18+
пятница, 28 июля
Общество

Причины гибели иранского Ту-154: версии эксперта

Если пилот не успевает сообщить о возникших проблемах диспетчеру, значит случилось что-то мгновенное

  
46

Иранское новостное агентство MEHR опубликовало список погибших пассажиров и членов экипажа самолета Ту-154 авиакомпании Caspian Arlines, разбившегося 15 июля во время перелета из Тегерана в Ереван. Перевод списка размещен на сайте агентства Trend Новости.

В списке числится некая Наталья (или, по версии армянского МИД, Нателла) Никонова, однако информации о том, является ли она российской гражданкой, нет. Ранее российское посольство в Ереване сообщило корреспонденту «СП», что россиян на борту не было.

Причины катастрофы пока неизвестны.

Сообщается, что найдены два из трех «черных» ящиков. Но они настолько повреждены, что, по мнению экспертов МАКа, прилетевших к месту катастрофы, расшифровать их будет весьма трудно.

Между тем, государственная радиостанция «Голос Израиля» со ссылкой на зарубежные источники передала, что прибывшие на место авиакатастрофы родственники летевших в самолете пассажиров были шокированы тем, что обнаружить и отделить останки погибших друг от друга невозможно — все пассажиры и члены экипажа сгорели дотла, на месте крушения был один пепел. В связи с этим международные эксперты высказали мнение, что в самолете находились террористы-смертники, которые его взорвали.

О возможных версиях гибели иранского Ту-154, корреспондент «Свободной прессы» беседует с авиационным экспертом, штурманом-инструктором одной из столичных авиакомпаний Александром Савеловым.

«СП»: — Скажите, что могло стать причиной гибели самолета?

 — Честно признаюсь, я и мои коллеги в полном недоумении. Очень нестандартная ситуация: самолет взлетел в Тегеране, набрал высоту 8 тысяч метров, пролетел 160 км и… рухнул практически вертикально вниз.

«СП»: — Почему вы думаете, что вертикально?

 — На это указывает небольшой разброс обломков и огромная воронка на месте падения. Вспомните недавнее падение «Боинга» в Перми. Там разброс обломков был значительно больше, хотя падал самолет с гораздо меньшей высоты.

«СП»: — Какие в этой ситуации могут быть версии?

 — О! Их может быть великое множество.

«СП»: — Сообщалось о пожаре в двигателе…

 — Вряд ли это могло стать причиной падения. Пожар тушится моментально — перекрывается керосин, включается система тушения, двигатель глушится. А для «тушки» практически нет разницы — лететь на двух двигателях или на трех.

«СП»: — Что тогда еще могло случиться?

 — Версия первая: могла отказать система управления. Ту-154 хоть и очень старая модель, но управление на нем стоит уже бустерное.

«СП»: — Что это значит?

— На предшественнике — Ил-18 — оно было еще механическим, то есть, пилот крутил штурвал, и эти усилия передавались к рулям высоты и направления посредством стальных тросов. На Ту-154 — уже какая-никая, а электроника, гидроусилители. Если очень упрощенно, то функционирует это так: информацию о том, что пилот повернул штурвал или потянул его на себя, снимают специальные датчики привода, насколько я помню, называются — ДП-2. Они затем по проводкам передают команды специальным механизмам на рулях самолета. Но, как известно, электроника, даже современная, может отказывать, что, кстати, стало причиной недавнего крушения французского аэробуса, рухнувшего в Атлантический океан. Там, как сообщалось, отказали датчики скорости.

Правда, все системы на самолетах многократно дублируются, и этот факт не совсем укладывается в версию отказа. К тому же, если отказывает управление, пилот обычно успевает доложить на землю. В данном случае, сообщения не последовало, хотя, возможно, иранцы не говорят.

Версия вторая: самолет столкнулся в воздухе с посторонним предметом. Например, с метеозондом. Они способны подниматься на подобную высоту. К зонду привязана металлическая коробочка с измерительной аппаратурой. На скорости 800−850 км в час, с которой летит «тушка», столкновение могло быть весьма разрушительным.

Кроме того, по крылу Ту-154 мог чиркнуть военный истребитель. Естественно, об этом иранцы будут тоже молчать. Я летал над Ираном, там военные гоняют часто без радиоответчиков.

«СП»: — Что это?

 — Это очень важный прибор, сообщающий соседним бортам все свои параметры полета. У военных он часто отсутствует, и пилот другого самолета у себя на дисплее видит лишь точку — некий летящий объект, но не может определить куда летит объект, на какой высоте и с какой скоростью… Все пилоты в данной ситуации точно знают — прет военный истребитель.

«СП»: — Это неприятно?

 — Не то слово! Скажу больше, например, в соседней Турции военные летчики часто отрабатывают на гражданских самолетах боевую атаку.

«СП»: — ???

 — Например, заходит спарка истребителей сзади сверху и пикируют прямо на нас, а метров за 500 отворачивают в разные стороны. У нас в кабине начинает орать прибор, предупреждающий о столкновении, экипаж матерится… Через несколько минут «атака» повторяется. Так молодые пацаны — натовские летчики — забавляются в турецком небе.

«СП»: — Но вернемся к версиям…

 — Третья версия: несанкционированный пуск ракеты «земля-воздух», как это случилось несколько лет назад над Черным морем — тогда украинская ракета сбила наш пассажирский Ту-154.

Но вообще, если пилот не доложил о возникших в полете проблемах на землю — это напрямую указывает на то, что в воздухе произошло нечто мгновенное. Что это могло быть? Теракт, столкновение, взрыв… Пока не будут расшифрованы «черные ящики», мы этого не узнаем.

Список 153 погибших во время крушения самолета следовавшего рейсом Тегеран-Ереван:

1. Хамидрза Абдуллахзаде

2. Арам Ахмади Нуре

3. Ант Ажандж

4. Гасим Акпяри

5. Мярьям Алайи

6. Аляви Ширху

7. Ахмад Али Мяхяммяди

8. Араш Али Мяхяммяди

9. Алиакпар Али Мяхяммяди

10. Каве Али Мяхяммяди

11. Муниже Алирзайи

12. Мужде Алирзайи

13. Анахита Амини Аляви

14. Али Амири

15. Нана Анташян

16. Эдвин Асадурян

17. Аршавир Авакян

18. Азад Аванесян

19. Мусеиб Азизулахи

20. Ануш Бабумян

21. Яхья Багирпур

22. Али Бяхрами

23. Хусейн Бяна

24. Мяхди Барфрушан

25. С. Бехиштинеджад

26. Анна Бугусян

27. Руба Бахлули

28. Леон Давидян

29. Вахидрза Дехганиньян

30. Мартрик Дравансян

31. Вахид Ибрахими Дулу

32. Дарьюш Эхья

33. Наири Истапанян

34. Шухар Истапанян

35. Джамшид Фяламярспур

36. Муртаза Фаллахзаде

37. Рашид Фяраджаде

38. Мохсун Фазаи

39. Милен Гаранян

40. Ф. Гафурисьях

41. Али Гязявяти

42. Неда Гуламхусейни

43. Хасан Гуллуби

44. Хасмак Гуллубан Хафт

45. Карапет Бугасян

46. Цекадва Сиви

47. Аббас Никнам

48. Наталья Никонова

49. Мохсун Норузпур

50. Насир Нусряти

51. Ибрахим Пидарси

52. Хамаспур Пулади Гала

53. М. Пур Мугаддам

54. Алирза Пургурабани

55. В. Рафии Мансур

56. Мехди Рийахи

57. Мустафа Сяббахи

58. Шахнам Сабури

59. Давуд Саларян

60. Азин Салехи

61. Саид Салехи

62. Ф. Самарганди

63. З. Самарганди

64. Мохаммад Хусейн Санайи

65. Армен Саркисян

66. Ваве Саркисян

67. Армен Саркисян

68. С. Сейид Алипур

69. Масума Шаджу

70. Юрик Шахбазян

71. Шахмурадян

72. Хачатур Симонян

73. Хачики

74. Ара Сируян

75. Амин Сулейманифар

76. Али Султан Мохаммади

77. Зармине Суктарян

78. Вартануш Тахмасибян

79. Лусик Тарминян

80. Рамун Тарубян

81. Кристина Труванси

82. Анахита Труванси

83. Насир Тимури

84. Таде Тимаш

85. Сиявуш Ватанпарвар

86. Ягубян

87. Р. Ягубян

88. Абдуррза Ямини

89. Рза Юсифи

90. Алла Зараян

91. Тарлан Зараян

92. М. Зариф Мохаммад

93. А. Забардаст

94. Иман Зейнивянд

95. Артур Григорян

96. Мохаммад Хаддади

97. Арин Хадихан

98. М. Хадихан

99. Гуламрза Хагдуст

100. Гуламрза Хагпараст

101. Асадулла Хагпараст

102. Хасан Хасанзаде

103. Пулорик Хайрупту

104. Сейид Мехди Гусейни

105. Мохаммад Изаджу

106. Джавад Джафари

107. Ягуб Джафари

108. Маджид Джалали

109. Вахид Джаванбахш

110. Хамид Джаванбахш

111. Мохаммад Джазайери

112. Шайан Джазайери

113. Рахам Джазайери

114. Гамидрза Какаванди

115. Толян Карапетян

116. Надя Карими

117. Нилуфяр Карими

118. Нима Карими

119. Хусейн Карими

120. С. Кашанифар

121. Ахмед Кермани

122. Амин Хаббазкар

123. Эдвард Хачик

124. Хасан Ханинзаде

125. Али Хейрат Ирун

126. Ахмедрза Харади

127. Хума Хунгармху

128. Алирза Лашкари

129. Роя Лотфифард

130. А. Махмудизаде

131. Найри Маилян

132. Аршавир Манасерян

133. Карен Маргарян

134. Масис Матиян-Кунара

135. Ани Малейкумакар

136. Арин Малейкумакар

137. Мегдад Муалими

138. Али Мухаддис

139. Х. Мохаммади

140. Гуламрза Мохаммади

141. Фатима Мохаммадсафа

142. Бабек Мухтари

143. Т. Мурадян

144. М. Музафари

145. Назила Найим

146. Садиг Наджафи Лахиджи

147. Алвард Навасартян

148. Алиназари Шякиб

149. Ашот Нарсесян

150. Хади Нияги

151. Фархад Нияварани

152. Сяид Расули

153. Алирза Лягри

В списке не указаны имена 15-ти членов экипажа.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня