18+
пятница, 24 марта
Общество

Правоту пророка Моисея доказали современные ученые

Дружить или даже просто жить в соседстве с состоятельным человеком — очень вредно для здоровья

  
16

Этот, в общем-то известный факт, документально установили ученые из Чикагского университета. Отчет об их исследованиях публикует на днях лондонская газета «Дейли Мейл». Согласно исследованиям, подобное соседство в первую очередь отрицательно влияет на сердечно-сосудистую систему человека, а также ведет к развитию сахарного диабета.

Дело в том, утверждают ученые, что наблюдая за успехами удачливого соседа или приятеля, обладатель небольшого состояния впадает в устойчивый стресс, а он, в свою очередь, ведет к ослаблению иммунной системы. Вот тут и настигают человека болезни.

Ученые из США разработали ряд рекомендаций. Например, таких:
 — поменяйте район проживания;
 — измените стиль жизни, который поможет исключить постоянные мысли о чужом богатстве и успехах;
— разбогатейте сами.

10-я заповедь Моисея

По версии Википедии, зависть — это огорчение по поводу успеха и благополучия других людей.

10-я — самая последняя из заповедей Бога, которые по легенде были сниспосланы людям через пророка Моисея около трех с половиной тысяч лет назад, гласит:

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».

Корреспондент «Свободной прессы» попытался выяснить, что по этому поводу думают современные российские психоаналитики. Оказалось, они отнюдь не единодушны в оценке завистливых людей.

«Не путайте «черную» зависть с «белой»

Николай Нарицын, врач-психотерапевт, психоаналитик:

 — Завидующий считает, что человеку «просто повезло». А ему самому, соответственно, нет. Обидно! Еще зависть возникает там, где ощущается, скажем, так, потенциальный риск того, что некто возьмет над вами несанкционированную власть.

Чаще зависть испытывается по отношению к тому, кто стоит с вами на одной иерархической ступени — к человеку из своего круга, из своего социума, ведь что бы ни говорили, именно из-за потребности как-то оценить себя в социуме и найти в нем свое место и возникает подобное сравнение…

Человеку вдруг кажется, что «я и вот мой сосед — люди совершенно одного плана и одного уровня, но почему у меня всего этого нет, а у него есть? За что это ему такие блага? Возможно, где-то за мой счет?

Деструктивность зависти во многом оттого, что, как и у ревности, ее основная базовая эмоция — СТРАХ того, что кто-то, находящийся с тобой на одном уровне, вдруг получил в свое распоряжение нечто повышающее его общественный ранг, а ты — нет.

Можно так сказать, что «белая зависть» — это зависть с примесью интеллекта. Человек хотя бы анализирует, кому есть смысл завидовать, а кому нет; и главное, позавидовав чужому успеху, он уже строит планы, что бы ему такого сделать для того, чтобы такой же успех получить.

А вот «черная» зависть — не конструктивна и даже разрушительна, поскольку она не дает человеку стимула что-то делать самому.

Зависть как общественное явление чаще встречается в тех социумах, где, во-первых, в цене ранговые отношения, а, во-вторых, где сам человек, с помощью своих трудозатрат, ничего добиться не может в силу общественного устройства: «Ты хоть лоб себе разбей, а не выбьешь двух рублей». Иными словами, когда человек, что бы он ни делал, на свой общественный ранг повлиять не может.

В авторитарных и неизменяемых условиях лучшее средство от зависти — уравниловка. Что мы и наблюдали ранее в СССР.

«Свободный» же мир дает какие-то собственные возможности. И вот там уже зависть как неконструктивная разрушительная эмоция может превращаться в соревновательный стимул с желанием что-то делать самому. Но опять же — не у всех. Те, кому в силу мотивации легче принизить другого до себя, чем карабкаться к нему наверх самому, кому сложно вообще пользоваться логикой и что-то осмыслять, у кого на это нет интеллектуальной и волевой возможности — те обречены на зависть, причем на «черную», бесстимульную, практически всегда.

И еще — «черная зависть» деструктивна не только для самой личности, но и для общества. Представьте, — один человек позавидовал другому, что у того есть какая-то вещь, и стал у него эту вещь отнимать. Они подрались и в пылу драки пресловутую вещь порвали, разбили и т. п. Теперь ни у одного, ни у другого ничего нет.

«Зависть — ключ к просветлению»

Николай Орёл, психолог:

 — В чем смысл и позитивное значение этого порой иссушающего душу подсматривания — а что там, за соседским забором? В самих словах «зависть» и «завидовать» содержатся ответы на вопрос. «Завидовать» означает — «видеть за другого». Отринуть самоценность, перестать жить своей собственной жизнью и радоваться ей. Отдать свое видение и внимание жизни других.

В царстве природы нет зависти. Каждый вид птиц или животных вполне доволен самим собой. Чести завидовать удостоен только человек, благодаря приобретению второй сигнальной системы и мышлению. Например: эта уникальная способность позволяет мучиться бессонницей всю ночь, даже если источник беспокойства и несчастья находится от вас за несколько сот километров, или же, сидя перед экраном телевизора, завидовать жизни других стран и континентов, размышляя о благах тамошнего проживания.

Человеку предоставлена фантастическая способность бегства из своей собственной жизни, благодаря своему отвлеченному мышлению. И зависть — это просто одно из достижений эволюции человечества в целом.

По моим наблюдениям, каждый из нас интуитивно понимает, что зависть — это нормальное явление. По моему мнению, зависть становится «черной», когда она неосознаваема и непонимаема или непроизносима самим завидующим. В таком случае, она становится ядом, отравляющим душу и тело. Если вы ее подавляете, она может отомстить.

Проблема как раз в том и заключается, что мы не умеем завидовать. Зависть наша какая-то кривая да на костылях. Мы ее забили до смерти тем убеждением, что зависть удел слабых да немощных людей. Ее надо подлечить, вдохнуть в нее жизнь и свет, сделать краснощекой и крепкой телом красавицей.

Важно поэтому не допускать в сознание само это слово, вздыхая и сожалея взирать на «чудесную и прекрасную» жизнь окружающих, а также на свое «жалкое» существование". То есть жить по неписаному правилу: «За забором трава всегда зеленее».

Если вы боретесь с завистью — вы стали ее жертвой. Если вы знаете, что она есть и отмечаете ее, то происходит чудо. Зависть может превратиться в радость, радость за других людей.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;