Как известно, латвийские националисты постоянно ругают Россию, это во многом стало традицией политической элиты, однако знаменитый композитор взялся защищать Россию и русскую культуру.
Дело в том, что местные критики нашей страны договорились до того, что, мол, следует запретить конкурс «Новая волна», хотя он и стал визитной карточкой не только Юрмалы, но и всей Латвии. А Маэстро сказал журналистам, что ему жаль критиков конкурса, которые совершенно не понимают, что молодым исполнителям дает участие в таком мероприятии.
— Мне жаль людей, которые так говорят… Никто ведь не заставляет участвовать, но, по-моему, артисты получают возможность показать себя широкой публике, — сказал Р. Паулс агентству BNS.
Конкурс состоится в конце июля — начале августа, и Маэстро принял решение снова работать в его жюри.
Р.Паулс пытается убедить оппонентов в своей правоте не только в самой Латвии. Он побывал в Витебске на фестивале «Славянский базар», и там высказал мысль, которая не понравится латвийским националистам:
— Сейчас молодому артисту сделать карьеру очень тяжело, особенно в Латвии — страна маленькая и музыкальный рынок соответственный. «Новая волна» и «Славянский базар» должны соревноваться.
К сожалению, политическая атмосфера в Латвии такова, что Р. Паулсу, очень вероятно, придется испытать на себе ненависть националистов. На него уже были нападки, особенно когда он намеревался баллотироваться в президенты. Националистам, требовавшим изгнать русских жителей Латвии из страны, не нравилась, в том числе, его взвешенная позиция по отношению к русским республики, к нацменьшинствам.
— Я бы не сказал, что чувствую себя очень радостно, — говорил тогда Маэстро. — Мир политики очень сложен. Нередко говорят, что это грязный мир.
Но изменить позицию Р. Паулса его политические оппоненты не могли.
— В Латвии почти 50 процентов людей, говорящих по- русски, — я не люблю термин «русскоязычное население», — высказывался Маэстро. - Существуют проблемы интеграции. У нас есть города, где почти все население говорит по-русски. Эти люди тут живут, им некуда ехать. А условия жизни, экономические трудности сказываются на судьбах и русских, и латышей. Вопрос межнациональных отношений — тонкая сфера…
В последнее время в латвийском обществе происходят перемены, и сами латыши начинают трезвее смотреть на жизнь, поддерживать идеи, высказываемые, в том числе, и Р.Паулсом.
В Риге, например, горожане отдали предпочтение политическому объединению «Центр Согласия», и его лидер, русский политик Нил Ушаков был избран мэром столицы. Однако националисты не успокаиваются. Глава местных социал-демократов Дайнис Иванс пытается убедить, будто рижане сделали неверный выбор, поставив… на русских националистов. На самом деле он лжет. В «Центре Согласия» немало популярных политиков — латышей. Видно, в чем сам виноват, то в других и подозреваешь.
Д.Ивансу, например, не дает покоя древний русский городок у границы — Пыталово, который этот политик называет на латвийский манер — Абрене, уверяя, будто это «исторически принадлежащая латвийскому государству территория». А поскольку отнять городок у России никак не получится (пообещал же Владимир Путин латвийским националистам «уши мертвого осла» вместо Пыталово), предлагает поставить в Риге соответствующий памятный знак о принадлежности т.н. Абрене Латвии. Но националистические идеи начинают постепенно выветриваться из умов избирателей, уступая здравому смыслу, и партия Д. Иванса с треском проиграла выборы.
Но националисты не отступают, идеи Р. Паулса будут прививаться на земле Латвии не так уж просто. Об этом свидетельствует и опыт антипода Маэстро -«русофоба и антисемита», как его называют в самой Латвии, рижского издателя Айвара Гарды. Он не только делает хамские заявления в адрес русских, требуя удалить их из страны, и устраивает конкурсы на лучшее предложение по реализации этой идеи, но и выпускает газету «ДДД», название которой означает «Деоккупация, Деколонизация, Дебольшевизация». Причем этот националист, успешно преодолевающий слабенькие барьеры на своем пути в виде вялых судов за разжигание национальной розни, и сам нападает на русских журналистов, критикующих его за национализм. Вот и теперь он пытается судиться с журналистами русской газеты «Час».
Вот что пишется в этой «ДДД»: «Латыши не должны допускать беспрепятственного антилатышского хуления со стороны красных фашистов. „Час“ и другие оккупантские газетенки подобными публикациями разжигают ненависть к основной нации Латвии, а потому Латвийский национальный фронт призывает бдительно следить за всем, что выходит в свет в русскоязычных изданиях, на телевидении, радио, в интернете, и правовыми путями выкуривать эту антилатышскую дрянь из Латвии. Общими усилиями нужно добиться, чтобы каждый бродяга, который провозглашает интересы пятой колонны в Латвии, разжигает национальную рознь и грубо клевещет на представителей основной нации, был бы призван к ответственности».
Латвийские власти никак не реагируют на подобные выпады печально известного издателя, что говорит и о соответствующей политической атмосфере в этой стране. Так что поступок Р. Паулса вряд ли пройдет незамеченным. В какой-то мере, возможно, он исправляет и свои собственные ошибки. Был грех, Маэстро поддался общим настроениям в первые годы после распада СССР. В Риге ведь помнят, как он, будучи министром культуры, своим решением закрыл популярный русский рижский ТЮЗ. Но сейчас Паулс как бы оправдывается, защищая «Новую волну»:
— Времена, когда надо было бояться всего российского, прошли. Тогда давайте не будем признавать и оперы Москвы и Петербурга.
Да, он, кажется, изменил свои взгляды. Известны ведь его слова:
— Несмотря на трудности, существовавшие в советские времена — идеологическую цензуру и многое другое, — мы все равно как бы параллельно этому жили, работали, выступали, ездили друг к другу. Веселились, пели, отдыхали, проводили в Москве «Песни года». В нашей среде всегда были нормальные отношения, и самое главное — никогда нигде не говорили о национализме…
Рига.