нести 12 межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет типа «Булава-М» с головной частью, способной разделяться на 10 боевых блоков.

Помимо баллистических ракет, подводная лодка будет оснащена торпедными аппаратами.

Подлодки этого проекта оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. При строительстве «Бореев» применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств, снижении шумности.

АПЛ «Северодвинск» была заложена на «Севмаше» в 1993 году и стала головным кораблем проекта 855 «Ясень», который предусматривает строительство пяти современных субмарин для российского флота. «Северодвинск» будет иметь водоизмещение 8600/13800 тонн, размеры 119×13,5×9,4 метров, скорость 16/31 узел, и сможет погружаться на глубину до 600 метров. Экипаж подлодки будет состоять из 90 человек, включая 32 офицера. Основное оружие — крылатые ракеты, торпеды, ракето-торпеды и мины.

ДЭПЛ «Санкт-Петербург» (проект 677 «Лада») разработана в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина. Лодки серии «Лада» будут существенно отличаться от своих предшественниц оригинальной архитектурой корпуса, новизной практически всех конструкций, устройств, оборудования, механизмов, применением большого количества новых материалов. На субмарине — больше 170 приборов и систем, которые до сих не выпускались в России. Лодка имеет совершенную систему навигации. Уникальное оборудование обеспечивает безопасность судовождения, а также позволяет экипажу субмарины быстро и с высочайшей точностью наводить оружие на цель.

Впервые при проектировании подводной лодки использовались технологии, применявшиеся ранее только в аэрокосмической промышленности. Благодаря этому, например, навигационная система весит всего 50 килограммов. Лодка «Санкт-Петербург» имеет гидроакустическое покрытие нового типа, которое обеспечивает повышенную скрытность. Специально для серии «Лада» разработан новый силовой электродвигатель, который даже на полной мощности работает практически бесшумно.

Водоизмещение подлодки — 1765 тонн, длина — 67 метров, ширина — 7,1 метра, скорость подводного хода — 21 узел, надводного — 10 узлов, предельная глубина погружения — 300 метров, автономность — 45 суток. Экипаж — 35 человек. Лодка оснащена шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра (боекомплект — 18 торпед).

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня