18+
понедельник, 24 июля
Общество

«Нерпа» не тонет

Печально знаменитая атомная субмарина, на которой в прошлом году погибло 20 человек, снова вышла в море

  
4

Как сообщает агентство «Восток-Медиа» со ссылкой на источник на заводе «Звезда» (ЗАТО) в поселке Большой Камень, лодка возобновила ходовые испытания.

 — В полдень в пятницу атомный подводный крейсер покинул территорию завода и направился в залив Петра Великого, — сказал собеседник агентства.

Виноват Гробовой

Напомним, 8 ноября прошлого года во время судовых испытаний в Японском море на АПЛ «Нерпа» произошла страшная авария, унесшая жизни 20 человек. В основном это были гражданские специалисты и создатели АПЛ — сотрудники Амурского судостроительного завода (АСЗ), судоремонтного завода «Восток» — владивостокского филиала АСЗ, где строилась «Нерпа», а также инженеры оборонных предприятий-разработчиков Москвы и Санкт-Петербурга.

Обвинение предъявлено матросу по фамилии Гробовой, который, как считают следователи, несанкционированно привел в действие систему пожаротушения, так как решил посмотреть, как действует пункт управления.

— Задача любого расследования аварии — не столько в выявлении «стрелочника», сколько в выяснении ее причин и предотвращении будущих аварий, — сказал после аварии корреспонденту «Свободной прессы» старый морской волк, экс-командир АПЛ, а ныне председатель Питерского Клуба подводников Игорь Курдин. — Насколько мне известно, результаты расследования по «Нерпе» еще не оглашены и что-то говорить конкретное — преждевременно. Но та информация, которая мне известна, указывает все же на пресловутый человеческий фактор. На подлодке много чего есть для «защиты от дурака», но абсолютной защиты быть не может в принципе. В данной аварии у каждого своя вина — от главкома, конструктора и до тех, кто находился в лодке во время аварии. Но на острие пирамиды всегда один человек. В данном случае — это матрос, который допустил грубую и непростительную ошибку. Но ведь на борту находились люди, которые обязаны были контролировать матроса. Они не проконтролировали. В итоге — эти дурацкие кнопки нажимал матрос.

Геннадий Багин, директор предприятия «Восток», вскоре после аварии заявил журналистам, что «виноват» в гибели людей ядовитый фреон, который для «Нерпы» закупили у неизвестного производителя через посредников. Брагин пообещал усовершенствовать общекорабельную систему управления «Молибден», а особенно пульты включения ЛОХ, которые, по его словам, в каждом отсеке подлодки должны иметь надежные средства блокировки, проще говоря, «защиту от дураков»…

Дорогой ремонт

Как ранее писала «Свободная пресса», в начале апреля губернатор Амурской области Виктор Ишаев неожиданно заговорил об атомной субмарине «Нерпа». Возвратившись из московской командировки глава области собрал пресс-конференцию и заявил, что Амурскому заводу для полного восстановления «Нерпы» понадобится больше миллиарда рублей:

 — Эта сумма предварительная, и нужна для того, чтобы вернуть АПЛ в рабочее исходное состояние, — пояснил губернатор и добавил: — Минобороны РФ не собирается удерживать (с завода. — Авт.) эти деньги, оно идет навстречу, но ребуется совместная работа, чтобы каждую копеечку подтвердить.

15 апреля 2009 года губернатор Ишаев расскзал журналистам, что уже направил письмо руководству страны с просьбой обратить внимание на проблемы Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. По его словам, долгое отсутствие финансирования государственных заказов этого оборонного предприятия ставит под угрозу его дальнейшую работу.

— Нас беспокоит то, в каком состоянии находится завод. Мы понимаем, что в этом состоянии он не сможет дальше выполнять мощные государственные заказы, — сказал Ишаев. — Только на восстановление атомной подводной лодки «Нерпа», которая сошла со стапелей завода в 2008 году и на которой во время ходовых испытаний в Японском море произошла авария, необходимо 1,9 миллиарда рублей.

Много это или мало?

Ответить на подобный вопрос нелегко, ввиду засекреченности проекта. Но можно предположить. Например, подводник Игорь Курдин считает, что, для восстановление «Нерпы» эта сумма чересчур велика.

 — Я не специалист и не экономист, но мне кажется, на такие деньги можно построить еще одну подводную лодку. Думаю, это голословное заявление губернатора, оно ничем не обоснованно.

«СП»: — Сколько по вашему мнению может стоить строительство подобной лодки?

 — Я вам сейчас назову точную цифру. Лет 10 назад я написал в соавторстве с американцами книгу, посвященную расследованию катастрофы АПЛ К-219, которой я командовал. Книга называется «Враждебные воды». Когда я собирал для нее материалы, будучи еще военным, командиром, то в одном архиве обнаружил акт, в котором была указана точная стоимость К-219 на тот момент (1987-й год). Так вот, стоимость субмарины была — 58 миллионов советских рублей, без учета спецоружия. В те годы, если помните, доллар официально в СССР стоил 87 копеек, хотя, я понимаю, что истинную его стоимость не знал никто.

«СП»: — К-219 и «Нерпа» лодки одного класса?

— К-219 — ракетный подводный крейсер, несший на борту 16 баллистических ракет, а «Нерпа» — многоцелевая лодка российского подводного флота. По водоизмещению, вооружению они в целом сопоставимы.

Индусы не отказываются от «Нерпы»

Ранее начальник пресс-службы Амурского судостроительного завода Марина Радаева заявляла:

 — Контрактные сроки по этой лодке очень жесткие. Год сдачи корабля — конец 2010. Но руководство АСЗ выступило с инициативой ускорить работы и завершить их к концу 2009 года, чтобы, в каком-то смысле, реабилитироваться перед заказчиком.

Она добавила, что инициатива завершить испытания АПЛ к концу 2009 года обсуждаются и с индусами, которым «Нерпа» будет передана в аренду.

Справка «СП»

АПЛ «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б») относится к подводным лодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины 8140/12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 метров, автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека, вооружение — 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня